АКРА подтвердило следующие рейтинги Киргизской Республики (далее — Киргизия, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — В;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — на уровне В.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Умеренный уровень госдолга при низких процентных расходах на его обслуживание, которые были достигнуты за счет высокой доли льготного долга.

  • Институциональные преобразования, способствовавшие созданию Стабилизационного фонда Киргизии, введение легализации доходов и усовершенствование цифрового формата налогообложения.

  • Стабильная поддержка международных институтов развития.

  • Относительно низкие доли государственного и квазигосударственного секторов в структуре экономики.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Низкий уровень благосостояния.

  • Сильная зависимость экономики от факторов, сопряженных с внешним сектором, в особенности в части импорта и денежных переводов из-за границы, слабая диверсификация экспорта и промышленности.

  • Низкий уровень покрытия резервами внешнего долга и значительно возросшего импорта.

  • Значительный риск ослабления национальной валюты в кратко- и среднесрочной перспективе, что может увеличить валютные обязательства страны.

  • Сравнительно невысокая оценка по факторам институционального качества, человеческого капитала.

Обоснование кредитного рейтинга

Суверенные кредитные рейтинги Киргизии на уровне В обусловлены низким уровнем благосостояния, высокой зависимостью от состояния экономик главных торговых партнеров, относительно невысокими показателями институционального качества госсектора, а также умеренным уровнем государственного долга, сравнительно благоприятными условиями внешних заимствований и нацеленностью на реформы в экономической политике.

Макроэкономика

Экономика страны характеризуется относительно низким уровнем благосостояния населения — среднедушевой ВВП в текущих ценах составляет около 1,5 тыс. долл. США.

Для экономики Киргизии также характерна высокая внешняя зависимость по каналам торговли, особенно по импорту (доли России и КНР в 2022 году составили 24 и 42% соответственно), и существенный отток трудовых ресурсов с рынка труда за рубеж. Последнее может оказать давление на бюджетный сектор в долгосрочной перспективе по линии пенсионного страхования, а в текущий период является источником рисков для платежного баланса. Переводы из-за границы ежегодно составляли в среднем четверть ВВП в 2019–2022 годах.

В 2023–2026 годах АКРА ожидает ежегодный рост экономики Киргизии на 3,5–4% при потребительской инфляции в 12% в 2023 году и последующее ослабление инфляционной динамики до 5,5% к 2026 году при отсутствии новых серьезных инфляционных шоков в ключевых странах — торговых партнерах.

Несмотря на принятие довольно существенного антикризисного пакета в 2020–2021 годах, Киргизия сумела сохранить пространство для маневра в рамках бюджетного процесса (госдолг вырос до 68% ВВП в 2020 году и стабилизировался на уровне 52% ВВП в 2022-м).

В банковском секторе в целом наблюдается повышенный уровень NPL (11,4% на конец мая 2023 года), достаточность капитала хоть и несколько снизилась в 2021 году, но остается адекватной, валютный риск по банковской системе — умеренный.

Государственные финансы

АКРА отмечает отсутствие явного бюджетного правила и тенденцию к стабилизации значительной части текущих расходов в пределах 75–80% совокупных расходов, а также повышенную зависимость внутренних инвестиций и капитальных статей бюджета от программ внешней поддержки. При этом, согласно ожиданиям АКРА, страна сможет удержать госдолг на умеренном уровне в средне- и долгосрочной перспективе благодаря низким процентным платежам и заметному наращиванию доходной части бюджета за счет улучшения администрирования налогообложения, а также увеличения налоговых поступлений в связи с ростом объемов импортной продукции.

В 2022 году суммарный объем условных обязательств со стороны госбанков составил около 10% ВВП; этот уровень оценивается АКРА как незначительный.

Внешняя позиция

Одними из главных характеристик внешней позиции Киргизии АКРА считает стабильно отрицательное высокое сальдо счета текущих операций страны, преобладание прямых инвестиций в рамках финансового сектора и отрицательный чистый экспорт. При этом страна обладает существенным транзитным потенциалом для усиления позиций по экспорту услуг, который может быть реализован по мере ввода в эксплуатацию транспортных коридоров «Север — Юг» и «Китай — Киргизия — Узбекистан».

Внешний госдолг страны, в отличие от внутреннего, находится на достаточно высоком уровне — 42% ВВП в 2022 году. Однако значительная доля долговой позиции представляет собой заимствования на льготных условиях с благоприятными условиями выплат. Внутренний госдолг значительно меньше (10% ВВП в 2022-м) и практически полностью является долгосрочным.  

Агентство отмечает снижение валовых резервов Национального Банка Киргизии с 3 млрд долл. США на конец 2021 года до 2,4 млрд долл. США на июнь 2023 года. АКРА связывает это с увеличением отрицательного торгового баланса, что при сохранении данной тенденции может привести к значительному давлению на курс национальной валюты. В случае реализации указанного риска последуют усиление инфляции и рост долговой нагрузки страны.

АКРА также отмечает низкий уровень покрытия монетарными резервами как долговых позиций Киргизии, так и объемов импорта. На май 2023 года уровень покрытия резервами внешнего долга страны составил порядка четверти, а покрытие резервами среднегодового импорта товаров и услуг, прогнозируемого АКРА на текущий год, составляет около трех месяцев, что оценивается Агентством как низкий уровень покрытия.

Институциональная система

По мнению АКРА, Киргизия демонстрирует средние показатели индексов качества управления (WGI) и стабильно невысокий уровень человеческого капитала. Данный факт не позволяет улучшать условия для эффективного распределения ресурсов в экономике. В то же время АКРА отмечает определенную нацеленность страны на реформирование ряда сфер экономической и социальной жизни (создание специализированных отраслевых фондов экономического развития, усиление роли автоматизации в фискальной практике, создание государственных бюджетных резервов), что в значительной степени снижает неопределенность в экономике в долгосрочной перспективе и способствует поддержанию ее роста.

Актуализируется риск внешнеэкономического давления санкционного характера в отношении товарного экспорта Киргизии, что может стать негативным фактором для восстановления текущего счета страны и стабильности курса национальной валюты.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Киргизии определен на уровне В+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг Киргизии. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;

  • фискальная политика и бюджетная гибкость;

  • уязвимость платежного баланса;

  • политическая нестабильность и недавние политические решения;

  • вовлеченность в геополитические конфликты, подверженность геополитическим рискам.

С учетом указанных выше модификаторов Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне В. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим присвоенный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте находится на уровне В.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Повышение диверсификации в торговле, увеличение притока инвестиций.

  • Значительное улучшение уровня благосостояния населения, что повлечет за собой повышение внутреннего спроса и перестройку структуры экономического роста.

  • Стабильный рост внутреннего кредитования на сугубо рыночных основах.

  • Дальнейшие институциональные преобразования, способствующие повышению человеческого капитала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Ослабление национальной валюты и истощение международных резервов страны при сохранении значительного дефицита торгового баланса и отрицательного счета текущих операций.

  • Импорт рисков из стран — основных торговых партнеров (России и КНР) в связи с замедлением экономической активности и усилением инфляции.

  • Снижение объемов инвестиций в случае уменьшения кредитования со стороны международных финансовых организаций.

  • Новые проявления политической нестабильности, усиление конфликтной обстановки в регионе.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Киргизской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Киргизской Республики были опубликованы АКРА 07.09.2022. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Кабинет министров Киргизской Республики принимал участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Михаил Николаев
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 179
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.