Кредитный рейтинг ПАО «ЕвроТранс» (далее — ЕвроТранс, Компания) обусловлен сильным бизнес-профилем, учитывающим высокую диверсификацию форматов продаж топлива и сопутствующей продукции и наличие быстрых электрических заправочных станций, высоким уровнем корпоративного управления, а также средними рыночной позицией Компании на рынке Москвы и Московской области и географической диверсификацией. Финансовый риск-профиль учитывает средний размер Компании, высокие рентабельность и ликвидность, а также средние долговую нагрузку, обслуживание долга и денежный поток.

ЕвроТранс (бренд «ТРАССА») — один из крупнейших независимых топливных операторов на рынке Московского региона. Компания входит в перечень системообразующих предприятий российской экономики, утвержденный Минэкономразвития России. ЕвроТранс управляет сетью из 55 автозаправочных комплексов (далее — АЗК), нефтебазой (20 тыс. тонн), фабрикой-кухней, заводом по производству незамерзающей жидкости под собственным брендом и парком бензовозов, а также развивает сеть быстрых (150 кВт) электрозаправок (11 объектов). В 2023 году произошла смена организационно-правовой формы с акционерного общества на публичное акционерное общество.

Ключевые факторы оценки

Сильная оценка операционного риск-профиля. Компания является успешным игроком на умеренно концентрированном рынке розничной торговли бензином различных марок и дизельным топливом Москвы и Московской области (по оценкам Компании, ее доля составляет около 3,2%). ЕвроТранс — достаточно крупная сеть заправочных станций с ежегодным объемом реализации свыше 500 тыс. т нефтепродуктов. При этом часть выручки формируется за счет оптовой продажи топлива независимым сетям АЗК и вертикально интегрированным нефтяным компаниям непосредственно с собственной нефтебазы. Бизнес-профиль обусловлен низкой цикличностью спроса на продукцию Компании, учитывая стабильный рост количества автотранспортных средств, а также отнесение бензина и дизельного топлива к непродовольственным товарам первой необходимости, хорошей диверсификацией форматов, учитывающей концентрацию на массовом сегменте рынка, наличием станций быстрой зарядки электромобилей (комплексов мощностью 150 Квт), широкого ассортимента сопутствующих товаров и продукции фастфуда, поставляемых с собственной фабрики-кухни, а также ресторанов при АЗК. Компания имеет узнаваемый бренд «ТРАССА», развитием которого занимается с 2005 года. ЕвроТранс использует разнообразные механизмы продвижения, к которым относятся в том числе мобильное приложение и топливные карты. Розничная сеть Компании насчитывает 55 АЗК, расположенных в Москве и Московской области. У Компании последовательная стратегия по развитию сети заправочных станций и электрозаправок. Система управления рисками регламентирована соответствующим положением, а политика страхования предусматривает обязательное страхование опасных производственных объектов. В Компании сформированы совет директоров, а также основные комитеты при нем. Собственники ЕвроТранса являются членами совета директоров, а также принимают участие в операционной деятельности дочерних компаний, занимая должности генеральных директоров. При этом три члена совета директоров Компании являются независимыми.

Средний размер и высокая рентабельность. В 2022 году выручка Компании составила 64,9 млрд руб. (рост на 32,7%), а FFO до фиксированных платежей и налогов увеличился до 6,1 млрд руб. против 2,7 млрд руб. в 2021-м, что способствовало улучшению оценки за размер Компании. Средневзвешенная за период 2020–2025 годов рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов составляет 9,3%. В первой половине 2023 года ЕвроТранс продолжил демонстрировать существенный рост операционных показателей как в розничном, так и в оптовом сегментах.

Средняя долговая нагрузка. Средневзвешенное за период 2020–2025 годов отношение скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей составляет 4,5х. Снижение обусловлено плановой амортизацией и частичным досрочным погашением лизинговых обязательств, а также сокращением задолженности по банковской кредитной линии. В 2023 году ЕвроТранс привлек дополнительные средства в рамках размещения трех облигационных выпусков на срок от трех до четырех лет. Таким образом, большая часть кредитного портфеля Компании представлена долгосрочными инструментами с комфортным и равномерным графиком погашения. Обязательства привлекались в рублях по плавающим и фиксированным ставкам. Средневзвешенное значение показателя обслуживания долга — FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — за период 2020–2025 годов составляет 2,4х, что обусловлено ростом общей долговой нагрузки Компании в 2022 году.

Средний денежный поток и сильная ликвидность. В 2022 году рентабельность по FCF снизилась до -20,3 с 4,4% в 2021-м в связи с увеличением запасов топлива Компанией в период благоприятной конъюнктуры цен для закупки топлива. Средневзвешенное за период 2020–2025 годов отношение капитальных затрат к выручке ожидается на уровне 4%. Оценка ликвидности обусловлена наличием доступной кредитной линии, а также возможностью привлечения средств на публичных долговых рынках. В 2023 году ожидается привлечение средств в рамках IPO Компании.

Ключевые допущения

  • средневзвешенный рост выручки в 2023–2025 годах на уровне не менее 20%;

  • капитальные затраты в 2023–2025 годах, соответствующие планам Компании;

  • дивидендные выплаты в соответствии с утвержденной стратегией.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 4,0х при росте средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 2,5х;

  • рост средневзвешенной рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов выше 10% при росте средневзвешенной рентабельности по FCF выше 2%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение средневзвешенной рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 5% при снижении средневзвешенной рентабельности по FCF ниже -2%;

  • рост средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей выше 6,0х;

  • снижение средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 1,5х.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): а-.

Поддержка: отсутствует.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «ЕвроТранс» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «ЕвроТранс» был опубликован АКРА 10.10.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ЕвроТранс» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «ЕвроТранс», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «ЕвроТранс» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ПАО «ЕвроТранс» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Олег Моргунов
Заместитель директора, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 175
Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.