Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств и высокой операционной эффективностью бюджета в совокупности с существенной гибкостью бюджетных расходов. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают существенная зависимость налоговых поступлений Региона от его металлопромышленного комплекса, а также возрастающая потребность бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,4 млн человек (порядка 2,3% населения России). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 2 042 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Области, за 2022 год показатель составил 2 128 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Высокая операционная эффективность бюджета при возрастающей потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 21%. При этом объем баланса текущих операций по итогам 2023 года ожидается положительным, что позволит профинансировать порядка трети прогнозируемого объема капитальных расходов без использования дополнительного финансирования.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 37%. Капитальные расходы в среднем примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет. Усредненная за указанный выше период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) превысит 82%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -14%, при этом показатель МБД по итогам 2023 года ожидается сильно отрицательным, что связано с финансированием прогнозного дефицита бюджета. Для финансирования совокупного объема капитальных расходов Области предстоит использовать большую часть накопленных остатков на счетах, а также привлечь бюджетные кредиты.
По итогам 2022 года бюджет Челябинской области был исполнен с дефицитом в 12% ННД. Примерно три четверти сложившегося дефицита было профинансировано за счет полученных бюджетных кредитов, оставшаяся часть — за счет остатков на счетах.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, в 2023 году его доходная часть снизится на 11% к показателю 2022 года. Снижение ННД составит около 8%, в том числе заметное сокращение могут продемонстрировать поступления по НДФЛ и доходам от размещения средств бюджета. Ожидается, что поступления по налогу на прибыль сохранятся на уровне 2022 года. Объем безвозмездных поступлений по итогам текущего года может сократиться на 23% в годовом сопоставлении. Расходная часть бюджета, напротив, возрастет на 10% в связи с увеличением объема текущих и капитальных расходов на 8 и 12% соответственно. По итогам года Область ожидает значительный дефицит бюджета на уровне 44% ННД, который примерно на 40% планируется профинансировать за счет остатков на счетах Региона. Оставшаяся часть дефицита будет финансироваться преимущественно за счет привлеченных бюджетных кредитов, однако привлечение коммерческого долга также вероятно.
За семь месяцев текущего года доходы Челябинской области увеличились на 7% к показателю за аналогичный период 2022 года. Прирост ННД составил около 13%, в том числе поступления по налогу на прибыль выросли на 22%, по налогам на имущество — на 25%. Прирост поступлений по НДФЛ составил порядка 7%, тогда как полученные безвозмездные поступления снизились чуть более чем на 12%. Расходы бюджета увеличились на 7% год к году, при этом сформировался промежуточный профицит, превышающий показатель за аналогичный период прошлого года.
АКРА исходит из предположения, что прирост поступлений по ряду налоговых доходов Области по итогам текущего года частично превысит показатели, утвержденные законом о бюджете. При этом рост расходной части в текущем году может оказаться менее существенным благодаря сокращению темпов прироста капитальных расходов, наряду с этим капитальные расходы будут частично профинансированы за счет привлеченных бюджетных кредитов. Дефицит бюджета в текущем году может сформироваться ниже планируемого уровня и примерно в равных частях будет покрыт за счет накопленной ликвидности и привлеченных бюджетных кредитов. В таком случае привлечение коммерческого долга в 2023 году Региону не потребуется.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. По итогам 2022 года долг Челябинской области составил 38,7 млрд руб. и был преимущественно представлен бюджетными кредитами (80%) и облигациями (18%), оставшаяся часть приходилась на государственные гарантии. График предусматривал погашение 6% долга в текущем году и 8% в 2024-м.
По состоянию на 01.09.2023 долг Челябинской области увеличился на 11% к показателю на начало года и составил 43,0 млрд руб. Рост долга произошел в связи с привлечением бюджетных кредитов в объеме 4,3 млрд руб. (4,1 млрд руб. — на финансирование инфраструктурных проектов, оставшаяся сумма — бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств). Данные средства не окажут существенного влияния на график погашения долга Области, поскольку погашение большей суммы продлится до 2038 года, меньшую сумму планируется погасить в 2024 году за счет средств федерального бюджета.
На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 17%. В связи с ожидаемым привлечением долга на капительные цели по итогам 2023 года АКРА ожидает увеличения долговой нагрузки Региона. По мнению Агентства, соотношение долга и текущих доходов Области может превысить 31%, что будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1,0%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого показателя ВРП по итогам текущего года составит порядка 3,3%.
Остатки на счетах позволят частично профинансировать ожидаемый по итогам текущего года дефицит бюджета. С начала 2023 года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Региона. По состоянию на 01.09.2023 объем средств на счетах удвоился по сравнению с показателем на 01.01.2023. По мнению Агентства, объем накопленных средств позволит профинансировать значительную часть ожидаемого дефицита бюджета.
Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) Челябинской области по итогам 2023 года составит порядка 69%.
По данным на 01.07.2023 у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. По состоянию на 01.09.2023 открытые, но не использованные кредитные линии в банках отсутствуют.
Умеренные показатели развития экономики со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, порядка 36% налоговых поступлений Области может приходиться на металлопромышленный комплекс (усредненная доля за 2019–2022 годы), однако в 2022 году доля налоговых поступлений от металлопромышленного комплекса существенно снизилась. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».
В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе был равен 71% от среднестранового уровня. Безработица в Области по итогам 2022 года составила 3,1%, ее усредненный за 2019–2022 годы уровень был равен 4,2%. Соотношение усредненных за указанный период среднемесячной заработной платы в Регионе и прожиточного минимума составило 3,5.
Ключевые допущения
-
существенная положительная динамика поступлений по налогу на прибыль и налогам на имущество по итогам текущего года;
-
снижение темпов прироста капитальных расходов относительно утвержденного уровня;
-
прирост текущих расходов в 2024 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для частичного финансирования ожидаемого дефицита текущего года;
-
отсутствие необходимости в привлечении коммерческого долга в 2023 году;
-
привлечение в текущем году инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение потребности бюджета Области в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;
-
увеличение объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
рост концентрации экономики Региона на металлургическом комплексе;
снижение операционной эффективности бюджета;
дальнейший рост потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования при существенном сокращении доступной ликвидности;
существенное увеличение объема краткосрочного коммерческого долга.
Рейтинги выпусков
Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.