Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) определяется низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, умеренно высоким показателем операционной эффективности бюджета и гибкостью бюджетных расходов. Кредитный рейтинг ограничивается умеренными показателями развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.
Прогноз по кредитному рейтингу Оренбургской области обусловлен ожиданиями АКРА относительно сохранения достаточного уровня ликвидности бюджета Региона по итогам текущего года при поддержании низкого уровня долговой нагрузки.
Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе, на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения России, на ее долю приходится 1,2% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. ВРП Области в 2021 году достиг 1,39 трлн руб., по итогам 2022 года Регион ожидает его незначительного снижения (на 0,6%) в реальном выражении на фоне сокращения объемов производства в добывающей отрасли. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% добычи нефти и газа в стране.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 18%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и существенной части капитальных расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 30%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы последние три года (2021–2023) более чем наполовину финансируются Областью за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 74% по итогам текущего года.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -5%. В 2023 году показатель МБД ожидается отрицательным ввиду прогнозного снижения доходов на фоне существенного ожидаемого роста расходной части бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость использования дополнительных источников финансирования капитальных расходов.
По итогам 2022 года доходы Оренбургской области увеличились на 3% в сравнении с 2021 годом. ННД Региона выросли на 1% за счет роста поступлений по НДФЛ и по налогу на имущество на 14 и 18% соответственно, а также в связи с получением существенного дохода от размещения средств бюджета (3% ННД). В то же время поступления по налогу на прибыль сократились на 19%. За прошедший год объем безвозмездных поступлений увеличился на 5% относительно показателя 2021 года. Расходы бюджета Области по итогам 2022 года возросли на 14%, в том числе капитальные — на 60%. Профицит бюджета по итогам 2022 года составил 4% ННД, что позволило Региону сохранить накопленную ранее ликвидность.
В соответствии с актуальной версией закона о бюджете, в текущем году ННД могут снизиться на 2% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 15% к показателям 2022 года согласно актуальным данным Региона. Ожидается, что поступления по налогу на прибыль возрастут на 8%, а по НДФЛ сократятся на 1%. При совокупности этих факторов доходы бюджета снизятся на 6% относительно прошлого года. Расходная часть бюджета по итогам текущего года увеличится на 9%, при этом объем капитальных расходов планируется увеличить на 15%, текущих — на 5%. В таком случае бюджет Области будет исполнен с дефицитом в размере 18% ННД. Согласно данным об исполнении бюджета, за восемь месяцев 2023 года ННД снизились на 1% относительно показателя за аналогичный период прошлого года. При этом поступления по налогу на прибыль сократились на 11%, а по НДФЛ возросли на 14%, расходная часть бюджета выросла на 8%. Таким образом, бюджет на текущий момент складывается с профицитом в размере 8% ННД. Такая динамика позволяет предположить, что исполнение бюджета произойдет с большим, чем заложено в законе, снижением ННД.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкий уровень долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Региона увеличился на 4% и по состоянию на 01.01.2023 составлял 18,3 млрд руб. В 2023 году Регион планирует увеличить долг на 57% в основном за счет привлечения бюджетных кредитов и размещения облигаций. По состоянию на 01.09.2023 Область уже привлекла кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1,2 млрд руб. и 2 млрд руб. на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (на опережающее финансирование расходных обязательств). Долг Региона на указанную дату представлен на 87% бюджетными кредитами и на 13% облигациями.
По состоянию на 01.01.2023 Области в течение ближайших двух лет предстояло погашать по 9% долга ежегодно. До конца текущего года Региону предстоит погасить 3%.
По итогам 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 15%, что соответствует низкой долговой нагрузке. По прогнозу АКРА, на конец 2023 года данное соотношение может возрасти до 25% в основном из-за увеличения абсолютной величины долга, что также будет соответствовать низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета Оренбургской области (за вычетом объема субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП Области в 2023 году не превысит 2%.
Существенный объем накопленной ликвидности. С начала 2022 года остатки средств на счетах в среднем более чем в 2,5 раза превышали объем ежемесячных расходов Региона. По итогам 2022 года объем накопленной ликвидности сохранился примерно на уровне 2021 года и на 14% превосходил объем долга Области. По состоянию на 01.09.2023 объем ликвидности вырос на 70%, что на 71% превышает размер долга по состоянию на ту же дату. Коэффициент ликвидности (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) по итогам 2023 года составит порядка 84%.
Существенный объем ликвидности бюджета Региона обусловлен имеющимися у него средствами на счетах бюджета, а также отсутствием невыбранных кредитных линий в банках со сроком погашения более двенадцати месяцев. Накопленных средств, по мнению АКРА, достаточно для финансирования в полном объеме ожидаемого в 2023–2024 годах дефицита бюджета.
Между Министерством финансов Оренбургской области и Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области 20.01.2023 был заключен договор о предоставлении Региону бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета, но средства по состоянию на 01.09.2023 в рамках данного договора Регионом не привлекались. По состоянию на 01.01.2023 и на 01.09.2023 невыбранные кредитные линии со сроком выборки более 12 месяцев отсутствовали.
Умеренно развитая экономика с концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. По оценкам АКРА, в объеме ежегодных налоговых поступлений в бюджет Региона за период с 2019 по 2022 год на добычу, обработку и реализацию углеводородов приходился в среднем 41%.
Структура ВРП Области по видам деятельности близка к структуре налоговых поступлений в ее бюджет — наибольшая доля ВРП приходится на добывающий сектор (44% в 2021 году). Исходя из прогноза социально-экономического развития Области, структурные изменения ВРП в среднесрочной перспективе маловероятны.
Усредненный за 2018–2021 годы показатель ВРП на душу населения в Регионе составил порядка 86% усредненного среднестранового значения.
Соотношение усредненных показателей заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2019–2022 годах составило 3,4, а усредненный за аналогичный период уровень безработицы в Регионе — 4,2%.
Ключевые допущения
-
использование части свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в прогнозном периоде;
-
следование консервативной долговой политике с привлечением долгосрочных заимствований в случае необходимости финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост операционной эффективности бюджета;
-
исполнение бюджета по итогам 2023 года с дефицитом ниже прогнозируемого АКРА уровня;
-
рост объема накопленной ликвидности по итогам года;
-
рост уровня диверсификации экономики.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
необходимость предоставления правительством Области экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
-
устойчивый рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%.
Рейтинги выпусков
Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A+(RU).
Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., — A+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.