Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при достаточном уровне ликвидности бюджета.
«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу Области определяется прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) с вероятностью достижения максимально возможной оценки доли ННД. В настоящий момент она является сдерживающим фактором рейтинговой оценки наряду с достаточно высоким объемом прогнозируемого дефицита бюджета, влияющим на ряд расчетных показателей. В случае исполнения бюджета с меньшим объемом дефицита достигнутый уровень ликвидности может отчасти сохраниться, что также будет являться фактором повышения уровня кредитного рейтинга.
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (6,8 трлн руб. в 2021 году, или 5,6% суммарного валового регионального продукта (ВРП) российских субъектов в 2021 году). Регион занимает второе место по численности населения (5,8% общего населения страны по итогам 2022 года).
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при достаточном уровне ликвидности бюджета. За 2022 год долговая нагрузка на бюджет Области почти не изменилась и составила 37% ее текущих доходов. В структуре долга произошли изменения за счет реструктуризации коммерческого долга и полученных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. За истекший период текущего года доля бюджетных кредитов возросла ввиду предоставления Области бюджетного кредита и кредита Управления Федерального казначейства (УФК). АКРА ожидает, что на конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов возрастет в связи с необходимостью финансировать планируемый дефицит бюджета, однако этот рост не повлияет на кредитный рейтинг.
Соотношение усредненных1 долга и ВРП Области регулярно составляет менее 5%. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2020–2024 годах составит менее 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. На 01.01.2023 погашению (рефинансированию) в текущем году подлежало 15% долговых обязательств Региона, в течение 2024 года — 12% долговых обязательств. Привлечение кредита УФК в течение года временно изменило график погашения долга Области.
Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В результате существенного увеличения расходов в декабре 2022 года относительно среднемесячных расходов остатки средств были в значительной степени израсходованы. Тем не менее в течение года на счетах Области находились средства, позволившие ей получить процентный доход в размере 2% ее ННД. По итогам первого полугодия текущего года объем ликвидности Области увеличился почти в семь раз относительно уровня начала года. Периоды существенного роста объема ликвидности позволяют Области получать значимый процентный доход. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году составил 64%, по итогам текущего года, исходя из актуального плана, он может не превысить 20% в случае исполнения бюджета Области с заявленным дефицитом.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2020–2024 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 89,5%.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 25%. Капитальные расходы Область в значительной мере финансирует за свой счет.
В 2020–2024 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 16%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -8%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Предполагается, что бюджет текущего года будет исполнен с дефицитом более 10% ННД, который будет профинансирован за счет привлечения долга. Тем не менее за первое полугодие текущего года бюджет исполнен с существенным профицитом, обусловленным более медленным исполнением расходов по сравнению с темпами исполнения доходов бюджета.
Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%, максимальная доля одной отрасли в структуре налоговых доходов не превышает 15–16%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы и достаточно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2022 году средняя заработная плата в четыре раза превысила прожиточный минимум). За историю наблюдений (с 2013 года) динамика реального ВРП Области лишь дважды была ниже, чем среднестрановой показатель, а темпы роста производства обрабатывающей промышленности Области почти ежегодно значительно опережали среднероссийский показатель. Население Области постоянно растет приблизительно на 1% в год (за исключением периода возникновения территории Новой Москвы, когда население снизилось ввиду административных причин). В сравнении с большинством российских регионов, где население снижается, Московская область в этом смысле обладает преимуществом, которое будет предопределять траекторию ее экономического роста. Рост населения в Области обеспечивается в основном за счет миграционного притока. Доля трудоспособного населения в Области ежегодно превышает среднестрановой уровень, что также благоприятно сказывается на ее экономике.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
исполнение бюджета в 2023 году в пределах параметров, предусмотренных актуальным планом;
-
сохранение ликвидности областного бюджета на достаточном уровне.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост усредненной доли ННД выше 90%;
-
сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета;
-
рост показателей ликвидности бюджета или значимое снижение дефицита бюджета при соблюдении одного из перечисленных выше условий.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов;
-
сохранение объема доступной ликвидности на низком уровне;
-
существенное сокращение средней срочности рыночного долга.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.