Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Край, Регион) обусловлен достаточным уровнем диверсификации региональной экономики и налоговых доходов, высокой степенью самодостаточности доходной части бюджета при его низкой гибкости и благоприятным графиком погашения долга при относительно высокой долговой нагрузке.

Край входит в состав Южного федерального округа (ЮФО), в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного ВРП регионов РФ. Данный регион — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика с перспективой роста добавленной стоимости в АПК. Край стабильно лидирует среди регионов РФ по объему производства сельскохозяйственной продукции (в денежном выражении). При этом, по оценке за 2016 год, в структуре ВРП Края сельское хозяйство занимает только 13%, а крупнейшими секторами являются оптовая и розничная торговля и ремонт (18%) и транспорт и связь (17%). В структуре промышленного производства (порядка 16% ВРП) треть приходится на пищевую промышленность, четверть — на нефтепереработку (около 8% российских объемов переработки нефти). По мнению АКРА, экономика Края имеет значительный потенциал развития за счет увеличения глубины переработки производимой сельхозпродукции (на довольно низком уровне над данный момент) и интенсивного использования экспортной инфраструктуры (морские порты), что повлияет как на экономические (ВРП на душу населения устойчиво ниже средних по стране), так и на бюджетные показатели.

Недостаточная гибкость бюджетных расходов при высоких собственных доходах и достаточной диверсификации налоговых поступлений. При высоком уровне самодостаточности (85% в 2014–2017 годах) бюджет Края не является гибким из-за существенных обязательных расходов (73%) при средних значениях соотношения операционного баланса и регулярных доходов (22%). Два сектора — «Торговля и ремонт» и «Транспорт и связь», вносящие наибольший вклад в ВРП Региона, — в течение последних четырех лет обеспечивают максимальную долю налоговых поступлений в бюджет Края (в среднем 18% и 16% по данным отраслям соответственно). При этом бюджет Края не зависит от единственного налогоплательщика в существенной мере. Краевой бюджет характеризуется растущим уровнем операционного баланса (25% в 2017-м по сравнению с 20% в 2014-м). Капитальные расходы Края за период с 2014 по 2017 год снижались с 20% расходов до 14% (преимущественно за счет сворачивания олимпийских программ) и на текущий момент осуществляются в основном за счет средств краевого бюджета.

Сбалансированная по сроку структура долга нивелирует негативное влияние от высокой долговой нагрузки. 40% текущего объема долга подлежит погашению в 2022 году и позднее, что компенсирует высокие показатели долговой нагрузки Края (прямой долг к операционному балансу на конец 2017 года составит 2,83). По итогам 2017-го операционный баланс за вычетом процентных расходов в два раза превысит объем погашения долга. По оценке АКРА, в 2018–2019 годах данный показатель также будет двукратно превышать объемы погашения долга. За счет значительной доли долгосрочных бюджетных кредитов в портфеле Края (46%) относительная стоимость долга невелика (15% операционного баланса по оценке на конец текущего года). Реструктуризация бюджетных кредитов, намеченная на конец 2017-го, незначительно повлияет на профиль долга Края, поскольку основная часть задолженности такого типа уже была реструктурирована ранее.

Существенный уровень ликвидности бюджета. Регион располагает значительным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи, а также имеет право размещать депозиты. Кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) в истекшем периоде текущего года не привлекались из-за отсутствия необходимости, а избыток ликвидности в данный период был направлен на досрочное погашение долговых обязательств. Кредиты привлекаются Краем от кредитных организаций на срок более года, в связи с чем внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга не превышает одной пятой совокупных доходов бюджета.

Ключевые допущения

  • сохранение объема капитальных расходов на уровне не ниже планового показателя на 2017 год;

  • получение Краем в 2018–2019 годах объема трансфертов на уровне не ниже среднего объема за 2014–2017 годы;

  • рефинансирование бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • положительный экономический и налоговый эффект от роста доли производств с высокой добавленной стоимостью;
  • рост гибкости расходов бюджета;
  • снижение относительной долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение собственных доходов Края на 5% и более от прогнозируемых АКРА значений на 2017–2018 годы;
  • снижение уровня самодостаточности бюджета Края;
  • рост долговой нагрузки на бюджет Края;
  • снижение уровня капитальных расходов бюджета Края.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.

Ключевые характеристики выпусков

1)         Регистрационный номер / ISIN: RU34004KND0 / RU000A0JTBA3

Объем эмиссии /
в обращении

12,0 млрд руб. / 1,2 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

22.11.2012/ 09.11.2017

 

2)         Регистрационный номер / ISIN: RU34005KND0 / RU000A0JVZE0

Объем эмиссии /
в обращении

4,8 млрд руб. / 4,08 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

01.12.2015/ 27.11.2018

 

3)         Регистрационный номер / ISIN: RU35001KND0 / RU000A0JXYS9

Объем эмиссии /
в обращении

10,0 млрд руб. /10,0 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

11.08.2017 / 09.08.2024

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JTBA3, RU000A0JVZE0, RU000A0JXYS9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанных выпусков также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Краснодарскому краю впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (16.10.2017).

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен выпускам государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JTBA3, RU000A0JVZE0, RU000A0JXYS9) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (16.10.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Краснодарский край принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Краснодарского края, не выявлены.

АКРА не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Эксперт, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.