Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при низких рисках рефинансирования обязательств, положительным балансом текущих операций и умеренной потребностью бюджета в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают существенная зависимость Региона от трансфертов из вышестоящего бюджета и отстающие от среднестранового уровня показатели развития региональной экономики.

Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,4% совокупного валового регионального продукта (ВРП) всех регионов России. ВРП Области составил в 2021 году 429,3 млрд руб., в 2022 году (по оценке) — 465,1 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Невысокая доля собственных доходов с умеренной потребностью в привлечении заемных средств на капитальные цели. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2020–2024 годы составит 7%. При этом баланс текущих операций в течение последних трех лет снижается, однако по итогам 2023 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов бюджета Тамбовской области для финансирования текущих расходов в полном объеме.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2020–2024 годы приближается к 18%. Высокий показатель обусловлен увеличением капитальных расходов в 2022 году и их прогнозируемым ростом в 2023-м. В то же время примерно половина капитальных расходов ежегодно финансируется за счет капитальных трансфертов, в связи с чем капитальные расходы не могут в полной мере рассматриваться как источник сокращения расходной части бюджета.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период составит 57%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов. Данный показатель указывает на значительную зависимость Региона от вышестоящего бюджета.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на уровне -3%. Прогнозное значение МБД на 2023 год указывает на умеренную потребность бюджета в привлечении заемных средств для финансирования ожидаемого уровня капитальных расходов в текущем году.

В структуре налоговых доходов Региона преобладает НДФЛ, доля которого за период с 2018 по 2022 год превышает треть. Налог на прибыль организаций формирует примерно четверть налоговых доходов, а налоги на имущество — 15% и более. Структура налоговых поступлений имеет устойчивый характер, что связано с низким уровнем волатильных секторов в экономике Региона и высокой долей неволатильных видов налогов в структуре налоговых доходов. В то же время высокая доля агропромышленного комплекса (АПК) в экономике Области ставит ее бюджет в зависимость от погодных и климатических факторов.

В текущем году Регион ожидает значительный дефицит бюджета, который будет профинансирован за счет остатков на счетах и привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов. Дефицит будет обусловлен снижением доходов при относительно стабильном объеме расходов. Ожидается, что ННД сократятся на 6% в годовом сопоставлении (в том числе поступления по налогу на прибыль — на 20%, по налогам на товары и услуги — на 5%). Снижение безвозмездных поступлений может составить 12%. При таком сценарии совокупные доходы бюджета Области уменьшатся на 9%. В то же время бюджет за семь месяцев текущего года исполнен с профицитом, при этом поступления по налогу на прибыль превосходят показатель за аналогичный период прошлого года на 10%.

Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования. По итогам 2022 года объем долга Области увеличился на 10% в годовом сопоставлении и составил 20,5 млрд руб. на 01.01.2023. Рост объема долга был обусловлен получением бюджетных кредитов из федерального бюджета. По состоянию на начало текущего года порядка трех четвертей долгового портфеля формировали бюджетные кредиты, оставшуюся часть — государственные облигации Региона. График погашения долга не предполагает существенных рисков рефинансирования, поскольку большая часть обязательств является долгосрочной. В текущем году Области необходимо погасить 11% долга, в 2024 году — 10%.

В течение 2023 года долг вырос за счет краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства в объеме 1,3 млрд руб. и кредита на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов (привлечено 580 млн из возможных 1,5 млрд руб.).

Область характеризуется умеренно низкой долговой нагрузкой. Соотношение долга и текущих доходов по итогам 2022 года составило 32%. АКРА ожидает, что этот показатель увеличится до 41% по итогам 2023 года в связи с финансированием ожидаемого дефицита бюджета и со снижением текущих доходов (в том числе текущих трансфертов).

Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) в 2020–2024 годах составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП Тамбовской области ежегодно не превышает 5%.

Остатки на счетах позволят профинансировать существенную часть прогнозируемого дефицита бюджета. В течение 2022 года объем доступной ликвидности в среднем в полтора раза превышал ежемесячные расходы бюджета. Согласно актуальной версии закона о бюджете практически весь объем остатков будет использован в 2023 году для финансирования ожидаемого дефицита.

Коэффициент ликвидности по итогам 2023 года составит порядка 61%.

На 01.08.2023 у Области не было невыбранных банковских кредитных линий. По данным Тамбовской области, просроченная кредиторская задолженность регионального бюджета на 01.07.2023 отсутствовала.

Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием АПК. На долю сельского хозяйства и пищевой промышленности приходится более трети ВРП. Сельское хозяйство не является высокомаржинальной отраслью, однако способствует высокой занятости населения. В этой связи уровень безработицы достаточно низкий (по итогам 2022 года составил 3,3%), а усредненный по методологии Агентства показатель за последние четыре года равен 3,7%. Другие значимые отрасли в Регионе — оптовая и розничная торговля и ремонт, обрабатывающая промышленность, предприятия государственного сектора, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, строительство. Налоговые поступления в бюджет Региона диверсифицированы. Наибольшую долю составляют поступления от предприятий госсектора и от обрабатывающих производств — примерно по 20% или чуть более, при этом отрасль обрабатывающих производств достаточно диверсифицирована (максимальная доля совокупных налоговых поступлений приходится на сектор пищевой промышленности — 9% в 2022 году).

В 2019–2022 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму2 было близко к 3. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения: соотношение усредненных за 2019–2021 годы подушевого ВРП и подушевого среднестранового ВРП составило 54%.


2 Для 2022 года использован показатель прожиточного минимума, установленный с 01.06.2022.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области в рамках актуальной версии закона о бюджете;

  • сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;

  • сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах;

  • использование большей части накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита текущего года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение баланса текущих операций за счет роста доходов бюджета;

  • устойчивый рост доли собственных доходов;

  • рост доли капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом объема субвенций);

  • снижение долговой нагрузки Области ниже 30%;

  • сохранение достигнутого уровня ликвидности после финансирования дефицита бюджета текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение потребности бюджета в долговом финансировании капитальных расходов;

  • значительный рост долговой нагрузки (выше 55% текущих доходов), сопровождающийся увеличением доли краткосрочного долга;

  • существенное снижение объема накопленной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным облигационным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Тамбовской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.