22.09.2023 АКРА подтвердило соответствие выпуска биржевых облигаций ООО «ДОМ.РФ ИПОТЕЧНЫЙ АГЕНТ» и Проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере социального и «зеленого» финансирования (Принципам «зеленых»1 и социальных облигаций ICMA2) и признало данный выпуск в качестве выпуска облигаций устойчивого развития
1 Проект признается «зеленым» исключительно в части рефинансирования ипотечных кредитов, соответствующих категориям допустимых «зеленых» проектов ПЗО-2021.
2 ICMA — международная ассоциация рынков капитала (International Capital Market Association).
Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П
В рамках настоящей оценки планируемого выпуска облигаций ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» (далее — Эмитент) АКРА осуществило верификацию соответствия рассматриваемого выпуска облигаций, а также Проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения облигаций, международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA, ПЗО-2021)3 и международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в области социального финансирования (принципам социальных облигаций (SBP) ICMA, ПСО-2023).
Представленный Эмитентом Проект (см. ниже) относится к следующим категориям проектов ICMA:
энергоэффективность4;
строительство доступного жилья5.
Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска облигаций устойчивого развития допускается в международной практике.
На дату составления настоящего заключения проект определен как ипотечное покрытие, которое полностью сформировано из закладных, удостоверяющих ипотечные кредиты, соответствующие категориям допустимых социальных проектов ПСО-2023 и/или категориям допустимых «зеленых» проектов ПЗО-2021 (ранее и далее по тексту — Проект). Эмитент отмечает, что закладные, удостоверяющие ипотечные кредиты, соответствующие категориям допустимых «зеленых» проектов ПЗО-2021, также соответствуют критериям Таксономии «зеленых» проектов6.
3 Проект признается «зеленым» исключительно в части рефинансирования ипотечных кредитов, соответствующих категориям допустимых «зеленых» проектов ПЗО-2021.
4 См. Принципы «зеленых» облигаций ICMA: https://www.icmagroup.org/sustainable-finance/the-principles-guidelines-and-handbooks/green-bond-principles-gbp/
5 См. Принципы социальных облигаций ICMA: https://www.icmagroup.org/sustainable-finance/the-principles-guidelines-and-handbooks/social-bond-principles-sbp/
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации».
Средства от рассматриваемого выпуска будут направлены на рефинансирование пула ипотечных кредитов, выданных по следующим критериям:
1. Социальные критерии:
-
Льготная ипотека (ипотечные кредиты, удовлетворяющие условиям Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2020 № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020–2024 годах») — в объеме 12,4 млрд руб.
-
Семейная ипотека (ипотечные кредиты, удовлетворяющие условиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, и Правил возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей») — в объеме 8,6 млрд руб.
-
Дальневосточная ипотека (ипотечные кредиты, удовлетворяющие условиям Постановления Правительства Российской Федерации от 7.12.2019 № 1609 «Об утверждении условий программы "Дальневосточная ипотека", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ ", не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам, предоставленным гражданам Российской Федерации на приобретение или строительство жилых помещений на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 1713-р») — в объеме 1,2 млрд руб.
-
ИТ-ипотека (ипотечные кредиты, удовлетворяющие условиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 805 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий») — в объеме 165,4 млн руб.
-
Ипотечные кредиты, соответствующие дополнительным требованиям, указанным в Таблице 1 на стр. 6, — в объеме 7,5 млрд руб.
2. «Зеленый» критерий:
- Класс энергоэффективности А, А+, А++ (определяется в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов») — в объеме 2,1 млрд руб. При этом все кредиты, соответствующие «зеленому» критерию, также соответствуют одному из социальных критериев.
Итоговый объем выпуска в денежном выражении составляет 29 839 165 000 руб. Эмитент подтвердил Агентству, что объем выпуска облигаций не превышает общей суммы финансовых ресурсов, ранее предоставленных на финансирование пула ипотечных кредитов, выданных по вышеуказанным критериям.
Эксплуатация квартир, являющихся предметом ипотеки по удостоверенным закладными ипотечным кредитам в составе ипотечного покрытия общей площадью 683 тыс. квадратных метров, соответствующих указанным социальным критериям, позволяет добиться положительного эффекта с точки зрения социального воздействия, который выражается в следующем:
- Улучшение жилищных условий 11 869 домохозяйств (количество людей, в том числе заемщиков и членов их семей, улучшивших жилищные условия, — 26 304 человека, включая несовершеннолетних лиц (детей), — 10 524 человека).
Эксплуатация квартир, являющихся предметом ипотеки по удостоверенным закладными ипотечным кредитам в составе ипотечного покрытия, в домах с классом энергоэффективности А, А+, А++ общей площадью 37,7 тыс. квадратных метров, соответствующих указанному «зеленому» критерию, позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, которые выражаются в следующем (см. раздел «Ключевые допущения»):
-
Сокращение ежегодного потребления тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 3 639 488,9 кВт*ч.
-
Сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 150 650,8 кВт*ч.
-
Сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 842,2 тонн СО2.
-
Сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации электроэнергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 52,4 тонн СО2.
Подробная информация о методике определения экологического и социального эффектов приведена в разделе «Ключевые допущения».
АКРА подтверждает, что выпуск облигаций и Проект, рефинансируемый за счет средств от выпуска облигаций устойчивого развития, соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам проектов в области социального финансирования ICMA в редакции 2023 года (ПСО-2023) и международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021).
Соответствие выпуска Принципам «зеленых» и социальных облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым компонентам ПЗО-2021 и ПСО-2023 одновременно. Направление использования средств (Проект, рефинансируемый за счет выпуска облигаций, направлен на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеет положительный экологический и социальный эффекты), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в Концепции «зеленых» облигаций и Концепции социальных облигаций, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021 и ПСО-2023, в связи с чем планируемый выпуск облигаций можно считать выпуском облигаций устойчивого развития.
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА
Эмитент |
ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» |
Кредитный рейтинг эмитента |
- |
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг |
Биржевые жилищные облигации устойчивого развития с ипотечным покрытием и с обеспечением в форме поручительства процентные неконвертируемые бездокументарные серии БО-001P-37 |
Планируемый объем эмиссии |
29 839 165 000 руб. |
Дата начала размещения |
На дату публикации не определена |
Дата погашения |
23.09.2033 |
Источник: АКРА, данные эмитента
АО «ДОМ.РФ» (далее — ДОМ.РФ) является единым институтом развития в жилищной сфере. Его деятельность регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — 225-ФЗ).
Среди основных задач ДОМ.РФ, согласно 225-ФЗ, — содействие развитию ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, повышение их ликвидности, а также снижение рисков на рынке ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг.
Реализация задач по развитию ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг осуществляется в том числе специально созданной дочерней компанией ДОМ.РФ — ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент». Исключительным предметом деятельности Эмитента является рефинансирование кредитов (займов), обеспеченных залогом (ипотекой), путем их секьюритизации — выпуска облигаций с ипотечным покрытием и поручительством ДОМ.РФ (далее — ИЦБ ДОМ.РФ).
В целях выпуска «зеленых» и социальных облигаций Эмитентом разработаны и внедрены:
o Концепция «зеленых» облигаций с ипотечным покрытием ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент»7 (ранее и далее — Концепция «зеленых» облигаций);
o Концепция социальных облигаций с ипотечным покрытием ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент»8 (ранее и далее — Концепция социальных облигаций).
Деятельность ДОМ.РФ в области устойчивого развития регламентируется Политикой ДОМ.РФ в области устойчивого развития (далее — Политика), определяющей принципы и направления деятельности в сфере устойчивого развития. Положения Политики распространяются на все подразделения и дочерние организации ДОМ.РФ, в том числе на Эмитента.
Деятельность ДОМ.РФ в области устойчивого развития способствует достижению международных и национальных целей, определенных следующими документами:
-
Национальный проект «Жилье и городская среда», предусматривающий улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей и ввод 120 млн кв. м жилья ежегодно к 2030 году.
-
Национальный проект «Демография», предусматривающий государственную программу ипотечного кредитования по льготной ставке для поддержки семей.
-
Приоритетные цели и задачи ДОМ.РФ в области устойчивого развития, которые закреплены в Политике.
-
Национальные цели развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
-
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 № 3052-р.
-
Основные направления устойчивого (в том числе «зеленого») развития Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2021 № 1912-р.
-
Парижское соглашение, принятое 12.12.2015 на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
-
Цели устойчивого развития ООН, в особенности № 11 «Устойчивые города и населенные пункты», № 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», № 8 «Достойная работа и экономический рост» и № 13 «Борьба с изменением климата».
В то же время Агентство отмечает, что в настоящий момент Эмитент не присоединился к каким-либо международным инициативам в сфере устойчивого развития.
7 https://xn--90an6b.xn--d1aqf.xn--p1ai/upload/iblock/38a/wwaq5j4lii6k0fccx5rxkutkoaa7tu0c.pdf
8 https://xn--90an6b.xn--d1aqf.xn--p1ai/upload/iblock/714/d4iv33o6l4w5il29qw2yv1ie7jtatqxk.pdf
Ключевые факторы оценки
Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости ипотечных кредитов (займов), которые включены в обеспечение планируемого выпуска облигаций устойчивого развития, описание процесса отбора данных ипотечных кредитов (займов), подходов к управлению средствами и составлению будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения о соответствии планируемого выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021 и ПСО-2023.
Использование средств
Цели рассматриваемого выпуска облигаций Эмитента сформулированы в решении о выпуске и соответствуют ПЗО-2021 и ПСО-2023.
Эмитент для выпуска ИЦБ ДОМ.РФ приобретает у финансовых организаций, включая банки, пулы закладных, соответствующие установленным параметрам, за счет чего финансовые организации (банки) рефинансируют ипотечные кредиты.
Ипотечное покрытие ИЦБ ДОМ.РФ формируется только из закладных, обеспеченных залогом (ипотекой) жилой недвижимости.
В рамках Концепции «зеленых» облигаций и Концепции социальных облигаций Эмитентом определены категории «зеленых» и социальных кредитов (займов), которые могут финансироваться / рефинансироваться посредством выпуска «зеленых» облигаций и социальных облигаций.
За счет средств, полученных от оцениваемого выпуска, Эмитент планирует рефинансировать ипотечные кредиты (займы), соответствующие критериям, указанным в Таблице 1.
В ипотечное покрытие включены 11 869 закладных, удостоверяющих права требования по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, в сумме остатка основного долга 29 839 165 584,07 руб. В составе ипотечного покрытия отсутствуют кредиты, выданные более 13 лет назад с даты публикации настоящего пресс-релиза, при этом наиболее ранний кредит был выдан в сентябре 2010 года.
Таблица 1. Структура ипотечного покрытия
|
Количество кредитов, выданных на приобретение |
Площадь квартир, |
Остаток ссудной задолженности по кредитам на 22.09.2023, руб. |
Кредиты выданы в рамках программы субсидирования, в т. ч.: |
- |
- |
- |
Льготная ипотека |
5 062 |
268 403,05 |
12 423 945 528 |
Семейная ипотека |
3 123 |
198 909,14 |
8 593 292 994 |
Дальневосточная ипотека |
306 |
15 895,42 |
1 196 213 868 |
ИТ-ипотека |
19 |
1 443,60 |
165 416 262 |
Иные дополнительные критерии, в т. ч.9: |
- |
- |
- |
Заемщик / поручитель достигли возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин |
49 |
2 233,90 |
93 550 853 |
Заемщик имеет минимум одного ребенка в возрасте до 18 лет |
2 152 |
126 377,54 |
5 063 420 912 |
Заемщик проживает в сельской территории, предмет ипотеки также расположен в сельской территории |
14 |
738,10 |
21 940 185 |
Использование материнского капитала |
1 038 |
62 076,58 |
1 986 714 969 |
Работники организации, в интересах которых реализуется социальный проект |
106 |
6 573,40 |
294 670 009 |
Итого (социальные критерии) |
11 869 |
682 650,7 |
29 839 165 584,07 |
В т. ч. класс энергоэффективности здания А, А+, А++ |
682 |
37 662,7 |
2 128 144 006 |
В т. ч. итого («зеленые» критерии) |
682 |
37 662,7 |
2 128 144 006 |
Источник: АКРА, данные эмитента
9 По одному ипотечному кредиту может быть один или несколько критериев.
Все ипотечные кредиты в составе ипотечного покрытия являются социальными в соответствии с указанными социальными критериями. Дополнительно 7,1% ипотечных кредитов (доля по остатку ссудной задолженности) также являются «зелеными» в соответствии с «зеленым» критерием.
Эмитент подтверждает, что в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг поступления от рассматриваемого выпуска облигаций устойчивого развития будут направлены на рефинансирование указанных выше ипотечных кредитов, подпадающих под следующие категории проектов ICMA согласно ПЗО-2021 и ПСО-2023:
-
энергоэффективность («зеленые» проекты);
-
строительство доступного жилья (социальные проекты).
Эмитент предоставил Агентству:
(1) Концепцию «зеленых» облигаций;
(2) Концепцию социальных облигаций;
(3) расчет экологических / социальных эффектов от выданных ранее кредитов;
(4) анкету, заполненную по форме Агентства;
(5) проект решения о выпуске ценных бумаг;
(6) данные по структуре пула рефинансируемых кредитов в разрезе категорий;
(7) статистику по переходу ипотечных кредитов на условия программы Постановления № 1711 (по кварталам);
(8) дополнительные материалы, предоставленные по запросу Агентства.
Согласно информации, предоставленной Эмитентом, 100% ипотечных кредитов выдано на покупку квартир в уже построенных многоквартирных домах. На момент проведения верификации многоквартирные дома были введены в эксплуатацию после получения соответствующей разрешительной документации, в том числе в части требований природоохранного законодательства.
Позитивные экологические и социальные эффекты от реализации рассматриваемого Проекта Эмитентом представлены на стр. 3 настоящего пресс-релиза.
АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемых экологических и социальных эффектов, допустимыми.
Процесс оценки и отбора проектов
Эмитентом определен ряд внутренних процедур, которые регламентируют процесс оценки и отбора рефинансируемых ипотечных кредитов (займов), и которые изложены в Концепции «зеленых» облигаций и Концепции социальных облигаций. Указанные процедуры по мнению Агентства соответствуют ПЗО-2021 и ПСО-2023.
Процесс отбора ипотечных кредитов (займов) для секьюритизации путем выпуска «зеленых», социальных облигаций и облигаций устойчивого развития осуществляется оригинаторами в соответствии с подходами, изложенными в Концепции социальных облигаций и Концепции «зеленых» облигаций. Ипотечный кредит (заем) может быть приобретен Эмитентом при условии его соответствия как минимум одному из признаков, указанных в Концепции социальных облигаций или Концепции «зеленых» облигаций.
Дополнительно информация о классе энергоэффективности здания10 (для приобретения (погашения ранее выданных кредитов на приобретение) квартиры и/или прав на квартиру по договорам долевого участия в котором был использован рефинансируемый через выпуск «зеленых» ИЦБ ДОМ.РФ или ИЦБ ДОМ.РФ устойчивого развития ипотечный кредит), указывается в пункте 9.2.24 проектной декларации, которая размещается в Единой информационной системе жилищного строительства (наш.дом.рф). Форма проектной декларации утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2022 № 239/пр «Об утверждении формы проектной декларации».
Таким образом, в рамках оценки и отбора ипотечных кредитов (займов) определяются требования к закладным и требования к финансовым организациям (оригинаторам), которые планируют рефинансировать свои ипотечные портфели. В процессе подготовки сделки ДОМ.РФ также проводит выборочный аудит ипотечного портфеля для проверки соответствия заявленных параметров портфеля данным первичной документации.
Для рассматриваемого выпуска Эмитентом был определен пул закладных, полностью соответствующих критериям, указанным в Концепции социальных облигаций. При этом часть закладных также соответствует критериям, приведенным в Концепции «зеленых» облигаций (см. Таблицу 1).
Агентство отмечает, что Проект не несет значимых побочных эффектов для окружающей среды (принцип "Do No Significant Harm"). Так как все ипотечные кредиты в ипотечном покрытии обеспечены залогом квартир в построенных зданиях, риски возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанные с реализацией Проекта, отсутствуют.
Оцениваемый Проект также не несет существенных негативных последствий для социальной сферы регионов реализации.
При этом выпуск ИЦБ ДОМ.РФ имеет положительный эффект — обеспечивает банкам равный доступ к источникам долгосрочного финансирования и инструментам управления рисками ипотечного кредитования, в то время как отсутствие возможности выпуска облигаций с ипотечным покрытием несет риск снижения доступности ипотечных кредитов для населения.
Кроме того, реализация оцениваемого Проекта соотносится с ключевыми направлениями деятельности ДОМ.РФ в области устойчивого развития, обозначенными в Отчете АО «ДОМ.РФ» об устойчивом развитии11 за 2022 год, а также в Политике.
10 Для приобретения (погашения ранее выданных кредитов на приобретение) квартиры и/или прав на квартиру по договорам долевого участия в котором был использован рефинансируемый через выпуск «зеленых» ИЦБ ДОМ.РФ или ИЦБ ДОМ.РФ устойчивого развития ипотечный кредит.
11 https://xn--d1aqf.xn--p1ai/upload/iblock/0d9/w54ur231dscvzgeizas2dhcjbm1sg8we.pdf
АКРА отмечает, что расчеты экологического и социального эффектов проведены с привлечением внешних экспертов — Банка ГПБ (АО) и ДОМ.РФ, — обладающих профессиональным опытом в сфере оценки экологических эффектов от размещения «зеленых» и социальных облигаций.
Отобранные ипотечные кредиты (займы) соотносятся со следующими Целями в области устойчивого развития (ЦУР) ООН:
ЦУР № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов»;
ЦУР № 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»;
ЦУР № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями».
По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов.
Управление средствами
Процедура управления средствами от настоящего выпуска облигаций изложена в Концепции «зеленых» облигаций и Концепции социальных облигаций, а также в решении о выпуске ценных бумаг и предполагает описанный ниже механизм.
На дату подписания решения о выпуске ценных бумаг ипотечное покрытие полностью сформировано. Все квартиры, являющиеся предметом ипотеки по удостоверенным закладными ипотечным кредитам в составе ипотечного покрытия, находятся в построенных жилых домах. После подписания решения о выпуске ценных бумаг включение новых закладных в ипотечное покрытие не осуществляется.
Денежные средства, полученные от размещения облигаций, до их направления на цели использования средств хранятся на банковском счете Эмитента.
В распоряжении Эмитента не остается денежных средств, полученных от размещения облигаций, после достижения целей использования данных средств.
Учет ипотечного покрытия, а также контроль за расходованием средств, находящихся на залоговом счете, осуществляет специализированный депозитарий, который не зависит от Эмитента.
Невыполнение Эмитентом условия о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, не влечет возникновения у держателей данных облигаций права требования их досрочного погашения.
В то же время, согласно проекту решения о выпуске, в случае нарушения Эмитентом принципов и стандартов финансовых инструментов в области социального финансирования, а также в сфере экологии и «зеленого» финансирования, АКРА вправе отозвать заключение о соответствии выпуска Принципам социальных облигаций, Принципам «зеленых» облигаций, а также, дополнительно, Таксономии. В случае, если облигации включены в Сектор устойчивого развития ПАО Московская Биржа, отзыв заключения о соответствии выпуска Принципам социальных облигаций, Принципам «зеленых» облигаций, а также, дополнительно, Таксономии «зеленых» проектов может повлечь исключение облигаций из указанного сектора.
По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от выпуска облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021 и ПСО-2023.
Отчетность
Эмитент обязуется составлять ежегодный отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, начиная с года начала размещения облигаций и заканчивая годом, когда денежные средства, полученные от размещения облигаций, будут в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта. Эмитент также обязуется обеспечить проведение верификатором независимой внешней оценки отчета об использовании денежных средств.
Отчет об использовании денежных средств будет раскрыт в сети Интернет по адресу http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=36731 не позднее 150 (ста пятидесяти) дней с даты окончания отчетного года.
Объем раскрытия информации включает в том числе:
-
краткое описание Проекта (в рамках имеющихся обязательств по соблюдению конфиденциальности);
-
сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций;
-
сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде;
-
сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, указанных в решении о выпуске ценных бумаг, в том числе
o количество домохозяйств / людей, улучшивших свои жилищные условия,
o сокращение ежегодного потребления тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также связанное с этим снижение выбросов парниковых газов (СО2-экв.),
o сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды и связанное с этим снижение выбросов парниковых газов (СО2-экв.),
o ежегодное снижение выбросов парниковых газов (СО2-экв.) от генерации тепловой энергии за счет сокращения потребления тепловой энергии, тонн СО2-экв.),
o ежегодное снижение выбросов (СО2-экв.) от генерации электроэнергии за счет сокращения потребления электроэнергии, тонн СО2-экв.;
- сведения о состоянии Проекта на дату окончания отчетного периода.
Эмитент предоставил Агентству шаблон отчета об использовании денежных средств, а также ключевые методики, модели и допущения для расчета экологических и социальных эффектов.
По мнению АКРА, изложенная процедура в полной мере соответствует ПЗО-2021 и ПСО-2023.
Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
Эмитент не имеет штата сотрудников, а функции единоличного исполнительного органа выполняет управляющая организация — Общество с ограниченной ответственностью «ДОМ.РФ Управление активами».
В то же время все политики и процедуры ДОМ.РФ в сфере устойчивого развития распространяются на деятельность Эмитента.
Для расчета экологических и социальных эффектов Эмитентом привлечены внешние консультанты — Банк ГПБ (АО) и ДОМ.РФ, — что позитивно оценивается Агентством.
АКРА высоко оценивает уровень интеграции принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента, а также общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента с учетом его политик и процедур.
Финансовая реализуемость проекта
Так как денежные средства, полученные от размещения облигаций, используются для рефинансирования Проекта, его финансовая реализуемость оценивается как высокая.
Ключевые допущения
- целевое использование средств, полученных от выпуска облигаций устойчивого развития.
Ключевые допущения при расчете экологических и социальных эффектов
1. Для расчета социальных эффектов. Ожидаемый социальный эффект рассчитан на основании фактических данных о количестве заемщиков, несовершеннолетних лиц (детей, проживающих в семьях заемщиков), об общем количестве членов семей заемщиков по кредитам, соответствующим критериям, указанным в Концепции социальных облигаций. Для расчета средней обеспеченности жильем также использовались фактические данные об общей площади квартир, их количестве и среднем размере домохозяйства в России согласно переписи населения 2020–2021 годов.
2. Для экологических эффектов. Ожидаемый экологический эффект характеризуется наличием у «зеленых» жилых многоквартирных домов классов энергоэффективности А, А+, А++12, что приводит к сниженному энергопотреблению по сравнению с домами с базовым классом энергоэффективности D, а также к снижению косвенных энергетических выбросов парниковых газов, связанных с генерацией потребляемых энергоресурсов.
Для количественной оценки экологического эффекта были выбраны следующие показатели:
-
сокращение ежегодного потребления тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в процессе эксплуатации «зеленых» жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), кВт*ч или Гкал;
-
сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды в процессе эксплуатации «зеленых» жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), кВт*ч;
-
снижение ежегодного уровня выбросов парниковых газов (СО2-экв.) от генерации тепловой энергии за счет сокращения потребления тепловой энергии в процессе эксплуатации «зеленых» жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), тонн СО2-экв.;
-
снижение ежегодного уровня выбросов парниковых газов (СО2-экв.) от генерации электроэнергии за счет сокращения потребления электроэнергии в процессе эксплуатации «зеленых» жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), тонн СО2-экв.
12 В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 № 43169).
Коэффициент выбросов парниковых газов от генерации теплоэнергии был оценен региональным методом в соответствии с подходами, изложенными в Методических указаниях по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №330 от 29.06.2017. Коэффициент выбросов парниковых газов от генерации электроэнергии был определен по данным АО «АТС» (администратор торговой системы).
Для проведения количественной оценки исходя из консервативных предпосылок было сделано допущение, что все «зеленые» здания имеют класс энергоэффективности А, что обеспечивает снижение потребления энергоресурсов на 40% по сравнению с базовым классом энергоэффективности D.
Расчет экологического эффекта учитывает сокращение выбросов парниковых газов только от генерации потребляемых жилыми домами энергоресурсов. В расчете не учитывается сокращение выбросов от полного жизненного цикла энергоресурсов (добыча, транспортировка и переработка энергоносителей, проектирование, строительство, эксплуатация и демонтаж объектов генерации и т. д.).
Компоненты оценки
Соответствие выпуска ПЗО-2021 / ПСО-2023: соответствует.
Уровень оценки: SDR1.
приложениЕ 1. соответствие проектА, рефинансируемОГО планируемым выпуском, ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21.09.2021 № 1587 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ПРОЕКТОВ УСТОЙЧИВОГО (В ТОМ ЧИСЛЕ ЗЕЛЕНОГО) РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ВЕРИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
АКРА также осуществило верификацию соответствия Проекта, рефинансируемого за счет рассматриваемого выпуска, критериям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 в части «зеленых» проектов (Таксономия «зеленых» проектов).
Методология проведения проверки
Оценка рефинансируемых за счет рассматриваемого выпуска ипотечных кредитов была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.
Проведенные мероприятия
Документы и информация, полученные от Эмитента, были проанализированы Агентством на предмет соответствия указанным критериям, а также на предмет достоверности и надежности.
Эмитент предоставил Агентству:
(1) Концепцию «зеленых» облигаций;
(2) Концепцию социальных облигаций;
(3) расчет экологических / социальных эффектов от выданных ранее кредитов;
(4) анкету, заполненную по форме Агентства;
(5) проект решения о выпуске ценных бумаг;
(6) данные по структуре пула рефинансируемых кредитов в разрезе категорий;
(7) статистику по переходу ипотечных кредитов на условия программы Постановления № 1711 (по кварталам);
(8) дополнительные материалы, предоставленные по запросу Агентства.
Проведены обсуждения с Эмитентом.
Подтверждение независимости суждения и отсутствия конфликта интересов или иных обстоятельств, препятствующих надлежащему, объективному и беспристрастному анализу и суждению
Cм. стр. 16 настоящего пресс-релиза.
Наличие мер ответственности Инициатора за несоответствие финансового инструмента устойчивого развития требованиям:
Если облигации включены в Сектор устойчивого развития ПАО Московская Биржа, отзыв Агентством заключения о соответствии выпуска Таксономии «зеленых» проектов может повлечь исключение облигаций из указанного сектора.
Соответствие проекта устойчивого развития одному или нескольким направлениям, предусмотренным критериями проектов устойчивого развития:
- 3.5 Ипотечное кредитование физических лиц в целях приобретения объектов недвижимости.
Информация об Инициаторе и проектах устойчивого развития:
Инициатором является специально созданная дочерняя компания ДОМ.РФ — ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент». Исключительным предметом деятельности ООО «ДОМ.РФ» Ипотечный агент» является рефинансирование кредитов (займов), обеспеченных залогом (ипотекой), а именно выпуска облигаций с ипотечным покрытием и поручительством ДОМ.РФ (ИЦБ ДОМ.РФ), путем их секьюритизации.
Направления и цели рефинансирования выбранного портфеля «зеленых» проектов
Направление: строительство.
Цель 1: снижение выбросов СО2.
Цель 2: энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
Оценка соответствия финансируемого проекта устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития (в части «зеленых» проектов):
Соответствует (см. стр. 2–4 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа целей, на которые направлены привлекаемые денежные средства, процедур обеспечения рекомендаций к использованию и управлению денежными средствами:
Соответствует (см. стр. 5–11 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа процедур отбора и одобрения проектов устойчивого развития:
Соответствует (см. стр. 8–10 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа контроля реализации проектов устойчивого развития:
Соответствует (см. стр. 8–13 настоящего пресс-релиза).
Значение показателей и независимое подтверждение ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития:
Эксплуатация квартир, являющихся предметом ипотеки по удостоверенным закладными ипотечным кредитам в составе ипотечного покрытия, в домах с классами энергоэффективности А, А+, А++ общей площадью 37,7 тыс. кв. м позволяет добиться положительного эффекта с точки зрения воздействия на окружающую среду, который выражается в следующем:
ежегодное сокращение потребления тепловой энергии — на 3 639 488,9 кВт*ч;
ежегодное сокращение потребления электроэнергии на общедомовые нужды — на 150 650,8 кВт*ч;
ежегодное сокращение выбросов СО2 от генерации тепловой энергии — на 842,2 тонн СО2;
ежегодное сокращение выбросов СО2 от генерации электроэнергии — на 52,4 тонн СО2;
относительное сокращение энергопотребления и выбросов СО2 по проектному сценарию относительно базового сценария (см. Ключевые допущения) — на 40% снижения от базового сценария.
Размер планируемых показателей экологического эффекта от реализации «зеленых» проектов:
Представлен на стр. 3 настоящего пресс-релиза.
Информация о наличии (отсутствии) конфликта интересов и о независимости суждения:
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были (см. стр. 16 настоящего пресс-релиза).
Вывод о соответствии:
Оцениваемый финансовый инструмент (облигации) в части рефинансирования «зеленых» проектов соответствует критерию 3.5 Таксономии «зеленых» проектов — «Ипотечное кредитование физических лиц в целях приобретения объектов недвижимости».
Дополнительная информация
Оценка планируемого выпуска облигаций устойчивого развития ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» и проекта, рефинансируемого в рамках выпуска данных облигаций, на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2023) была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития в части оценки облигаций в области устойчивого развития.
Мнение АКРА о соответствии облигаций ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» и проекта, рефинансируемого в рамках выпуска данных облигаций, международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2023), публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии облигаций ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2023) и проекта, рефинансируемого в рамках выпуска данных облигаций, основано на данных, предоставленных ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2023) и проекта, рефинансируемого в рамках выпуска данных облигаций, была запрошенной. ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» принимало участие в процессе оценки.
При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.