Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая вероятность экстраординарной поддержки ПАО «ТрансФин-М»
(далее — ТрансФин-М, Компания) со стороны материнской организации. По мнению АКРА, в случае необходимости «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» (далее — НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», поддерживающая организация, ПО) способен предоставлять Компании как краткосрочное, так и долгосрочное финансирование (через покупку новых облигационных выпусков либо рефинансирование/реструктуризацию существующих) в значительном объеме, а также осуществлять вливание капитала, поскольку:

  • бизнес ТрансФин-М является стратегически значимым для ПО;
  • потенциальный дефолт Компании обусловит высокие операционные, финансовые и регуляторные риски для ПО;
  • присутствуют факты целевой поддержки бизнеса Компании: покупка части лизингового имущества связанными сторонами, перенос сроков погашения облигационных выпусков, прямые вливания в капитал (в том числе планируется увеличение уставного капитала в 2017 году совокупно в размере более 6 млрд руб.).

Оценка кредитоспособности ПО и степень связи ПО с Компанией определены Агентством как сильные. В этой связи к уровню оценки собственной кредитоспособности (ОСК) ТрансФин-М добавлены три ступени.

Адекватная оценка бизнес-профиля обусловлена сильными рыночными позициями Компании в сочетании с высокой концентрацией и преимущественно кэптивным характером бизнеса. ТрансФин-М является одной из крупнейших лизинговых компаний, входя в число лидеров на рынке лизинга железнодорожного транспорта, а также выступает крупным оператором парка вагонов через ряд аффилированных структур. Сопряженная с этим концентрация лизингового портфеля на одном сегменте (на железнодорожный транспорт приходится 89% лизингового портфеля) делает рыночные позиции Компании и ее операционный доход менее стабильными на долгосрочном горизонте. Дополнительным источником риска выступает низкая диверсификация лизингового портфеля по клиентам (доля десяти крупнейших лизингополучателей — 81%), большинство из которых (78% лизингового портфеля) являются компаниями, связанными с ТрансФин-М либо НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». При этом кэптивный характер позволяет частично сгладить волатильность бизнеса в периоды ухудшения ситуации в железнодорожном сегменте за счет перераспределения парка вагонов в пользу аффилированных структур (собственные операторы вагонного парка, АО «ФГК»).

Адекватный буфер абсорбции убытков сочетается со значительными возможностями по внутренней генерации капитала. ТрансФин-М обладает хорошим запасом по капиталу: на конец июня 2017 года показатель достаточности капитала (ПДК) составил около 15%. До конца 2017 года планируется увеличение уставного капитала на сумму порядка 6,6–6,8 млрд руб. Собственные возможности ТрансФин-М по генерации капитала оцениваются как сильные: коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2012–2016 годы составил около 140 б. п.

Приемлемое качество лизингового портфеля. На конец июня 2017 года доля проблемной и потенциально проблемной (в терминах методологии АКРА) задолженности составила порядка 4% лизингового портфеля (включая долю договоров с просроченными более чем на 90 дней платежами — 0,4%). Портфель ценных бумаг представлен преимущественно вложениями в долговые ценные бумаги связанной компании, кредитное качество которой оценивается как адекватное. Величина рыночного и операционного риска не представляется существенной.

Высококонцентрированная структура фондирования. Диверсификация обязательств Компании по источникам признается удовлетворительной: в основном они сформированы кредитами банков (52%) и долговыми ценными бумагами (42%). При этом крайне высока зависимость фондирования от материнской организации: структуры НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» владеют значительной частью (не менее 80%) портфеля выпущенных облигаций. Доля пяти крупнейших кредиторов (без учета аффилированных лиц) оценивается как адекватная (24%).

Удовлетворительная позиция по ликвидности. В базовом сценарии АКРА (с учетом планов ТрансФин-М по росту лизингового бизнеса) Компания имеет незначительный положительный запас денежных средств по итогам каждого квартала на горизонте 12–24 месяцев (прогнозный коэффициент текущей ликвидности немногим выше 1,0). Потребность в значительном рефинансировании текущих обязательств на указанном горизонте отсутствует. Пиковые погашения обязательств находятся за пределами 2020 года. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная (показатель дефицита текущей ликвидности не превышает 10% на горизонте 12–24 месяцев). Источники экстренной ликвидности ограничены и в значительной степени сконцентрированы в рамках структур материнской компании.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост ПДК;
  • значительное снижение доли железнодорожного транспорта и кэптивного бизнеса в структуре лизингового портфеля;
  • существенный рост диверсификации структуры фондирования.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного контроля со стороны НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», уменьшение готовности акционера оказывать поддержку Компании либо существенное снижение уровня кредитоспособности ПО;
  • значительное снижение ПДК по причине активного роста бизнеса либо увеличения стоимости риска;
  • существенное ухудшение качества лизингового портфеля;
  • значительное ухудшение позиции по ликвидности.

Краткая информация о компании

ТрансФин-М — специализированная лизинговая компания, ориентированная на предоставление услуг финансового лизинга транспортных средств, преимущественно железнодорожной техники. Фактической материнской организацией Компании является крупнейший пенсионный фонд ОАО «РЖД» — «Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».

ТрансФин-М входит в число крупнейших лизинговых компаний России по объему нового бизнеса и величине лизингового портфеля.

Факторы рейтинговой оценки

Бизнес-профиль: адекватный

Оценка бизнес-профиля ТрансФин-М обеспечена ведущими позициями Компании на рынке лизинга железнодорожного транспорта в сочетании с высокой степенью концентрации лизингового портфеля и преимущественно кэптивным характером бизнеса. При этом АКРА отмечает адекватную систему корпоративного управления и риск-менеджмента, а также прозрачную структуру собственности Компании.

ТрансФин-М — одна из крупнейших лизинговых компаний на российском рынке, входящая в число лидеров в сегменте лизинга железнодорожного транспорта (третье место по объему нового бизнеса и первое — по размеру лизингового портфеля). Компания также является крупным оператором парка железнодорожных вагонов через ряд аффилированных структур. Сопряженная с этим концентрация лизингового портфеля фактически на одном сегменте (на железнодорожный транспорт приходится 89% лизингового портфеля) делает позиции Компании и ее операционный доход менее устойчивыми на долгосрочном горизонте: АКРА указывает на умеренный уровень ликвидности железнодорожного транспорта (прежде всего, вагонов и полувагонов) и его крайне высокую чувствительность к соотношению спроса и предложения на рынке. Дополнительным источником риска выступает низкая диверсификация лизингового портфеля по клиентам (доля 10 крупнейших лизингополучателей — 81% портфеля), большинство из которых (78% портфеля) являются компаниями, связанными с ТрансФин-М либо с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». При этом кэптивный характер бизнеса позволяет частично сгладить его волатильность в периоды ухудшения ситуации в железнодорожном сегменте за счет перераспределения парка вагонов в пользу аффилированных структур (собственные операторы вагонного парка, АО «ФГК»). Риски высокой концентрации портфеля также частично компенсируются адекватной оценкой кредитоспособности крупнейших лизингополучателей.

Качество корпоративного управления оценивается как адекватное в сравнении с другими лизинговыми компаниями с сопоставимыми масштабами бизнеса, учитывая компетенцию топ-менеджеров и их опыт работы на рынке лизинга железнодорожного транспорта. Организационная структура Банка является прозрачной и понятной, соответствует масштабу бизнеса и принимаемым рискам и, на наш взгляд, позволяет осуществлять эффективное управление бизнес-процессами на всех уровнях.

Стратегия бизнеса сопряжена с вышеупомянутыми рисками высокой концентрации лизингового портфеля, однако в соответствии со стратегическими планами предполагается снижение доли железнодорожного транспорта на горизонте 2017–2019 годов и увеличение доли таких сегментов, как спецтехника и оборудование. Также стратегия предполагает рост доли операционного лизинга в портфеле с 50% в 2016 году до 70% к 2019 году. Рост капитала планируется обеспечить как за счет средств материнской организации, так и путем привлечения миноритарных инвесторов (при сохранении контроля со стороны НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»).

Качество системы риск-менеджмента ТрансФин-М признается адекватным относительно сопоставимых лизинговых компаний. Система риск-менеджмента характеризуется прозрачностью и независимостью, высоким уровнем регламентации, адекватными стандартами андеррайтинга и наличием дополнительного контроля со стороны ПО (два представителя НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», обладающие правом вето, входят в состав кредитного комитета Компании).

Структура собственности Компании признается прозрачной: фактической материнской организацией выступает НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» (владеет Компанией через три юридических лица).

Рисунок 1. Структура лизингового портфеля ТрансФин-М (12М 2016), %

Источник: ПАО «ТрансФин-М», расчеты АКРА

Достаточность капитала: адекватная

АКРА оценивает достаточность капитала ТрансФин-М как адекватную: хороший буфер абсорбции убытков сочетается с сильными возможностями по внутренней генерации нового капитала.

ТрансФин-М имеет адекватный запас по капиталу: на конец июня 2017 года ПДК составил около 15%, что дает Компании возможность абсорбировать потенциальные убытки даже в случае более высоких, чем в среднем по рынку, темпов роста бизнеса. До конца 2017 года планируется увеличение уставного капитала (за счет структур материнской организации) на 6,6–6,8 млрд руб. путем конвертации облигаций в обыкновенные акции, а также дополнительного выпуска акций на 3 млрд руб. Таким образом, с учетом прогнозных темпов роста нового бизнеса мы ожидаем сохранение ПДК на уровне не ниже 11% на горизонте ближайших 12–18 месяцев.

Собственные возможности ТрансФин-М по генерации капитала за счет нераспределенной прибыли оцениваются как сильные: КУГК за 2012–2016 годы составил около 140 б. п. Мы ожидаем, что по итогам 2017 года Компания сохранит высокий уровень рентабельности бизнеса (в 2014–2016 годах средние показатели рентабельности активов и капитала по чистой прибыли составили 1,4% и 12,4% соответственно).

Рисунок 2. Достаточность и генерация капитала

Источник: ПАО «ТрансФин-М», расчеты АКРА

Риск-профиль: приемлемое качество активов

Лизинговый портфель, качество которого оценивается АКРА как приемлемое, формирует порядка 70% совокупных активов Компании. На конец июня 2017 года доля проблемной и потенциально проблемной (в терминах методологии АКРА) задолженности составила порядка 4% лизингового портфеля (включая долю договоров с просроченными более чем на 90 дней платежами — 0,4%).

В структуре активов вне лизингового портфеля мы выделяем займы на сумму 1,4 млрд руб. (порядка 1% активов), предоставленные двум (включая вышеупомянутого лизингополучателя) компаниям, финансовое положение которых, по мнению АКРА, не может быть оценено как удовлетворительное в связи с высокой долговой нагрузкой, значительным убытком, наличием исков с требованием о признании компании несостоятельной/банкротом.

Портфель ценных бумаг составляет менее 2% совокупных активов Компании и представлен преимущественно вложениями в долговые ценные бумаги связанной компании, кредитное качество которой оценивается как адекватное.

Величина рыночного и операционного риска не представляется существенной. Доля пассивов с плавающей ставкой составляет порядка 7% (соответствующие активы отсутствуют). Валютные активы и пассивы сбалансированы.   

Фондирование и ликвидность: удовлетворительные

Текущая структура фондирования ТрансФин-М оценивается как недостаточно сбалансированная и характеризуется высокой концентрацией обязательств на связанных сторонах.

Диверсификация обязательств Компании по источникам признается удовлетворительной:
в основном они сформированы кредитами банков (52%) и долговыми ценными бумагами (42%). Вместе с тем значительная часть (не менее 80% на конец июня 2017 года) портфеля выпущенных облигаций приходится на НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и связанные с ним компании, что фактически свидетельствует о преимущественно нерыночном характере данного источника фондирования. Доля пяти крупнейших кредиторов без учета аффилированных лиц оценивается как адекватная (24%).

По мнению АКРА, структура фондирования Компании не претерпит существенных изменений в ближайшие 12–18 месяцев.

Мы оцениваем политику ТрансФин-М по управлению ликвидностью как удовлетворительную. В базовом сценарии АКРА (с учетом планов Компании по росту лизингового бизнеса) ТрансФин-М будет иметь незначительный положительный запас денежных средств по итогам каждого квартала на горизонте 12–24 месяцев (прогнозный коэффициент текущей ликвидности незначительно выше 1,0). Потребность в значительном рефинансировании текущих обязательств на указанном горизонте отсутствует. Пиковые погашения обязательств находятся за пределами 2020 года. В стрессовых сценариях АКРА потребность Компании в привлечении экстренной ликвидности умеренная (показатель дефицита текущей ликвидности не превышает 10% на горизонте 12–24 месяцев). Позиция ТрансФин-М по ликвидности обладает высокой чувствительностью к ухудшению кредитного качества лизингового портфеля с учетом его высокой концентрации на крупных лизингополучателях.

Источники экстренной ликвидности ограничены и в значительной степени сконцентрированы в рамках структур материнской компании. У ТрансФин-М отсутствует портфель ликвидных ценных бумаг, которые могут быть использованы для привлечения ломбардных кредитов. Текущие невыбранные лимиты по бланковым кредитам не учитываются АКРА в качестве источников экстренной ликвидности, поскольку в случае ухудшения финансового положения ТрансФин-М могут быть оперативно закрыты.  

В ближайшие 18 месяцев крупные (более 5% капитала) единовременные погашения обязательств отсутствуют.

Корректировки

Корректировки к уровню ОСК Компании отсутствуют.

Поддержка

Группа

По мнению АКРА, материнская организация готова предоставлять Компании как краткосрочное, так и долгосрочное финансирование (через покупку новых облигационных выпусков либо рефинансирование/перенос сроков погашения существующих) в значительном объеме, а также осуществлять вливание капитала, поскольку:

  • бизнес ТрансФин-М является стратегически значимым для ПО;
  • потенциальный дефолт Компании обусловит высокие операционные, финансовые и регуляторные риски для ПО;
  • присутствуют факты целевой поддержки бизнеса Компании: покупка части лизингового имущества связанными сторонами, перенос сроков погашения облигационных выпусков, прямые вливания в капитал (в том числе планируется увеличение уставного капитала в 2017 году совокупно в размере более 6 млрд руб.).

В соответствии с Методологией анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством оценка кредитоспособности ПО и степень связи ПО с Компанией определены Агентством как сильные. С учетом стратегической значимости Компании для ПО к уровню ОСК ТрансФин-М добавлены три ступени.

Государство

ПАО «ТрансФин-М» не является организацией с государственным влиянием, что выражается в отсутствии дополнительных ступеней поддержки к ОСК.

Рейтинги выпусков

22.08.2017 — облигации биржевые процентные документарные на предъявителя, серий 001P-02-боб (RU000A0JXK99) и 001P-03-боб (RU000A0JXVB1) — A-(RU).

Рейтинговая история

31.07.2017 — A-(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «ТрансФин-М» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (31.07.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «ТрансФин-М», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «ТрансФин-М» по МСФО и отчетности ПАО «ТрансФин-М», составленной в соответствии с требованиями РСБУ. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «ТрансФин-М» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «ТрансФин-М», не выявлены.

АКРА не оказывало ПАО «ТрансФин-М» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные финансовые показатели баланса, тыс. руб.

Источник: консолидированная отчетность ПАО «ТрансФин-М» по МСФО

Таблица 2. Сводные финансовые показатели отчета о прибылях и убытках, тыс. руб.

Источник: консолидированная отчетность ПАО «ТрансФин-М» по МСФО

Таблица 3. Сводные финансовые показатели основных коэффициентов

Источник: расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алла Борисова
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 153
Сурен Асатуров
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.