Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,8% населения страны. По данным за 2021 год, на территории Города создано примерно 7,8% совокупного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ.
Ключевые факторы оценки
Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. По итогам 2022 года долг Города составил, по оценкам АКРА, менее 10% текущих доходов и был представлен облигационными займами с погашением в 2023–2028 годах (89%) и бюджетными кредитами с погашением в 2024–2037 годах (11%).
АКРА ожидает, что по итогам 2023 года долговая нагрузка не превысит 20% текущих доходов, то есть останется на низком уровне. В первой половине 2023 года Городом был привлечен инфраструктурный бюджетный кредит, в связи с чем объем долга по состоянию на 01.09.2023 вырос на 15% относительно начала года. Соотношение усредненных1 долга и ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2023 года составит менее 2%.
Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета. Учитывая низкую долговую нагрузку, риски рефинансирования задолженности, подлежащей погашению в 2023 и 2024 годах, минимальны.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах. На 01.01.2023 временно свободные средства городского бюджета почти втрое превышали среднемесячные бюджетные расходы за 2022 год, а по состоянию на 01.08.2023 почти в четыре раза превосходили объем госдолга на ту же дату. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства для покрытия кассовых разрывов у Города отсутствует. Коэффициент ликвидности в 2023 году (по методологии АКРА) может составить 140%.
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2020 по 2024 год усредненное соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 97,5%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) в указанный период ожидается на уровне более 25,6%. В 2020–2024 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет превышать 20%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -0,1%. Эти показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, при этом для финансирования капитальных расходов могут потребоваться привлечение долга или расходование накопленной ликвидности.
В 2023 году исполнение бюджета запланировано с дефицитом на уровне 14% ННД. Дефицит будет обусловлен снижением доходной части на 9% и ростом расходной на 15%. В частности, ожидается снижение поступлений по налогу на прибыль на 21%, рост расходной части будет обусловлен преимущественно увеличением текущих расходов (+18%). Дефицит планируется покрыть за счет привлечения долга и использования части накопленной ликвидности.
По итогам исполнения бюджета за семь месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль снизились на 28% относительно уровня прошлого года, в то же время поступления по налогу на имущество возросли на 30%. Совокупные доходы снизились на 7%, а расходы выросли на 30% (основной прирост произошел за счет расходов на образование, национальную экономику и социальную политику). Тем не менее бюджет за семь месяцев 2023 года был исполнен с профицитом.
Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель в 1,5 раза, а в результате существенного роста номинального ВРП в 2021 году это соотношение (до усреднения) превысило 2. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2019–2022 годах не превышает 30%. Тем не менее Агентство отмечает рост доли сектора торговли в структуре ВРП и налоговых доходов. Безработица остается на стабильно низком уровне — в 2019–2022 годах показатель не превышал 2%. Среднемесячная заработная плата в указанный период более чем в пять раз превышала городской прожиточный минимум.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета в 2023 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов Города;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.