Кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, Банк) отражает тесные взаимосвязи ПСБ с государством и его высокую системную значимость, что подтверждается статусом опорного банка для оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) страны. АКРА полагает, что в случае острой необходимости государство в приоритетном порядке предоставит поддержку ПСБ.

На фоне укрепления позиций Банка в ОПК (в период с середины 2019 года по 2023-й доля контрактов гособоронзаказа (далее — ГОЗ) на обслуживании Банка выросла с порядка 30 до более чем 70%) государство регулярно предоставляет Банку капитал для обеспечения его способности наращивать объем кредитования этого направления, а также необоронного корпоративного сегмента, МСБ и розничных линий бизнеса в соответствии с действующей стратегией развития ПСБ (в ней сохраняется фокус на развитие финансовой организации как универсального банка). Так, за период 2019–2022 годов совокупный объем докапитализации ПСБ за счет государства (как на развитие ОПК, так и на прочие цели) и получаемого от других банков капитала составил около 146 млрд руб., что подкрепляет мнение АКРА об очень высокой предрасположенности правительства оказывать поддержку Банку.

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) ПСБ понижена на две ступени, что отражает снижение консолидированной капитализации Банка от совершения разовых сделок и существенного роста активов. Таким образом, ОСК ПСБ определяется умеренно сильным бизнес-профилем, удовлетворительной достаточностью капитала, слабым профилем рисков и удовлетворительной позицией по фондированию и ликвидности. АКРА полагает, что возросшие риски собственной кредитоспособности Банка продолжат балансироваться очень высоким потенциалом внешней поддержки в следующие 12–18 месяцев.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая степень поддержки ПСБ со стороны государства в первую очередь определяется доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонно-промышленных предприятий страны. Это выражается в том, что значительная часть финансирования ОПК осуществляется через ПСБ за счет консолидации сопровождения ГОЗ и иных крупных государственных контрактов. Конечным источником погашения таких займов являются средства бюджета.

Банк занимает значимую позицию в банковской системе РФ, поэтому перебои в его деятельности могут привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к российским госбанкам в частности, и возникновению системных финансовых шоков, а также спровоцировать существенный финансовый и репутационный ущерб для государства и риски социального характера. АКРА отмечает, что ПСБ является доминирующим и практически безальтернативным провайдером финансовых услуг на новых присоединенных территориях.

По мнению АКРА, вышеперечисленные факторы вкупе с конкретными многочисленными примерами поддержки в форме капитала с конца 2018 года по 2022 год свидетельствуют об очень высокой степени поддержки Банка акционером. Подкрепляют выводы Агентства существенные вовлеченность и участие государства в управлении операционной деятельностью — представители различных министерств и ведомств входят в состав ряда коллегиальных органов Банка.

Мнение АКРА о степени поддержки выражается в определении кредитного рейтинга ПСБ на ступень ниже уровня Российской Федерации.

Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется главным образом сильной франшизой Банка, прежде всего его лидирующими позициями в обслуживании ОПК страны, а также в целом в российской банковской системе.

Повышенная активность ПСБ, выражающаяся в активном наращивании масштабов деятельности в последние годы, особенно в предыдущие 12 месяцев, обуславливается необходимостью обеспечения бесперебойного обслуживания и роста объемов бизнеса предприятий ОПК, а также стремлением Банка развивать остальные бизнес-сегменты. В соответствии с позицией менеджмента ПСБ АКРА ожидает в рамках базового сценария некоторого снижения темпов роста кредитного портфеля начиная с 2024 года, что свидетельствует об относительном сокращении аппетита к риску, однако ожидаемый рост все равно будет поддерживаться на уровне выше рыночного.

Агентство также понимает, что в ближайшие несколько лет менеджмент ПСБ будет таргетировать усиление цифровизации всех линий бизнеса и рост регионального присутствия вкупе с достижением большей устойчивости и качества показателей прибыли и операционной эффективности. АКРА будет отслеживать выполнение поставленных задач.

ПСБ активно участвует в сделках слияния и поглощения (ПАО АКБ «Связь-банк»; АО «РОСКОСМОСБАНК»; АО «МИнБанк»; группа АО «СМП Банк», включая санируемый МОСОБЛБАНК; ООО «ПСБ Луганск» и ООО «ПСБ Донецк», бывшие Центральный республиканский банк ДНР и Государственный банк ЛНР), что, по мнению АКРА, может быть сопряжено с дополнительным риском. В рамках базового сценария АКРА не располагает информацией о новых сделках в следующие 12–18 месяцев.

Позиция по капиталу снижена с сильной до удовлетворительной на фоне крайне значительного роста активов за последние 18 месяцев и других факторов, имеющих разовый характер, что в совокупности оказало значимое давление на показатели консолидированной капитализации ПСБ. Докапитализация Банка со стороны государства в размере порядка 60 млрд руб. в 2022 году несколько смягчила снижение достаточности собственных средств.

В 2022 году — первом полугодии 2023 года волатильность рентабельности Банка выросла ввиду изменения структуры баланса. Как следствие, в 2022 году наблюдались значительные нерегулярные расходы, в то время как в первом полугодии 2023 года существенная доля выручки приходилась на волатильные доходы.

Слабая оценка риск-профиля обусловлена высокой концентрацией кредитного портфеля на отдельных заемщиках, а также ростом кредитного портфеля существенно выше рыночных показателей, которые, по мнению АКРА, могут привести к непредвиденным кредитным убыткам в случае ухудшения экономических предпосылок и операционной среды. Подкрепляет опасения Агентства значительный рост кредитов, отнесенных в МСФО к стадии 2, начавшийся после реализации геополитических рисков в 2022 году, что, как следствие, обусловило ухудшение условий ведения бизнеса заемщиков.

Несколько смягчают риски относительно хорошее качество кредитного портфеля, сформированного Банком в рамках текущей бизнес-модели1, и адекватный уровень резервов под обесценение. Кроме того, АКРА понимает, что значительная часть заемщиков ПСБ, связанных с ОПК, имеет высокую контрактную загрузку, учтенную в расходах федерального бюджета, а также на регулярной основе получает поддержку от государства.

Дополнительным аргументом в пользу слабой оценки является высокая чувствительность ПСБ к рыночным рискам. АКРА позитивно оценивает планы Банка по снижению предрасположенности к рыночным рискам, однако успех этих планов будет зависеть от скорости реализации инициатив федеральных органов исполнительной власти.

Удовлетворительная позиция по фондированию и ликвидности. Несмотря на значительный рост активов, ликвидная подушка осталась на приемлемом уровне для имеющейся структуры фондирования и прежней в пропорциях от баланса. АКРА ожидает ее сохранение на комфортных уровнях в ближайшие 12 месяцев.

Ключевым источником фондирования по-прежнему являются клиентские средства, вкладчики в значительной степени представляют собой те же юридические лица, что и заемщики в кредитном портфеле. Активный рост баланса за последние 12 месяцев сопровождался существенным привлечением средств на текущие счета, что положительно влияет на процентную маржу Банка.


1 Анализ кредитного портфеля проводился с учетом исключения из его расчета объема проблемных ссуд, появившихся на балансе ПСБ до окончания процедуры финансового оздоровления, а также полученных от присоединенных кредитных организаций, при условии признания по этим требованиям убытков практически в полном объеме в виде созданных резервов под обесценение.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • своевременное предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны акционера и связанных структур в случае необходимости;

  • сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение Агентством оценки поддержки ввиду усиления значимости Банка для государства.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • уменьшение уровня системной значимости Банка или снижение участия государства в его деятельности.

Компоненты рейтинга

ОСК: bbb.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: от государства, паритет с РФ минус одна ступень.

Рейтинги выпусков

Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-03 (RU000A102AJ1), срок погашения — 26.10.2023, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).

Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-04 (RU000A102RT4), срок погашения — 14.02.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).

Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-05 (RU000A1038F9), срок погашения — 07.06.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).

Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-07 (RU000A103PE8), срок погашения — 10.09.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).

Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-08 (RU000A1042P0), срок погашения — 17.11.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПСБ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Банка. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг эмиссий серий 003Р-03, 003Р-04, 003Р-05, 003Р-07, 003Р-08 приравнивается к кредитному рейтингу ПСБ — АА+(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ПАО «Промсвязьбанк» и облигационных выпусков ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8, RU000A1042P0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» и кредитные рейтинги выпусков облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8, RU000A1042P0) были опубликованы АКРА 30.10.2018, 29.10.2020, 17.02.2021, 11.06.2021, 13.09.2021 и 19.11.2021 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Промсвязьбанк», а также кредитных рейтингов выпусков облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8, RU000A1042P0) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сурен Асатуров
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Ирина Носова
Старший директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 81

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.