АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Беларусь (далее — Беларусь, страна) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ и в национальной валюте — B+;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B и в национальной валюте — B.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Развивающийся», в национальной валюте — «Развивающийся». «Развивающийся» прогноз предполагает возможность разнонаправленного движения рейтинга: неизменность, повышение или понижение на горизонте 12–18 месяцев.
АКРА подтвердило следующие рейтинги облигационного выпуска страны:
-
по международной шкале — B+;
-
по национальной шкале для Российской Федерации — BBB-(RU).
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Относительно высокий уровень благосостояния.
-
Умеренный уровень госдолга.
-
Углубление интеграции с Россией.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Сокращение резервов, накопленных в предыдущие годы.
-
Риски реализации условных обязательств.
-
Слабая внешняя позиция.
-
Узость внутреннего рынка капитала.
Обоснование кредитного рейтинга
В 2023 году экономика Беларуси демонстрирует восстановление, однако, по мнению АКРА, стабильность этого процесса до сих пор остается неопределенной, что отражает «Развивающийся» прогноз. Цены на основные экспортные товары страны в текущем году снижаются, объемы экспорта данных товаров отстают от предкризисных, транспортные издержки возросли. Сектор информационных технологий, один из драйверов экономики страны ранее, продолжает сокращаться. Потребительский импорт увеличился на фоне роста кредитования домохозяйств. Запасы остаются приближенными к максимальным уровням. Положительными факторами являются восстановление промышленности, рост инвестиций, снижение инфляции, сокращение внешнего долга и удержание резервов в условиях сохранения выплат по внешнему государственному долгу в национальной валюте. Ключевым фактором, поддерживающим восстановление экономики страны, является продолжающаяся интеграция с Россией, в том числе торговая. Кредитное качество Беларуси в дальнейшем будет во многом зависеть от способности страны сохранить восстанавливающийся импульс и перехода экономики к устойчивым темпам роста в условиях отсутствия негативных внешних и внутренних шоков.
Макроэкономика
АКРА ожидает, что в 2023 году рост экономики Беларуси составит 1,9%. Оперативные данные свидетельствуют о восстановлении экономики страны в текущем году: так, в первом полугодии рост был равен 2%. Во многом это обусловлено низкой базой в связи со значительным падением во втором квартале 2022 года. Докризисный уровень ВВП еще не достигнут. Положительными трендами являются восстановление объема инвестиций (на 24,5% год к году по состоянию на июнь 2023 года) и рост промышленности (15,5%), а также восстановление потребления домохозяйств. Положительное влияние оказывает пересмотр темпов роста экономики России в сторону повышения. Сдерживающими факторами являются продолжающееся снижение занятости и рост потребительского импорта, объем которого превысил докризисные уровни. Кроме этого, сектор информационных технологий продолжает сокращаться, а запасы продукции остаются приближенными к максимальным уровням.
АКРА ожидает, что по итогам 2023 года инфляция в Беларуси составит 7,3%. В июне текущего года темпы роста инфляции замедлились до 2,9%, что было обусловлено как снижением мировых цен на продовольственные товары, так и сокращением потребительских цен в России — основном торговом партнере страны. В то же время инфляционные ожидания населения остаются достаточно высокими (10,9% в июне 2023 года). По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, в стране ценовое регулирование осуществляется по широкому спектру товаров потребительской корзины. Это может привести к накоплению различных рисков, например фискальных, для компенсации бюджетом недополученных доходов экономических агентов и, как следствие, к негативному влиянию на экономический рост.
Государственные финансы
По предварительной информации, фактический дефицит консолидированного бюджета в 2022 году оказался незначительно больше первоначального плана, а показатель госдолга к ВВП практически не изменился. По оценке АКРА, основными источниками финансирования дефицита бюджета в прошлом году были накопленные ранее остатки и внутренние заимствования. Кроме того, выросли обязательства правительства перед Национальным банком Республики Беларусь (НБРБ).
В 2023 году утвержденный дефицит консолидированного бюджета составляет 1,5% ВВП. Основные статьи увеличения расходов: социальная политика, общегосударственная деятельность (трансферты бюджетам других уровней), национальная оборона, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности. В части доходов основным риском является исполнение доходов (НДС, налог на прибыль), связанных с плановым ростом (3,8%). Важной статьей доходов в этом году будут безвозмездные поступления от иностранных государств в размере 5,4 млрд белорусских руб. (2,3% ВВП), связанных в том числе с компенсацией со стороны России налогового маневра в нефтегазовой отрасли. По официальной оценке, около половины этой суммы будет компенсироваться ежегодно. Кроме этого, правительство приняло ряд мер по мобилизации доходов бюджета, в том числе провело индексацию налоговых ставок, была увеличена на 2 п. п. (до 20%) общая ставка налога на прибыль, увеличена ставка подоходного налога на отдельные виды доходов.
Риски рефинансирования госдолга АКРА оценивает как незначительные. Прежде всего это объясняется: 1) ожидаемым переносом части выплат перед Россией на более поздние сроки (исторически выплаты перед Россией составляют около 40–50% совокупных выплат по внешнему государственному долгу); 2) решением Совета Министров Республики Беларусь и НБРБ об исполнении обязательств перед отдельными международными финансовыми организациями и по еврооблигациям, номинированным в «твердой» валюте различными вариантами, в том числе в национальной валюте; 3) объемом накопленных остатков, который по состоянию на конец 2022 года составлял порядка 13,3 млрд белорусских руб.
Что касается пункта 2, то, по информации Министерства финансов Республики Беларусь, министерство в полном объеме переводит эквивалент сумм в белорусских рублях на счета уполномоченного банка и предпринимает необходимые действия для доведения выплат до конечных держателей.
Публикация оперативных данных по исполнению бюджета и объему госдолга была прекращена. В связи с этим за первую половину текущего года можно сделать лишь следующие оценки: 1) накопленные остатки по-прежнему являлись основным источником покрытия дефицита бюджета (их объем снизился с 13,3 до 11,7 млрд белорусских руб.);
2) рост обязательств перед НБРБ прекратился, их совокупный объем составляет порядка 2,2% ВВП.
Структурным риском является незначительный объем госдолга, номинированного в национальной валюте, что повышает зависимость бюджета от внешних источников финансирования.
Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов, связанных со старением населения. По данным МВФ, такие расходы к 2030 году вырастут на 3,4 п. п. ВВП по сравнению с 2022-м. Риски реализации условных обязательств компаний реального сектора остаются высокими, несмотря на улучшение финансового состояния нефинансового сектора.
С целью поддержания банковской системы НБРБ продлил ряд контрциклических мер, направленных на сохранение возможностей банков по оказанию финансовой поддержки реальному сектору экономики и на обеспечение устойчивого функционирования банковского сектора. По мнению АКРА, риски реализации условных обязательств в банковском секторе сохраняются и связаны с качеством банковских активов и риском оттока депозитов.
Внешняя позиция
Баланс внешней торговли товарами и услугами в первом полугодии 2023 года был положительным, однако минимальным за несколько последних лет. Снижение цен на экспортные товары (калий, нефтепродукты) и сокращение экспорта информационных услуг ограничили совокупный экспорт. Объемы импорта в то же время увеличились во многом из-за роста потребительских расходов и транспортных издержек. По данным МВФ, доля внешнего товарооборота Беларуси с Россией растет при одновременном снижении объемов торговли с Польшей и Украиной — странами, которые входили в пятерку наиболее крупных торговых партнеров Беларуси.
Накопленная задолженность перед внешним миром остается высокой, а резервы — низкими. Золотовалютные резервы НБРБ за июнь 2023 года составляли 7,8 млрд долл. США (два месяца импорта товаров и услуг). Дополнительным ограничением являются санкции, наложенные ЕС на операции с НБРБ. Однако по мере роста расчетов в национальных валютах с Россией увеличивается часть внешних активов НБРБ в российских рублях, которая формально не считается золотовалютными резервами, но по сути может исполнить их роль. Внешний долг на конец первого квартала 2023 года составлял 37,6 млрд долл. США, в том числе со сроками погашения менее года — 14,2 млрд долл. США (непосредственное погашение АКРА оценивает на уровне около 20% от указанной суммы, остальное — госдолг, торговое финансирование, депозиты банков). Довольно низкое покрытие внешнего долга усугубляется ограниченным доступом белорусских эмитентов к внешним рынкам и сокращением базы международных кредиторов. Основным кредитором экономики Беларуси все в большей мере становится Россия.
В 2023 году АКРА ожидает дефицит текущего счета на уровне около 0,7% ВВП, который будет связан в первую очередь с ростом импорта товаров и снижением экспортных цен. Укрепление белорусского рубля к российскому рублю до значений конца 2021 года ограничивает стимулы для роста экспорта в Россию. Динамика резервов будет в большей степени определяться темпами восстановления импорта, так как выплаты по государственному внешнему долгу осуществляются в том числе в национальной валюте.
Институты
Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком) снижались в 2020 и 2021 годах, что отражает политические волнения в стране после состоявшихся в августе 2020 года выборов. По мнению Агентства, риски роста политической активности в Беларуси будут сохраняться до момента начала в стране структурных социальных и экономических реформ. Поддержку суверенным кредитным рейтингам оказывает высокое качество человеческого капитала Беларуси, которое обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Беларуси определен на уровне BB+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
потенциал экономического роста;
-
качество и устойчивость экономического роста;
-
эффективность монетарной политики;
-
условные обязательства и риск их реализации;
-
долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;
-
устойчивость внешнего долга.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне B+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне B+.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
Устойчивое восстановление экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.
-
Снижение риска реализации условных обязательств.
-
Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.
-
Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.
-
Проведение структурных реформ, направленных на повышение потенциальных темпов роста экономики.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Значительное снижение внешнеторгового баланса.
-
Ухудшение фискальной позиции.
-
Устойчивый и значительный рост требований НБРБ к правительству.
-
Рост давления на золотовалютные резервы.
-
Более низкие по сравнению с ожидаемыми темпы роста экономики.
-
Ухудшение качества активов банковского сектора.
-
Значительный отток депозитов из банковской системы.
рейтинги выпусков
Государственные облигации Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9), срок погашения — 02.04.2026, объем эмиссии — 10 млрд российских руб., по международной шкале — B+, по национальной шкале для Российской Федерации — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Республики Беларусь имеет статус старшего необеспеченного долга. В этой связи кредитный рейтинг выпуска по международной шкале соответствует долгосрочному кредитному рейтингу Беларуси по международной шкале в иностранной валюте.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале. Кредитный рейтинг выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по международной шкале. Кредитный рейтинг выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации. Также при присвоении всех указанных выше кредитных рейтингов применялись Основные понятия, используемые Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь были опубликованы АКРА 20.02.2020. Впервые кредитные рейтинги выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 06.04.2023. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам Республики Беларусь, а также кредитных рейтингов выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги Республики Беларусь являются незапрошенными. Кредитные рейтинги выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) являются запрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. При присвоении кредитного рейтинга Республики Беларусь произведено отступление от Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале. Вынужденное изменение валюты платежа по еврооблигациям в долларах США (ISIN: XS1634369067, XS1634369224, XS1760804184, XS2120091991, XS2120882183) является следствием технических причин, обусловленных санкционными ограничениями (неперечисление иностранными инфраструктурными организациями средств, перечисленных Республикой Беларусь, конечным держателям), и не связано с кредитоспособностью Республики Беларусь, вследствие чего не рассматривалось АКРА как событие дефолта.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.