Повышение кредитного рейтинга АО «Ювелит» (далее — «Ювелит», Компания, Группа) обусловлено улучшением оценок за географическую диверсификацию на фоне расширения сети, за рентабельность по свободному денежному потоку (FCF), а также за  долговую нагрузку и ликвидность в связи с улучшением структуры долга в части сроков погашения.

По мнению АКРА, «Ювелит» по-прежнему имеет средний уровень операционного риск-профиля, который обусловлен, с одной стороны, лидирующими позициями Компании на российском рынке ювелирных изделий, гибкой производственной моделью и достаточно высоким уровнем продуктовой диверсификации, с другой — высокой процикличностью спроса и средним уровнем корпоративного управления. Среди факторов финансового риск-профиля Агентство выделяет средний размер бизнеса Компании, высокую рентабельность и среднюю долговую нагрузку при среднем уровне покрытия фиксированных и процентных платежей.

«Ювелит» — один из крупнейших российских производителей ювелирных изделий под брендом SOKOLOV. Компания реализует продукцию как по оптовым каналам, так и через собственную розничную сеть, насчитывающую более 447 магазинов по состоянию на 30.09.2023.

«Ювелит» является ключевой компанией Группы, на которую по итогам первой половины 2023 года приходилось более 80% консолидированной выручки, в связи с чем в рамках рейтингового анализа для оценки финансовых и операционных показателей использовались консолидированные данные Группы Welvart Holding AG.

Ключевые факторы оценки

Средняя оценка операционного риск-профиля. С момента предыдущего рейтингового действия структура выручки Компании не изменилась: в 2023 году более 65% выручки поступило от реализации золотых изделий, а остальная часть — от продажи часов и ювелирных изделий из серебра. Производственные процессы значительных изменений не претерпели и остаются достаточно гибкими, что позволяет Компании быстро переориентироваться на более маржинальные и востребованные группы товаров. «Ювелит» продолжает активно развивать собственную торговую сеть. Так, за девять месяцев 2023 года Компанией было открыто более 100 новых торговых точек, а общий размер сети достиг 447 магазинов в 57 регионах. Учитывая расширение сети при сохранении концентрации на регионах с высоким уровнем платежеспособного спроса, Агентство улучшило оценку географической диверсификации Компании, что стало одной из причин повышения ее кредитного рейтинга. «Ювелит» продолжает использовать и другие каналы реализации продукции, такие как e-commerce и оптовые продажи. АКРА по-прежнему считает рынок ювелирных изделий процикличным, что может приводить к колебаниям спроса и цен в зависимости от текущего экономического цикла. Корпоративное управление Компании существенно не изменилось и оценивается Агентством на среднем уровне. С отчетности за 2022 год «Ювелит» начал публикацию в открытом доступе результатов деятельности Группы по МСФО, что позитивно сказалось на оценке финансовой прозрачности. Аудитор Группы — АО «Технологии Доверия — Аудит».

Высокая рентабельность при средней оценке размера бизнеса. Выручки Компании в 2022 году показывала динамику, соответствовавшую прогнозам Агентства, и составила 27 млрд руб. По результатам 2023-го, как полагает АКРА, данный показатель может увеличиться на 45% и достичь 38–40 млрд руб. Однако в период с 2024 по 2026 год Агентство ожидает более сдержанные ежегодные темпы прироста выручки — на уровне 15–20%. Согласно расчетам АКРА, показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов в текущем году может составить 6,6 млрд руб., что соответствует средней оценке за размер бизнеса по методологии АКРА. Рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов по итогам 2023 года может оказаться на уровне 17%, что соответствует прошлогоднему показателю и высоко оценивается Агентством.

Средняя долговая нагрузка при среднем уровне покрытия фиксированных и процентных платежей. АКРА полагает, что после резкого снижения в 2022 году показатели долговой нагрузки Компании стабилизируются по итогам 2023 года. В связи с тем, что в структуре затрат Компании значительную долю составляет аренда, при анализе долговой нагрузки Агентство исходило из расчета показателей как с учетом капитализируемого долга по аренде, так и без него. Отношение скорректированного на аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей может составить 3,9x, а отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей — 2,3x, что в целом соответствует показателям 2022 года и оценивается Агентством на среднем уровне. На фоне дальнейшего роста бизнеса Компании АКРА допускает возможный тренд на снижение ее долговой нагрузки при отсутствии крупных инвестиционных расходов и агрессивных дивидендных выплат. Агентство отмечает улучшение качественной оценки долговой нагрузки — привлечение долгосрочного облигационного и банковского финансирования. Кроме того, увеличение доли долга с фиксированной процентной ставкой позволило Компании снизить негативный эффект от повышения ключевой ставки в 2023 году, однако полностью нивелировать его влияние на показатели покрытия процентных платежей не удалось. АКРА ожидает снижение отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам с 2,2x в 2022 году до 2,1x в 2023-м, тогда как отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам снизится с 5,7х в 2022 году до 4,5x по итогам текущего года. Это соответствует среднему уровню покрытия фиксированных и процентных платежей.

Повышение оценок за ликвидность и FCF. По результатам 2022 года FCF Компании стал положительным, что соответствовало ожиданиям АКРА, а рентабельность по FCF значительно превысила прогнозировавшийся Агентством уровень и достигла 16%. АКРА по-прежнему полагает, что на фоне возросших капитальных затрат и сохранения текущей дивидендной политики показатель FCF Компании в 2023 году может вернуться в зону отрицательных значений, а на устойчивый положительный уровень выйти к 2025–2026 годам. Вместе с тем средневзвешенная рентабельность по FCF за период с 2021 по 2026 год, по расчетам АКРА, составила 0,5%, что привело к повышению оценки этого фактора и стало одной из причин повышения рейтинга Компании.

Отрицательный FCF способен оказать определенное давление на оценку ликвидности Компании в 2023 году. Однако описанные выше изменения в структуре ее долгового портфеля привели к формированию достаточно равномерного графика погашения долга, а увеличение остатков средств на счетах и доступных к выборке кредитных линий может позволить Компании более уверенно пройти этап погашений в 2023–2026 годах. Все это нашло отражение в повышении Агентством оценки за ликвидность.

Ключевые допущения

  • среднегодовой темп прироста выручки в 2024–2026 годах на уровне 15–20%;

  • сохранение рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов в диапазоне 17–20%;

  • реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;

  • дивидендные выплаты в размере 90% операционного денежного потока;

  • наличие доступа к внешним источникам ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 1,0x при снижении средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 1,0x;

  • рост средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 5,0x при росте средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 10,0x;

  • рост средневзвешенной рентабельности по FCF до уровня выше 5%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей выше 4,0х либо рост средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 3,5х;

  • снижение средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 1,5x либо снижение средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 2,5x;

  • снижение рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов до уровня ниже 15%;

  • ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-.

Поддержка: отсутствует.

Рейтинги выпусков

Облигации АО «Ювелит», серия 001P-01 (RU000A105PK0), срок погашения — 23.12.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — А-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссия является старшим необеспеченным долгом АО «Ювелит». Эмитентом выступает основная операционная компания Группы. При определении уровня возмещения АКРА принимало во внимание наличие обеспеченного долга. Согласно расчетам Агентства, эмиссия относится ко II категории возмещения. В результате, в соответствии с методологией АКРА, рейтинг эмиссии приравнивается к кредитному рейтингу Группы — А-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги AО «Ювелит» и облигационного выпуска AО «Ювелит» (RU000A105PK0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги AО «Ювелит» и облигационного выпуска AО «Ювелит» (RU000A105PK0) были опубликованы АКРА 23.11.2022 и 27.12.2022 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу AО «Ювелит», а также кредитного рейтинга облигационного выпуска AО «Ювелит» (RU000A105PK0) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных AО «Ювелит», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, AО «Ювелит» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало AО «Ювелит» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Василий Танурков
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 03 44
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.