Повышение кредитного рейтинга Кировской области (далее — Кировская область, Область, Регион) обусловлено снижением потребности бюджета Региона в привлечении дополнительных средств на капитальные цели, а также увеличением коэффициента ликвидности бюджета на фоне роста налоговых поступлений в текущем году при растущих показателях промышленного производства Области.
Кредитный рейтинг Кировской области учитывает умеренно низкую долговую нагрузку при незначительных рисках рефинансирования долговых обязательств и умеренные показатели бюджетного профиля, отличающегося значительной долей капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают показатели развития региональной экономики, частично зависящей от госсектора, и умеренная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования.
Кировская область входит в состав Приволжского федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2021 года составил 481 млрд руб. (0,4% от совокупного ВРП субъектов). По оценкам Региона, в 2022 году его ВРП был равен 506 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит порядка 3%, что свидетельствует об умеренном уровне операционной эффективности бюджета. АКРА полагает, что по итогам 2023 года данный показатель останется положительным в связи с ростом налоговых доходов Области в текущем году относительно результатов 2022 года.
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 16%, что соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Однако капитальные расходы в среднем на две трети финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 57%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -5%. Однако значения показателя в прогнозном периоде, по расчетам АКРА, указывают на возможное снижение потребности в привлечении дополнительного финансирования, в связи с чем данное соотношение корректируется в большую сторону.
По итогам 2022 года дефицит бюджета Региона составил 2% ННД, а его финансирование было осуществлено за счет предоставленных бюджетных кредитов.
За девять месяцев 2023 года доходы Области увеличились на 12% к показателю за аналогичный период 2022-го. Существенный прирост за этот период показали ННД (+18%), что по большей части было обеспечено за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль (+37%) и по НДФЛ (+18%). При этом объем поступлений по налогу на прибыль в номинальном выражении уже превзошел показатель за весь 2022 год. Объем безвозмездных поступлений увеличился на 4% в годовом сопоставлении. Расходы бюджета на 01.10.2023 превысили показатель на ту же дату 2022 года на 13%. Промежуточный профицит бюджета на 01.10.2023 составил более 2,6 млрд руб.
Согласно утоненному прогнозу Области, доходная часть бюджета по итогам 2023 года сократится на 3% в годовом сопоставлении. При этом ННД Региона увеличатся на 7%, в том числе благодаря росту поступлений по налогу на прибыль и по НДФЛ (на 15 и 11% соответственно). Однако объем безвозмездных поступлений в текущем году сократится на 14%, что по большей части будет связано со снижением капитальных трансфертов почти вдвое по сравнению с показателем 2022 года. Расходная часть бюджета Области в годовом сопоставлении практически не изменится: текущие расходы вырастут на 8% год к году, а капитальные расходы сократятся на 23% из-за сокращения объема целевых средств, предоставляемых федеральным бюджетом. Прогнозируемый дефицит бюджета составит 10% ННД, а его финансирование будет обеспечено за счет накопленных остатков и заемных средств.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования. По итогам 2022 года долг Кировской области увеличился на 12% и составил 24,2 млрд руб. Долговой портфель Региона практически на 100% сформирован бюджетными кредитами, а доля облигаций составляет значительно меньше 1%. На начало 2023-го график погашения долга был плавным и не предполагал существенных выплат в ближайшие два года: в 2023–2024 годах Области предстояло погашать 4% долга ежегодно.
По состоянию на 01.10.2023 объем долга Региона увеличился на 6% к показателю на начало года (до 25,7 млрд руб.) в связи с привлечением 1,5 млрд руб. бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств. Эти средства будут погашены Областью в 2024 году за счет трансфертов из федерального бюджета. Как следует из текущего графика погашения, в 2023 году Области необходимо погасить 4% долга, а в 2024 году — 10%.
На конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составит 33%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1,0%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 5,3%.
Накопленная ликвидность позволит профинансировать существенную часть прогнозируемого дефицита бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Области в среднем были сопоставимы с ежемесячными расходами ее бюджета. По итогам 2022 года объем накопленных средств Региона увеличился на 2% относительно показателя на начало года. Этих средств достаточно для полного покрытия дефицита, ожидаемого в 2023 году, однако использовать их в полном объеме не планируется. Благодаря этому Область сможет сохранить часть средств для финансирования дефицитов будущих периодов.
Коэффициент ликвидности бюджета Области с учетом ожидаемого по итогам 2023 года дефицита составит 92%.
По данным на 01.10.2023, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Договор с Управлением Федерального казначейства о предоставлении краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году заключен, однако кредиты со сроком погашения в 2023 году привлекать не планируется.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящей от отраслей госсектора. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и пищевой промышленности. На территории Кировской области располагаются филиал АО «ОХК «Уралхим», АО «Омутнинский металлургический завод», АО «Вятич», ООО «Вятский фанерный комбинат» и др.
По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2019–2022 годы составила 32% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой, химической, деревообрабатывающей и других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Вторым по размеру негосударственным сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 21% налоговых поступлений за указанный период, что свидетельствует о наличии зависимости экономики Региона от этой сферы. По итогам шести месяцев текущего года существенных изменений в показателе диверсификации экономики не произошло.
Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2018–2021 годы значение составляет 47% от среднестранового показателя). Положительную динамику, однако, ежегодно демонстрирует промышленное производство Кировской области. По результатам девяти месяцев 2023 года индекс промпроизводства Региона составил 108,7% к соответствующему периоду прошлого года, что превышает аналогичные показатели по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы превысило 300%. Усредненный за указанный период уровень безработицы был равен 4,8%, при этом по итогам 2022 года безработица в Области снизилась до 3,8%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в рамках параметров уточненного прогноза Области;
-
прирост текущих расходов бюджета в 2024 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
использование накопленной ликвидности для финансирования прогнозного бюджетного дефицита;
-
привлечение коммерческого долга для финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение доли собственных доходов в совокупных доходах бюджета;
-
рост объема накопленной ликвидности по итогам года;
-
стабилизация долговой нагрузки на уровне ниже 30%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
усиление зависимости экономики от отраслей государственного сектора;
-
снижение операционной эффективности бюджета;
-
рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;
-
рост доли краткосрочного долга до уровня выше 20% от абсолютной величины долга;
-
значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Кировская область, 35001 (ISIN RU000A0ZZXZ7); срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Кировской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кировской области — A-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были опубликованы АКРА 06.12.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кировской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кировской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кировской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Кировской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.