Кредитный рейтинг ООО «Трансойл» (далее — «Трансойл», Компания) обусловлен малым размером Компании, очень слабыми оценками ликвидности и денежного потока. Текущая долговая нагрузка «Трансойл» с учетом лизинговых платежей оценивается на среднем уровне при очень высоком показателе обслуживания долга. Вместе с тем с учетом планов Компании по привлечению дополнительного финансирования для расширения бизнеса в 2023–2024 годах показатель покрытия долга может ухудшиться. Очень высокая рентабельность оказывает поддержку финансовому блоку факторов. Операционный риск-профиль Компании характеризуется средним бизнес-профилем, однако на данный момент ограничен очень слабой рыночной позицией, невысоким уровнем корпоративного управления и очень низкой географической диверсификацией в связи с работой «Трансойл» на нефтегазоконденсатных месторождениях преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

«Трансойл» — многопрофильная компания, которая оказывает комплекс услуг для подрядных предприятий нефтяных компаний по проживанию и питанию вахтовых работников, предоставлению техники в аренду, а также занимается реализацией горюче-смазочных материалов (ГСМ). Компания ведет свою деятельность на территории Новопортовского, Русского, Западно-Чатылькинского, Восточно-Тазовского, Северо-Русского, Восточно-Мессояхского и Бованенковского (с 2023 года) нефтегазоконденсатных месторождений в ЯНАО. Бенефициаром Компании является Коршунов И. В.

Ключевые факторы оценки

Средний бизнес-профиль. «Трансойл» оценивается в рамках отрасли оптовой торговли, которая, согласно методологии АКРА, относится к отраслям с кредитным риском существенно выше среднего. Компания предоставляет широкий спектр услуг по нескольким направлениям деятельности, включая сервисно-бытовые услуги (два блочных общежития коридорного типа, вагон-городок, столовая, барбершоп и др.), проектирование, строительство и инженерное сопровождение, предоставление строительной техники в аренду. Компания также наделена дилерскими полномочиями крупных саратовских заводов, дающими право реализации и монтажа заводской продукции с распространением гарантийных обязательств завода-изготовителя.

До 2022 года порядка 60% выручки приходилось на деятельность по предоставлению общественного питания, около 20% — на деятельность по предоставлению мест общественного проживания. В 2022 году «Трансойл» начал торговлю топливом (85% в структуре продаж топлива приходится на дизельное топливо) на Новопортовском месторождении, в 2023 году — на Бованенковском месторождении. На реализацию ГСМ приходилось 64% выручки Компании по итогам 2022 года. В настоящее время «Трансойл» имеет резервуарный парк и парк техники (тягачи с цистернами, автотопливозаправщики), позволяющие Компании собственными силами осуществлять завоз и хранение топлива. Кредитное качество большинства поставщиков и покупателей Компании и структура расчетов оцениваются Агентством на среднем уровне. Оценка за географическую диверсификацию сдерживается отсутствием экспортных продаж и ограниченностью рынков сбыта Компании региональным уровнем — ЯНАО (Новопортовское, Восточно-Тазовское, Русское, Северо-Русское, Западно-Чатылькинское, Восточно-Мессояхское и Бованенковское месторождения). При этом АКРА отмечает планы «Трансойл» по расширению географии бизнеса, что в перспективе может способствовать улучшению оценки данного фактора.

Малый размер бизнеса и очень высокая рентабельность. Благодаря развитию направления по реализации ГСМ выручка «Трансойл» выросла в 2022 году по сравнению с 2021 годом более чем в три раза — с 276 млн руб. до 875 млн руб. По итогам 2023 года выручка Компании с высокой долей вероятности превысит 1 млрд руб. Средневзвешенное за период 2021–2026 годов FFO до чистых процентных платежей и налогов составляет 192 млн руб., что в совокупности со средневзвешенным за тот же период значением выручки меньше 5 млрд руб., по методологии Агентства, характеризует размер бизнеса как малый. Средневзвешенная рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов составляет 12,8%, что свидетельствует об очень высоком уровне рентабельности.

Средняя долговая нагрузка и низкий уровень покрытия платежей. Кредитный портфель Компании представлен возобновляемой кредитной линией и займами учредителя. Существенную долю долговых обязательств составляют лизинговые платежи. Отношение краткосрочного долга к выручке в 2020–2022 годах находилось в диапазоне 0,04–0,08х, с учетом увеличения долга по итогам 2023 года оно может составить 0,1х с дальнейшим ростом до 0,5х к 2025 году. Несмотря на рост долгосрочного долга (с учетом лизинговых платежей), отношение долгосрочного долга к FFO до фиксированных платежей снизилось с 17,6х в 2020-м до 2,0х в 2022 году благодаря существенному росту FFO до фиксированных платежей (с 10 млн руб. в 2020 году до 121 млн руб. в 2022-м). АКРА ожидает, что в прогнозном периоде указанный показатель долговой нагрузки может находиться в диапазоне 2,7–5,0х.

Исторически покрытие долга находилось на высоком уровне: отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам в 2020–2022 годах было на уровне 9,0–10,0х. В 2023 году показатель покрытия, по оценкам АКРА, может составить 6,3х с дальнейшим ожидаемым снижением в прогнозном периоде на фоне планируемого роста долговой нагрузки.

Отрицательный FCF и очень слабая ликвидность. «Трансойл» находится в начальной фазе исполнения своей масштабной инвестиционной программы, которая предполагает реализацию проектов, позволяющих Компании нарастить бизнес в текущем регионе присутствия (увеличение парка техники, строительство новых общежитий и столовых) и в среднесрочной перспективе выйти на новые месторождения. В прогнозных 2024–2026 годах Компания планирует капитальные расходы значительно выше исторических значений. Существенный объем капитальных расходов негативно отражается на FCF Компании, который на протяжении всего оцениваемого периода находится в зоне отрицательных значений: средневзвешенное значение рентабельности по FCF за 2021–2026 года составляет минус 37,8%.

Крайне низкая количественная оценка ликвидности, обусловленная отрицательным FCF и отсутствием запаса денежных средств и открытых кредитных лимитов, при ограниченном доступе к банковским кредитам на фоне необходимости привлечения существенного финансирования оборотного капитала для расширения бизнеса определяют очень слабую общую оценку ликвидности. Взвешенный коэффициент текущей ликвидности равен 0,05 с учетом готовности собственника оказать финансовую поддержку. Исторически собственник Компании предоставлял беспроцентные займы, которые неоднократно пролонгировались, и большая часть из них в 2023 году была прощена и внесена в уставный капитал.

Невысокий уровень корпоративного управления. Качество корпоративного управления соответствует масштабу деятельности «Трансойл». Руководителем Компании является ее основной акционер. Основные корпоративные процедуры регламентированы. Стратегия «Трансойл» была скорректирована в 2023 году в связи с досрочным достижением установленных ранее финансовых показателей по причине резкого роста выручки от продажи нефтепродуктов. Реализация обновленной стратегии развития Компании во многом будет зависеть от возможности привлечения дополнительного финансирования, включая планируемые облигационные займы. Компания готовит финансовую отчетность по РСБУ (впервые проведен аудит отчетности за 2022 год, аудитор — ООО АФ «ПАРТНЕР-Аудит»).

Агентство отмечает наличие в Картотеке арбитражных дел информации об участии в активном (на момент присвоения рейтинга) судебном споре акционера Компании о привлечении его и других лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «ЗапСибОйлГрупп» и принятии обеспечительных мер (арест денежных средств и запрет отчуждать 100%-ную долю акционера в уставном капитале рейтингуемого лица). Решения по судебному делу на момент присвоения рейтинга нет.

Ключевые допущения

  • сохранение доступа к внешним и внутренним источникам финансирования;

  • привлечение дополнительного финансирования в 2023 году на сумму 300 млн руб., в 2024 году — в соответствии с бизнес-планом Компании;

  • успешная реализация стратегии развития Компании;

  • капитальные расходы в прогнозном периоде в соответствии с бизнес-планом Компании;

  • отсутствие дивидендных выплат в 2023 году, оказание акционером финансовой поддержки в размере 70 млн руб.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение средневзвешенного отношения краткосрочного долга к выручке устойчиво ниже 0,3х при одновременных снижении средневзвешенного отношения долгосрочного долга к FFO до фиксированных платежей ниже 3,5х и увеличении средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 2,5х;

  • переход средневзвешенной рентабельности по FCF в положительную зону.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • судебные решения или иные события не в пользу акционера Компании;

  • существенное ухудшение оценок субфакторов корпоративного управления;

  • падение средневзвешенной рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 10%;

  • рост средневзвешенного отношения краткосрочного долга к выручке выше 0,7х;

  • снижение средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 1,0х;

  • существенное ухудшение качественных оценок долговой нагрузки и/или ликвидности.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): b.

Поддержка: отсутствует.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «Трансойл» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ООО «Трансойл» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «Трансойл» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Трансойл», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Трансойл» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало ООО «Трансойл» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Эльвира Якубова
Старший аналитик, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 185
Олег Моргунов
Заместитель директора, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 175
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.