Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, а также умеренно высокой операционной эффективностью бюджета, значительной диверсификацией налоговых доходов и существенным объемом остатков на счетах бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития и растущая потребность бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает порядка 5,8 млн чел. (4% населения России). Валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2021 года составил 3,2 трлн руб. (порядка 3% совокупного ВРП российских регионов). По оценкам Края, ВРП в 2022 году составил 3,5 трлн руб. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при возрастающей потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 12%. При этом баланс текущих операций по итогам 2023 года сложится отрицательным, что указывает на потребность привлечения заемных средств или использования накопленной ликвидности для финансирования части текущих расходов.
Усредненная за 2020–2024 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах составит порядка 24%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, поскольку за последние четыре года капитальные расходы в среднем примерно на три четверти финансировались Регионом самостоятельно. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -11%, при этом в 2023 году показатель МБД ожидается глубокоотрицательным ввиду существенного ожидаемого роста расходной части бюджета в текущем году. Для финансирования капитальных расходов Краю предстоит использовать значительную часть накопленных остатков на счетах, а также привлечь заемные средства, которые, согласно актуальной версии закона о бюджете, будут в основном представлены бюджетными кредитами.
В 2023 году Краем запланирован рост доходной части бюджета на 2% к уровню 2022 года. Рост ожидается за счет 6%-го увеличения налоговых поступлений, в частности по налогу на прибыль – на 6%, а по налогу на доходы физических лиц – на 8%. Планируется, что расходная часть бюджета Региона увеличится на 32% год к году, при этом текущие расходы вырастут на 27%, а капитальные — на 47% (согласно кассовому плану). В данной ситуации дефицит может достичь рекордных значений. Край планирует профинансировать ожидаемый дефицит за счет накопленной ликвидности, а также путем привлечения заемных средств, в том числе бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов.
Согласно данным по исполнению бюджета за семь месяцев текущего года, доходы бюджета продемонстрировали прирост порядка 35% относительно аналогичного периода прошлого года, поступления по налогу на прибыль возросли на 61%, а по НДФЛ – на 13%, при этом расходы увеличились на 30%. Текущий профицит бюджета составляет внушительные 22% ННД, что позволяет ожидать, что годовой дефицит может оказаться ниже запланированного на данный момент уровня. Благодаря этому потребность в привлечении заемных средств снизится, а часть накопленной ликвидности сохранится.
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки. В 2022 году долг Краснодарского края увеличился на 13% и по состоянию на 01.01.2023 составил 112,6 млрд руб. В 2023 году Краем было осуществлено частичное погашение двух выпусков облигаций в общей сумме 5,5 млрд руб., а также были привлечены бюджетные кредиты на сумму около 2,3 млрд руб., включая инфраструктурный бюджетный кредит в размере 1,3 млрд руб. и кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования в размере 1 млрд руб. Таким образом, по состоянию на 01.09.2023 госдолг Региона составил 109,3 млрд руб. В настоящий момент он преимущественно представлен бюджетными кредитами (83%), а оставшаяся часть приходится на облигации.
На начало текущего года Краю предстояло погасить 6% долга (1% по состоянию на 01.09.2023), а в 2024 году — 12%.
В связи с привлечением бюджетных кредитов на капитальные цели АКРА ожидает, что по итогам 2023 года долговая нагрузка Региона вырастет. Без учета роста доходов, достигнутого за семь месяцев текущего года, соотношение долга и текущих доходов Края может вырасти с 29% в 2022 году до 39%.
Соотношение долга и ВРП Региона на конец текущего года составит порядка 4%, соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) будет равно 1%.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и получает доходы от управления временно свободными средствами: по итогам 2022 года объем процентных доходов превысил 3% ННД. По состоянию на 01.01.2023 остатки средств на счетах краевого бюджета более, чем в два раза превышали среднемесячные бюджетные расходы в 2022 году. За минувший период текущего года объем ликвидности Края вырос в 1,5 раза, и в настоящее время он на 14% превышает текущий уровень госдолга.
Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) Краснодарского края по итогам 2023 года составит порядка 68%. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, достаточно для финансирования значительной части прогнозируемого на 2023 год дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. К основным отраслям, формирующим большую часть ВРП Региона, относятся транспортировка и хранение (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди российских регионов). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг.
Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт», которые, по оценкам АКРА, в 2019–2022 годах формировали порядка 9 и 13% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно.
ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня по большей части в связи с большой численностью населения Региона. Соотношение усредненных за 2018–2021 годы краевого подушевого ВРП и среднестранового подушевого ВРП составило 69%. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,3. Безработица в Регионе по итогам 2022 года составила 3,5%, ее усредненный за 2019–2022 годы уровень был равен 4,3%.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;
-
привлечение в текущем году инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита текущего года;
-
сохранение консервативной долговой политики.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение устойчивого соотношения долга и текущих доходов Края ниже 30%;
-
снижение потребности бюджета в использовании накопленных остатков;
-
исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом, существенно меньшим запланированного уровня.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
дальнейший рост долговой нагрузки Региона в совокупности со значительным увеличением доли краткосрочного долга;
-
увеличивающаяся потребность в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов;
-
значительное снижение уровня ликвидности бюджета.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.