Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля, а также значительным объемом ликвидности, достаточным для частичного финансирования дефицита текущего года. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики Региона.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами РФ и Украиной. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет порядка 0,6% совокупного ВРП страны. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы оценки

Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение последних пяти лет удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. В 2022 году соотношение долга Области и ее текущих доходов составило 11%, а по итогам 2023-го может оказаться на уровне порядка 24%. Соотношение долга и ВРП Области на конец года не превысит 3%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.

На 01.01.2023 долг Региона был представлен облигациями (6%), бюджетными кредитами (93%) и гарантиями (1%). С учетом низкой долговой нагрузки выплаты по долговым обязательствам в абсолютном выражении невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. На 01.10.2023 в структуре долга несколько выросла доля бюджетных кредитов.

Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) в 2020–2024 годах составит 0,4%.

Курская область располагает достаточным объемом собственной ликвидности для своевременного выполнения обязательств. Сформированные на 01.01.2023 остатки на счетах превысили среднемесячные расходы областного бюджета за 2022 год. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2023 году составит 52%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно сильный бюджетный профиль. Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 68%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период окажется на уровне 10,5%, при этом в 2023 году, согласно прогнозам Агентства, соотношение баланса текущих операций и текущих доходов может снизиться до 1% в связи с ожидаемым дефицитом бюджета. В 2024 году, как ожидается, произойдет рост данного показателя. Положительный баланс текущих операций свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может стать отрицательным (-7%), что указывает на возрастающую потребность бюджета в привлечении долгового финансирования. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2020–2024 годах превышает 20%, при этом более половины капитальных расходов Регион финансирует самостоятельно.

В 2023 году Регион ожидает рост налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) на 4% и снижение безвозмездных поступлений на 18%. Исходя из актуальных данных о расходах бюджета, по итогам текущего года дефицит может превысить 20% ННД. Источниками его финансирования будут заимствования, а также остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы.

За восемь месяцев 2023 года доходы Области выросли на 18% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 года, в том числе ННД увеличились на 6%, а безвозмездные поступления — на 48% (основной рост пришелся на дотации, выделенные на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов). Промежуточный дефицит за восемь месяцев текущего года составил 8% ННД за данный период.  

Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная их доля приходится на сегмент добычи железных руд и составляет 26,5% — усредненное значение за 2019–2022 годы, по оценкам АКРА), динамика социально-экономических показателей и наполнение бюджета Области зависят от конъюнктуры, складывающейся на мировом и внутреннем рынках металлов. В течение последних 18 месяцев наблюдается снижение индекса промышленного производства в добывающей промышленности (в помесячном сопоставлении), что не позволяет рассчитывать на стабилизацию налоговых поступлений в бюджет Области на уровне, сравнимом с достигнутым по итогам 2021 года. Соотношение усредненных за 2018–2021 годы подушевого ВРП Области и подушевого среднестранового ВРП составило 74%. Соотношение усредненных за период с 2019 по 2022 год заработной платы и прожиточного минимума (для трудоспособного населения) превышало 3. Безработица в Регионе в 2022 году снизилась до 3%, а усредненный за последние четыре года показатель составил 3,6%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета текущего года с дефицитом, превышающим 20% ННД;

  • финансирование прогнозного дефицита с использованием остатков на счетах и привлеченных средств;

  • использование ликвидности для финансирования дефицита бюджета не в полном объеме.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом существенно ниже запланированного уровня;

  • рост операционной эффективности бюджета;

  • снижение потребности бюджета в долговом финансировании;

  • сохранение собственной ликвидности бюджета на высоком уровне;

  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Области до уровня выше 30%, вызванный привлечением коммерческих заимствований;

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу —
4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.