Пересмотр прогноза по кредитному рейтингу Калининградской области (далее — Область, Регион) обусловлен ожидаемым изменением профиля долговой нагрузки вследствие реструктуризации бюджетных кредитов.

На экономику Области продолжают оказывать негативное влияние зависимость от процикличной отрасли промышленности (автомобилестроения), узость регионального рынка и высокая зависимость бюджетных показателей от федеральных трансфертов.

Кредитный рейтинг выпуска облигаций Калининградской области (RU34001KLN0) подтвержден и соответствует кредитному рейтингу Калининградской области.

Калининградская область относится к Северо-Западному федеральному округу и не имеет сухопутных границ с другими регионами РФ. В Области проживает менее 1% населения РФ. В 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 304 млрд руб. (порядка 0,5% совокупного ВРП субъектов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Региона ориентирована на федеральный рынок. Основу экономики составляет ориентированное на общероссийский рынок промышленное производство (23% от ВРП), представленное производством транспортных средств (доля которого постепенно снижается) и пищевой промышленностью. Несмотря на отсутствие зависимости регионального бюджета от одного крупного налогоплательщика, существенные риски для налоговой базы Региона представляют узость локального рынка, логистическая удаленность региональных производителей от основных рынков сбыта и процикличность автомобильной промышленности.

Бюджетная сфера Области зависит от федерального финансирования. Собственные доходы Области (очищенные от предусмотренного с 2016 года целевого федерального трансферта на компенсацию отмены таможенных льгот для резидентов особой экономической зоны) с 2014 по 2017 год составили в среднем 62%, что характеризует зависимость ее бюджета от федерального финансирования как умеренную. АКРА отмечает рост самодостаточности бюджета в течение анализируемого периода с 58 до 67%. Вместе c тем Агентство подчеркивает зависимость экономики и налоговой базы Региона от мер федеральной поддержки: по итогам 2017 года собственные доходы Области до вычета трансферта составят 35%. Доля обязательных расходов бюджета (с корректировкой на трансферт) находится на комфортном уровне (57% в среднем с 2014 по 2017 год), а операционный баланс продолжает расти с уровня 2015 года, когда его падение было обусловлено как снижением налоговых доходов, так и сокращением безвозмездных перечислений.

Капитальные расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета. Создание новых объектов инфраструктуры в период с 2014 по 2016 год осуществлялось за счет целевых федеральных программ в сфере дорожного строительства и ЖКХ. С 2017 по 2018 год основная часть капитальных расходов будет направлена на создание инфраструктуры для чемпионата мира по футболу 2018 года, в то время как ресурсы областного бюджета позволят осуществлять капитальное финансирование ЖКХ в указанный период только в рамках поддержания текущего уровня износа инфраструктуры, составляющего порядка 70%.

Изменение графика погашения долга снизило давление на бюджет и позволило сэкономить на процентных расходах. Изменение федеральной политики влияет на структуру погашения долга Области. Под программу реструктуризации попадет 40% текущей задолженности Региона перед федеральным бюджетом (без учета кредита на пополнение остатков средств), еще 50% такой задолженности формируют долгосрочные реструктурированные ранее кредиты, выданные на цели строительства и реконструкции автомобильных дорог.  С учетом текущих параметров долговой книги реструктуризация позволит Региону с 2018 по 2019 год погасить объем долга, который будет в четыре раза меньше по сравнению с объемом долга, предусмотренным текущим графиком. В 2018 году одновременно с плановым ростом операционного баланса это приведет к снижению расходов на обслуживание долга до 7% (на конец 2017 года аналогичный показатель составлял 9%). На бюджет Области по-прежнему оказывают давление долг предприятий государственного сектора, характеризующихся неустойчивым финансовым состоянием, и долг муниципалитетов.

Ключевые допущения

  • сохранение объемов федерального трансферта, компенсирующего таможенные льготы производителям;
  • продление государственной программы развития Калининградской области на срок до 2025 года;
  • возможность погашения (поддержки) задолженности муниципальных образований и компаний госсектора за счет средств бюджета Области;
  • реализация стратегии удлинения долгового портфеля.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • заключение областным правительством соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов;
  • диверсификация структуры промышленного производства Области и снижение зависимости от процикличного производства;
  • развитие инженерной инфраструктуры, направленное на замещение изношенных основных средств;
  • улучшение финансового положения муниципалитетов и компаний госсектора;
  • повышение уровня ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное сокращение федерального трансферта, компенсирующего таможенные льготы региональным производителям, которое может привести к негативным последствиям для экономики Области и отрицательно отразиться на налоговых доходах бюджета;
  • рост обязательных расходов бюджета Региона;
  • изменение долговой политики Области.

Рейтинги выпусков

Облигационный выпуск Калининградской области (государственный регистрационный номер RU34001KLN0, ISIN RU000A0JS29), по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Калининградской области.

Ключевые характеристики выпуска

Регистрационный номер / ISIN:  RU34001KLN0 / RU000A0JX2S9

Объем эмиссии

1 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

23.12.2016 / 17.12.2021

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Калининградской области и облигационного выпуска Калининградской области (государственный регистрационный номер RU34001KLN0, ISIN RU000A0JS29) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанного выпуска также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг был присвоен Калининградской области 20.12.2016. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему был произведен 20.06.2017. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза по нему ожидается в течение 182 дней с даты пересмотра кредитного рейтинга (в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах).

Впервые кредитный рейтинг облигационному выпуску Калининградской области был присвоен 23.12.2016. Подтверждение рейтинга состоялось 20.06.2017. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты пересмотра кредитого рейтинга (в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных рейтингов в 2017–2018 годах).

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Калининградской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Калининградская область принимала участие в процессе их присвоения и подтверждения.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Калининградской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Калининградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения и подтверждения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Андрей Пискунов
Старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.