Кредитный рейтинг Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой на бюджет, умеренно высокой долей капитальных расходов и умеренными показателями социально-экономического развития.
Область входит в состав Центрального федерального округа, расположена рядом с крупнейшим внутрироссийским рынком сбыта — Московским регионом. Деловая активность сконцентрирована в административном центре — городе Рязани, где проживает порядка 50% населения Региона. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) Области составляет 0,44% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,7% населения страны.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена собственными средствами. Бюджет Области характеризуется достаточной долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций): за период с 2020 по 2024 год усредненное1 значение показателя составит 72%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) в данный период будет находиться на уровне 23%. В среднем за период с 2019 по 2023 год Регион финансирует половину капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а остальную часть — за счет собственных средств.
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 8%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за указанный выше период составит -3%. Данные показатели указывают на достаточный уровень доходов Региона для покрытия текущих расходов и потребность в привлечении долга для финансирования капитальных расходов.
По итогам 2022 года бюджет был исполнен с профицитом в 5% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). На 2023 год закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета с дефицитом в размере 19% ННД. Данный дефицит предполагается покрыть в основном за счет сформированных в предыдущие годы остатков на счетах (65%) и привлечения заемных средств (35%) в виде банковских и бюджетных кредитов. По итогам девяти месяцев текущего года бюджет исполнен с профицитом в размере 8% ННД, текущее исполнение доходной части бюджета Области (рост составил порядка 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года против запланированного по итогам года снижения доходной части на 3%) позволяет считать планирование консервативным и ожидать исполнение бюджета по итогам года с меньшим, чем заложено в актуальной версии закона о бюджете Области, дефицитом. Это, в свою очередь, позволит Региону сохранить больший объем накопленной ликвидности.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка и низкие риски рефинансирования. По оценкам АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов может составить 36% на конец 2023 года. Указанный показатель соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение долга и ВРП Области составит порядка 5%.
На 01.01.2023 долг Региона был представлен только бюджетными кредитами со сроком погашения до 2037 года. В 2023 и 2024 годах Области предстоит погашать по 3% своих долговых обязательств. По состоянию на 01.10.2023 структура госдолга Региона не изменилась, а его объем вырос на 8% ввиду привлечения бюджетных кредитов на сумму порядка 2 млрд руб. на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и на опережающее финансирование расходных обязательств. Расходы на обслуживание госдолга являются необременительными для бюджета Региона: усредненный уровень процентных расходов в 2020–2024 годах составит 0,3% от усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций).
Часть накопленной ликвидности может быть направлена на финансирование бюджетного дефицита. Остатки средств на счетах бюджета регулярно превышают размер среднемесячных расходов. На 01.01.2023 остатки покрывали порядка 50% долговых обязательств Области на ту же дату, а на 01.10.2023 — порядка 90%. Согласно действующему закону о бюджете Области, часть накопленных средств может быть направлена на финансирование дефицита бюджета в 2023 году. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, может составить в текущем году 91%.
Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы. Уровень диверсификации экономики Области достаточно высок: по оценкам АКРА, усредненная за 2019–2022 годы доля крупнейшего сектора экономики — обрабатывающего производства — составляет около 28% налоговых доходов областного бюджета. Тем не менее доли отраслей, входящих в категорию обрабатывающих, распределены достаточно равномерно, и по итогам 2022 года доля лидирующей отрасли не превышала 6%. Оптовая и розничная торговля приносит около 17% налоговых доходов областного бюджета, госсектор — 15%. Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и низкий уровень концентрации на волатильных секторах экономики обуславливают относительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим явлениям.
В 2019–2022 годах усредненная заработная плата превысила усредненный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) в Регионе более чем в три раза, а уровень безработицы был стабильно ниже среднероссийского показателя. В 2021 году ВРП Области в физическом выражении вырос на 3,9%, в среднем по субъектам РФ данный показатель увеличился на 7,3%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в 2023 году в соответствии с параметрами закона о бюджете;
-
сохранение накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в течение следующих нескольких лет.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета;
-
рост доступных источников ликвидности;
-
улучшение показателей социально-экономического развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов;
-
снижение собственных доходов бюджета ниже 60% от совокупных (без учета субвенций);
-
снижение объема собственной ликвидности бюджета;
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг Рязанской области был пересмотрен и раскрыт ранее дат, обозначенных в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов, в связи с оперативным выполнением процедур по пересмотру и согласованию раскрываемой информации с рейтингуемым лицом. Планируемая дата пересмотра — 01.11.2023, новая дата пересмотра — 25.10.2023. Планируемая дата раскрытия — 07.11.2023, новая дата раскрытия — 27.10.2023.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.