Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низкой относительной долговой нагрузкой при существенных рисках рефинансирования обязательств и умеренной потребностью бюджета в привлечении заемного финансирования на капитальные цели. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают стабильные показатели развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Рейтинг сдерживается существенной зависимостью Города от трансфертов из бюджета Иркутской области (далее — Иркутская область, Область), умеренно низким показателем операционной эффективности бюджета и низким уровнем доступной ликвидности.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Численность населения составляет порядка 220 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (далее — ВРП) Иркутской области ежегодно может превышать 10%.
Ключевые факторы оценки
Бюджетный профиль с умеренно низкой операционной эффективностью1. Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит -0,6%, значение по итогам 2023 года также прогнозируется отрицательным — на уровне -2%. Отрицательный показатель указывает на необходимость привлечения дополнительного финансирования, поскольку текущие доходы Города не в полном объеме покрывают его текущие расходы.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2020–2024 годы составит порядка 15%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета, что приводит к возможности лишь ограниченного их сокращения в случае необходимости.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Братска (без учета субвенций) составит 62%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может составить порядка -3%, при этом значение показателя в 2023 году ожидается на уровне -6%, что свидетельствует об умеренной потребности городского бюджета в привлечении долгового финансирования.
По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 8% ННД и был примерно на 40% профинансирован за счет остатков на счетах Города, а оставшаяся часть — за счет заемных средств.
Согласно актуальной версии решения о городском бюджете, в 2023 году ожидается рост доходной части бюджета Города на 5% к показателю 2022 года, при этом ННД вырастут почти на 13%, а объем безвозмездных поступлений существенно не изменится относительно показателя по итогам прошлого года. Ожидается, что расходная часть бюджета увеличится на 5% год к году преимущественно за счет почти двукратного роста капитальных расходов и сокращения текущих расходов на 5%. Ожидаемый дефицит в 7% ННД будет примерно на треть профинансирован за счет остатков на счетах и на две трети за счет заемных средств.
По состоянию на 01.07.2023 доходы бюджета увеличились на 12% год к году, при этом ННД Города выросли на 2%, в том числе поступления по НДФЛ увеличились на 6%, по налогам на совокупный доход — на 23%. Прирост безвозмездных поступлений составил 16% к прошлогоднему показателю. Расходная часть бюджета Города увеличилась на 18% в годовом выражении, что привело к формированию промежуточного дефицита бюджета в объеме 0,5 млрд руб.
АКРА полагает, что текущие расходы бюджета Братска в 2023 году сохранятся на уровне прошлого года, при этом капитальные расходы могут быть сокращены относительно плановых показателей. При сохранении доходной части бюджета Города в пределах утвержденных параметров объем дефицита бюджета может существенно превзойти плановый уровень. В таком случае Городу потребуется привлечь больше заемных средств для его финансирования.
1 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты Города не учитывают иные межбюджетные трансферты капитального характера, которые, по мнению Агентства, носят разовый характер.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2023 долг Братска на 10% превысил показатель на начало 2022 года и составил 1,5 млрд руб. Долговой портфель представлен коммерческими и бюджетными кредитами (75 и 25% соответственно). График погашения долга указывает на наличие существенных рисков рефинансирования обязательств, однако эти риски отчасти нивелируются низкой долговой нагрузкой, которая обусловлена существенным объемом текущих доходов Города, на две трети формируемых из текущих трансфертов. По состоянию на начало года в период с 2023 по 2024 год погашению подлежало 90% общего объема долга, из которых 33% погашалось 2023 году (501 млн руб.).
По состоянию на 01.07.2023 объем долга Братска увеличился на 10% к показателю на начало года и составил 1,7 млрд руб. За первое полугодие текущего года Городу удалось рефинансировать часть краткосрочных банковских и бюджетных кредитов более долгосрочными коммерческими заимствованиями с погашением в 2025 году. Наряду с этим был привлечен краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства (УФК) в объеме 180 млн руб. В этой связи доля банковского долга в портфеле Города увеличилась до 80%, остальное приходится на бюджетные кредиты. Согласно текущему графику, в ближайшие два года погашению подлежит 68% долга, при этом в 2023 году необходимо погасить 28% долговых обязательств.
По мнению АКРА, краткосрочный кредит УФК может быть замещен банковским долгом по итогам текущего года.
Относительная долговая нагрузка на городской бюджет низкая. По итогам 2022 года долг Братска составил 15% его текущих доходов, или 46% ННД. В 2023 году, по прогнозу Агентства, долговая нагрузка может увеличиться до 20% текущих доходов, при этом соотношение долга и ННД может превысить 53%.
Процентные расходы необременительны: за период с 2020 по 2024 год соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов Города (за вычетом субвенций) составит 2%.
Соотношение долга Города и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.
Низкий уровень ликвидности бюджета. По итогам 2022 года объем остатков на счетах сократился более чем вдвое в связи с финансированием дефицита бюджета. Оставшуюся часть остатков на счетах Город планирует направить на финансирование дефицита текущего года.
Коэффициент ликвидности Братска на конец 2023-го составит 7%. Для покрытия кассовых разрывов Город использует краткосрочные кредиты УФК. По сведениям Города, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2023 и 01.07.2023 отсутствовала.
Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции, по оценкам АКРА, наибольшую долю (усредненное за 2019–2022 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 30%).
Оценочная доля ВРП Иркутской области, формируемая на территории Города, могла превышать 10% в период с 2018 по 2021 год. Усредненная за 2019–2022 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в три раза превысила прожиточный минимум Братска. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за 2019–2022 годы составил порядка 4,5%.
Ключевые допущения
-
исполнение доходной части бюджета по итогам года в рамках параметров, установленных актуальной версией решения о бюджете Города;
-
сохранение в 2023 году объема текущих расходов на уровне прошлого года при сокращении капитальных расходов относительно планируемого по итогам текущего года показателя;
-
использование остатков на счетах для финансирования дефицита бюджета;
-
сохранение низкого уровня долговой нагрузки;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение операционной эффективности бюджета;
-
снижение потребности бюджета в привлечении заемного финансирования;
-
привлечение долгосрочных долговых инструментов и минимизация риска рефинансирования;
-
значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
-
рост текущих расходов бюджета Города относительно прошлогоднего уровня, не сопровождающийся ростом доходов;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;
-
использование краткосрочных долговых инструментов при рефинансировании текущей задолженности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. При пересмотре кредитного рейтинга Братска произведено отступление от Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации в части оценки показателя ВРП на душу населения. Не проводилось сравнение децилей ВРП и подушевого ВРП ввиду ограниченной применимости данного показателя для экономики муниципалитета.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.