АКРА подтвердило следующие рейтинги Киргизской Республики (далее — Киргизия, страна) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — В;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — на уровне В.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Умеренный уровень госдолга при низких процентных расходах на его обслуживание, которые были достигнуты за счет высокой доли льготного долга.
-
Институциональные преобразования, способствовавшие созданию Стабилизационного фонда Киргизии, введение легализации доходов и усовершенствование цифрового формата налогообложения.
-
Стабильная поддержка международных институтов развития.
-
Относительно низкие доли государственного и квазигосударственного секторов в структуре экономики.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Низкий уровень благосостояния.
-
Сильная зависимость экономики от факторов, сопряженных с внешним сектором, в особенности в части импорта и денежных переводов из-за границы, слабая диверсификация экспорта и промышленности.
-
Низкий уровень покрытия резервами внешнего долга и значительно возросшего импорта.
-
Значительный риск ослабления национальной валюты в кратко- и среднесрочной перспективе, что может увеличить валютные обязательства страны.
-
Сравнительно невысокая оценка по факторам институционального качества, человеческого капитала.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенные кредитные рейтинги Киргизии на уровне В обусловлены низким уровнем благосостояния, высокой зависимостью от состояния экономик главных торговых партнеров, относительно невысокими показателями институционального качества госсектора, а также умеренным уровнем государственного долга, сравнительно благоприятными условиями внешних заимствований и нацеленностью на реформы в экономической политике.
Макроэкономика
Экономика страны характеризуется относительно низким уровнем благосостояния населения — среднедушевой ВВП в текущих ценах составляет около 1,5 тыс. долл. США.
Для экономики Киргизии также характерна высокая внешняя зависимость по каналам торговли, особенно по импорту (доли России и КНР в 2022 году составили 24 и 42% соответственно), и существенный отток трудовых ресурсов с рынка труда за рубеж. Последнее может оказать давление на бюджетный сектор в долгосрочной перспективе по линии пенсионного страхования, а в текущий период является источником рисков для платежного баланса. Переводы из-за границы ежегодно составляли в среднем четверть ВВП в 2019–2022 годах.
В 2023–2026 годах АКРА ожидает ежегодный рост экономики Киргизии на 3,5–4% при потребительской инфляции в 12% в 2023 году и последующее ослабление инфляционной динамики до 5,5% к 2026 году при отсутствии новых серьезных инфляционных шоков в ключевых странах — торговых партнерах.
Несмотря на принятие довольно существенного антикризисного пакета в 2020–2021 годах, Киргизия сумела сохранить пространство для маневра в рамках бюджетного процесса (госдолг вырос до 68% ВВП в 2020 году и стабилизировался на уровне 52% ВВП в 2022-м).
В банковском секторе в целом наблюдается повышенный уровень NPL (11,4% на конец мая 2023 года), достаточность капитала хоть и несколько снизилась в 2021 году, но остается адекватной, валютный риск по банковской системе — умеренный.
Государственные финансы
АКРА отмечает отсутствие явного бюджетного правила и тенденцию к стабилизации значительной части текущих расходов в пределах 75–80% совокупных расходов, а также повышенную зависимость внутренних инвестиций и капитальных статей бюджета от программ внешней поддержки. При этом, согласно ожиданиям АКРА, страна сможет удержать госдолг на умеренном уровне в средне- и долгосрочной перспективе благодаря низким процентным платежам и заметному наращиванию доходной части бюджета за счет улучшения администрирования налогообложения, а также увеличения налоговых поступлений в связи с ростом объемов импортной продукции.
В 2022 году суммарный объем условных обязательств со стороны госбанков составил около 10% ВВП; этот уровень оценивается АКРА как незначительный.
Внешняя позиция
Одними из главных характеристик внешней позиции Киргизии АКРА считает стабильно отрицательное высокое сальдо счета текущих операций страны, преобладание прямых инвестиций в рамках финансового сектора и отрицательный чистый экспорт. При этом страна обладает существенным транзитным потенциалом для усиления позиций по экспорту услуг, который может быть реализован по мере ввода в эксплуатацию транспортных коридоров «Север — Юг» и «Китай — Киргизия — Узбекистан».
Внешний госдолг страны, в отличие от внутреннего, находится на достаточно высоком уровне — 42% ВВП в 2022 году. Однако значительная доля долговой позиции представляет собой заимствования на льготных условиях с благоприятными условиями выплат. Внутренний госдолг значительно меньше (10% ВВП в 2022-м) и практически полностью является долгосрочным.
Агентство отмечает снижение валовых резервов Национального Банка Киргизии с 3 млрд долл. США на конец 2021 года до 2,4 млрд долл. США на июнь 2023 года. АКРА связывает это с увеличением отрицательного торгового баланса, что при сохранении данной тенденции может привести к значительному давлению на курс национальной валюты. В случае реализации указанного риска последуют усиление инфляции и рост долговой нагрузки страны.
АКРА также отмечает низкий уровень покрытия монетарными резервами как долговых позиций Киргизии, так и объемов импорта. На май 2023 года уровень покрытия резервами внешнего долга страны составил порядка четверти, а покрытие резервами среднегодового импорта товаров и услуг, прогнозируемого АКРА на текущий год, составляет около трех месяцев, что оценивается Агентством как низкий уровень покрытия.
Институциональная система
По мнению АКРА, Киргизия демонстрирует средние показатели индексов качества управления (WGI) и стабильно невысокий уровень человеческого капитала. Данный факт не позволяет улучшать условия для эффективного распределения ресурсов в экономике. В то же время АКРА отмечает определенную нацеленность страны на реформирование ряда сфер экономической и социальной жизни (создание специализированных отраслевых фондов экономического развития, усиление роли автоматизации в фискальной практике, создание государственных бюджетных резервов), что в значительной степени снижает неопределенность в экономике в долгосрочной перспективе и способствует поддержанию ее роста.
Актуализируется риск внешнеэкономического давления санкционного характера в отношении товарного экспорта Киргизии, что может стать негативным фактором для восстановления текущего счета страны и стабильности курса национальной валюты.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Киргизии определен на уровне В+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг Киргизии. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;
-
фискальная политика и бюджетная гибкость;
-
уязвимость платежного баланса;
-
политическая нестабильность и недавние политические решения;
-
вовлеченность в геополитические конфликты, подверженность геополитическим рискам.
С учетом указанных выше модификаторов Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне В. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим присвоенный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте находится на уровне В.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
Повышение диверсификации в торговле, увеличение притока инвестиций.
-
Значительное улучшение уровня благосостояния населения, что повлечет за собой повышение внутреннего спроса и перестройку структуры экономического роста.
-
Стабильный рост внутреннего кредитования на сугубо рыночных основах.
-
Дальнейшие институциональные преобразования, способствующие повышению человеческого капитала.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Ослабление национальной валюты и истощение международных резервов страны при сохранении значительного дефицита торгового баланса и отрицательного счета текущих операций.
-
Импорт рисков из стран — основных торговых партнеров (России и КНР) в связи с замедлением экономической активности и усилением инфляции.
-
Снижение объемов инвестиций в случае уменьшения кредитования со стороны международных финансовых организаций.
-
Новые проявления политической нестабильности, усиление конфликтной обстановки в регионе.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Киргизской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Киргизской Республики были опубликованы АКРА 07.09.2022. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Кабинет министров Киргизской Республики принимал участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.