АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ планируемого ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ «Газпромбанк» (акционерное общество) принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальному стандарту; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТа, рефинансируемого В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ

Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

В рамках настоящей оценки планируемого выпуска облигаций Банка ГПБ (АО) (далее — Газпромбанк, Банк, Эмитент, Инициатор) АКРА осуществило верификацию соответствия выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA), критериям «зеленого» финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 (далее — Национальный стандарт, таксономия «зеленых» проектов), а также проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также Национальному стандарту.

Рефинансируемый проект представляет собой семь комплексов многоквартирных жилых домов жилой площадью 582,8 тыс. кв. м с классом энергоэффективности от А до А++ (далее — проект), средства на строительство которых ранее были направлены Эмитентом в форме кредитования своих заемщиков.

Представленный Эмитентом проект (см. ниже) относится к следующей категории проектов ICMA:

  • «зеленые» здания.

Проект соответствует следующему направлению таксономии «зеленых» проектов:

  • 3.4. Строительство энергоэффективных зданий и сооружений.

Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.

Итоговый объем выпуска в денежном выражении на момент проведения верификации не определен, однако Эмитент сообщил Агентству, что он не будет превышать итоговый объем средств, ранее выданных Эмитентом на финансирование указанного проекта.

Эксплуатация квартир в рассматриваемых семи объектах многоквартирных жилых домов позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, который выражается в следующем (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»)1:

–           сокращение ежегодного потребления тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 57 730 217,3 кВт*ч;

–           сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 2 566 114,0 кВт*ч;

–           сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 13 359,4 тонн СО2-экв.;

–           сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации электроэнергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 893,0 тонн СО2-экв.

АКРА подтверждает, что проект, рефинансируемый за счет выпуска «зеленых» облигаций, соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021) и Национальному стандарту.


1 Так как итоговый объем выпуска в денежном выражении на момент проведения верификации не определен, указанный в данном пресс-релизе экологический эффект может быть скорректирован исходя из итогового объема размещения. Эмитент обязуется представить итоговый экологический эффект в отчете об использовании денежных средств.

Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым компонентам ПЗО-2021. Направление использования средств (проект, рефинансируемый за счет выпуска облигаций, направлен на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеет положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в  документе «Концепция устойчивого финансирования Банка ГПБ (АО)» (далее Концепция)2, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, и Национальному стандарту, в связи с чем рассматриваемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».


2 На момент проведения верификации документ был представлен верификатору. Концепция принята Банком 31.10.2023 (протокол №59, регистрационный номер №ВНД-400-1 от 31.10.2023) и размещена на сайте Эмитента: https://www.gazprombank.ru/sustainability/management/corporate-governance-system-doc/

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

«Газпромбанк» (Акционерное общество)

Кредитный рейтинг эмитента

AA+(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Биржевые«зеленые» облигации бездокументарные процентные неконвертируемые серии 005Р-01Р

ISIN

На дату публикации не определен

Объем эмиссии

На дату публикации не определен

Дата начала размещения

На дату публикации не определена

Дата погашения

На дату публикации не определена

Источник: АКРА, данные эмитента

Газпромбанк — один из крупнейших российских универсальных финансовых институтов, который специализируется на кредитовании и других видах обслуживания крупного бизнеса.

Агентство отмечает, что Банк является одним из лидеров среди российских банков по объему финансовых ресурсов, направленных на финансирование проектов в сфере возобновляемой энергетики, «зеленого» строительства и повышения энергоэффективности.

Газпромбанк является участником финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI)3 и «обязуется уважать и полностью соблюдать принципы данной инициативы, интегрируя ее в свою собственную деятельность».

Ключевым внутренним документом Банка в области устойчивого развития является «Политика Банка ГПБ (АО) по устойчивому развитию»4, утвержденная решением правления Банка от 16.02.2021 (далее — Политика). В данной Политике закреплены и сформулированы принципы деятельности Банка в области устойчивого развития.


3 https://www.unepfi.org/
4 https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/d9b/Politika-Banka-GPB-_AO_-po-ustoychivomu-razvitiyu_08042021.pdf

Банком также утвержден ряд иных внутренних нормативных документов, определяющих различные направления устойчивого развития и их интеграцию в деятельность Банка, включая следующие документы:

  • «Частная политика экологической ответственности Банка ГПБ (АО)», утвержденная решением правления Банка от 09.06.2021;

  • «Кодекс корпоративного управления "Газпромбанк" (Акционерное общество)», утвержденный решением годового общего собрания акционеров Банка от 28.06.2017;

  • «Кодекс корпоративной этики Банка ГПБ (АО)», утвержденный решением правления Банка от 19.05.2021;

  • «Концепция устойчивого офиса Банка ГПБ (АО)», утвержденная решением правления Банка от 26.08.2022;

  • «Антикоррупционная политика Банка ГПБ (АО)», утвержденная решением правления Банка от 10.12.2014;

  • «Политика информационной безопасности Банка ГПБ (АО)», утвержденная решением правления Банка от 03.11.2022;

  • «Частная политика обработки и защиты персональных данных в "Газпромбанк" (Акционерное общество)», утвержденная заместителем председателя правления Банка от 21.05.2021.

Эмитентом разработана и утверждена Концепция, в которой обозначены подходы Эмитента к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций: описан процесс предварительной оценки и отбора проектов; приведены требования к «зеленым» проектам, финансируемым (рефинансируемым) за счет выпуска «зеленых» облигаций; обозначены допустимые направления использования средств (в соответствии с национальной таксономией «зеленых» проектов и категории допустимых проектов ICMA), описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проекта, который включен в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данного проекта, подходов к управлению средствами и составлению отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021.

Использование средств

Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых» облигаций, Эмитент планирует направить на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) проекта, направленного на предотвращение изменения климата и соответствующих международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также целям и основным направлениям устойчивого (в том числе «зеленого») развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации (таксономия «зеленых» проектов).

За счет средств, полученных от оцениваемого выпуска, Эмитент планирует рефинансировать проект, указанный на стр. 2 настоящего пресс-релиза.

100% поступлений от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций планируется направить исключительно на рефинансирование указанного выше проекта, подпадающего под следующую категорию проектов ICMA согласно ПЗО-2021:

  • «зеленые» здания.

Рефинансируемый проект представляет собой семь комплексов многоквартирных жилых домов жилой площадью 582,8 тыс. кв. м с классом энергоэффективности от А до А++. Три комплекса имеют класс энергоэффективности А, один комплекс – класс энергоэффективности – А+, три комплекса с комбинированными классами энергоэффективности для разных объектов – от А до А++. Данные по классам энергоэффективности были подтверждены выписками из Единой информационной системы жилищного строительства (далее, - ЕИСЖС).

Агентство подтверждает, что на основании указанной выше информации, рассматриваемый проект соответствует следующему направлению таксономии «зеленых» проектов:

  • 3.4. Строительство энергоэффективных зданий и сооружений (критерии соответствия: для многоквартирных домов классы энергоэффективности A (очень высокий), A+ (высочайший) и A++ (высочайший), определенные органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов).

Эмитент предоставил Агентству:

(1)    итоговый текст Концепции;

(2)    анкету по форме Агентства, заполненную Эмитентом;

(3)    информацию о реализации проекта, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности;

(4)    расчет климатического и экологического эффектов;

(5)    проект отчета об использовании денежных средств;

(6)    информацию об объеме финансовых ресурсов, ранее предоставленных Эмитентом для реализации проекта;

(7)    проект решения о выпуске ценных бумаг;

(8)    шаблон отчета о размещении средств, привлеченных в рамках выпуска «зеленых» облигаций;

(9)    дополнительные материалы, предоставленные по запросу Агентства

Согласно информации, предоставленной Эмитентом, рассматриваемый проект не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы.

АКРА отмечает, что рефинансируемый Эмитентом проект не несет значимых побочных эффектов для окружающей среды (принцип “Do No Significant Harm”): при реализации проекта соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации.

Согласно данным, предоставленным Эмитентом, на дату публикации пресс-релиза шесть из семи комплексов многоквартирных жилых домов находятся на стадии строительства и не введены в эксплуатацию, по одному комплексу начало строительства запланировано на первый квартал 2024 года.

АКРА считает предоставленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта, допустимыми.

Процесс оценки и отбора проектов

Эмитент подтвердил АКРА, что оценка и отбор проекта, рефинансируемого оцениваемым выпуском, осуществлены в соответствии с процедурой, изложенной в Концепции.

В целом, оценку и отбор потенциальных проектов, которые могут финансироваться и/или рефинансироваться за счет выпуска «зеленых» облигаций, в Банке осуществляет Комиссия по вопросам развития бизнеса и внедрения новых продуктов, соответствующих принципам устойчивого развития (далее — Комиссия). Комиссия сформирована по межфункциональному принципу и включает представителей структурных подразделений Банка, чья деятельность связана с различными аспектами устойчивого развития. Полномочия Комиссии изложены в Концепции.

После разработки Комиссией критериев «зеленых» и социальных проектов Банка они утверждаются на уровне совета по внедрению принципов устойчивого развития в деятельность Банка (далее — Совет).

В соответствии с утвержденными критериями «зеленых» и социальных проектов Банка самостоятельное структурное подразделение Банка — Центр по внедрению принципов устойчивого развития (далее — ЦВПУР) — осуществляет отбор и включение проектов устойчивого развития в Реестр проектов устойчивого развития (далее — Реестр).

ЦВПУР совместно с Комиссией на регулярной основе осуществляют регулярный мониторинг Реестра на предмет соответствия заявленным целям и критериям включенных проектов устойчивого развития, которые являются целевыми для финансирования и/или рефинансирования за счет средств Банка, полученных в результате выпуска «зеленых» облигаций или реализации иных инструментов финансирования устойчивого развития.

Если на любом из этапов отбора проект признается не соответствующим требованиям, применяемым к проектам устойчивого развития, дальнейшая работа по включению такого проекта в перечень проектов устойчивого развития для финансирования и/или рефинансирования за счет средств Банка от выпуска «зеленых» облигаций (в том числе включение в Реестр) приостанавливается, и Банк обязуется заместить его другим подходящим под эти требования проектом.

В соответствии с данными, представленными Эмитентом, проект, рефинансируемый средствами от рассматриваемого выпуска, был отобран в соответствии с изложенной выше процедурой.

В соответствии с данными, представленными Эмитентом, в течение срока действия проекта производится регулярный мониторинг на предмет отсутствия существенного уровня риска в соответствии с системой раннего предупреждения и другими внутренними документами Банка в рамках общекорпоративной системы управления рисками Банка.

Эмитент также проводит оценку соответствия проекта на основании информации в открытых источниках и документации, полученной от застройщика, которая может включать в том числе: информацию о стадии реализации каждого дома, соответствию домов указанному классу энергоэффективности, наличию внешних сертификатов и т. д.

Целевыми показателями экологического эффекта от реализации проекта, которые анализируются в процессе проведения внутренней оценки рисков, являются:

  • сокращение ежегодного потребления тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D);

  • сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D);

  • сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D);

  • сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации электроэнергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D).

Управление социальным рисками осуществляется в рамках общекорпоративной системы управления ESG-рисками. В рамках регулярного мониторинга социальных рисков Проекта принимаются во внимание следующие риски:

  • риск несоблюдения требования законодательства РФ в части трудового права и требований законодательства по таким социальным аспектам, как права человека, дискриминация, отсутствие принудительного труда и прочее;
  • риск негативного воздействия на регионы присутствия и местные сообщества;

  • массовые увольнения или наличие информации о существенном сокращении численности персонала,

  • нестабильная политическая или экономическая ситуация в регионе,

  • наличие социальных волнений или забастовок и другие факторы.

В случае выявления рисков на любом этапе реализации проекта, несоответствия изначально отобранным параметрам, а также не достижения целевых эффектов, принимаются меры по оценке существенности данного риска и проводится пересмотр применимости «зеленых» критериев, утвержденных в Банке, к данному проекту. В случае несоответствия проекта критериям, он может быть исключен из реестра.

АКРА также подтверждает, что проект, рефинансируемый оцениваемым выпуском «зеленых» облигаций, соотносится с Политикой, в которой, в частности, указано «поощрение внедрения Принципов Устойчивого развития, механизмов Ответственного финансирования и инвестирования и содействие экономической деятельности для совместного процветания нынешнего и будущих поколений». Кроме того, реализация рассматриваемого проекта соотносится со следующими задачами деятельности Банка в области устойчивого развития, указанными в Политике:

  • 2.2.6. Минимизация негативного влияния внутренней и внешней деятельности Банка на окружающую среду;

  • 2.2.8. Участие в формировании низкоуглеродной экономики, развитие инструментов «зеленого» инвестирования и финансирования;

  • 2.2.9. Содействие развитию механизмов ответственного финансирования и инвестирования, включая, но не ограничиваясь, облигации в форматах устойчивого развития, «зеленое» кредитование;

  • 2.2.12. Совершенствование мер поддержки ESG-проектов.

Расчеты экологических эффектов проведены непосредственно Эмитентом без привлечения внешних экспертов. В то же время Агентство отмечает, что структурирование выпуска, подготовка Концепции устойчивого финансирования и расчет экологического эффекта были осуществлены специализированным консалтинговым подразделением Банка (Департамент консультирования по кредитным рейтингам и устойчивому развитию - ESG Advisory), обладающим достаточной экспертизой в вопросах структурирования финансовых инструментов устойчивого развития и расчета экологических эффектов.

Проект, отобранный Эмитентом для оцениваемого выпуска, относится к следующей категории, указанной в ПЗО-2021:

  • «зеленые» здания.

Отобранный проект соотносится со следующими целями в области устойчивого развития (ЦУР) ООН:

  • ЦУР № 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;

  • ЦУР № 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

По мнению АКРА, описанный алгоритм в целом свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов.

Управление средствами

Эмитент подтвердил Агентству, что управление средствами от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций происходит в соответствии с механизмом, изложенным в Концепции. Средства, полученные от размещения рассматриваемых «зеленых» облигаций Эмитент планирует полностью направить на рефинансирование указанного выше проекта. Временно неиспользуемых денежных средств для рассматриваемого выпуска не возникает. Последующее управление портфелем «зеленых» проектов будет осуществляться Эмитентом в соответствии с узнанной ниже процедурой.

В соответствии с Концепцией, сотрудники и внутренние подразделения Банка, наделенные соответствующими полномочиями, осуществляют регулярный мониторинг объема средств, привлеченных Банком в результате выпуска «зеленых» облигаций, и объема средств, направленных Банком на финансирование и/или рефинансирование целевых проектов устойчивого развития.

Основным инструментом регулярного мониторинга объема указанных средств является Реестр, который ведется ЦВПУР совместно с Комиссией. В данном Реестре отражаются проекты устойчивого развития, прошедшие процедуры оценки и отбора, и транзакции по всем средствам, привлеченным Банком в результате выпуска «зеленых» облигаций и направленным им на финансирование и/или рефинансирование целевых проектов устойчивого развития.

Если финансируемый и/или рефинансируемый проект перестает соответствовать установленным в Концепции критериям отбора проектов устойчивого развития, финансируемых и/или рефинансируемых за счет выпуска «зеленых» облигаций, либо если кредит, выданный Банком на реализацию соответствующего проекта устойчивого развития, был погашен досрочно, Банк обязуется заместить такой проект другим подходящим под указанные критерии проектом устойчивого развития. При этом сумма средств, направленных на финансирование и/или рефинансирование проектов устойчивого развития, должна быть не меньше суммы, привлеченной Банком от выпуска «зеленых» облигаций.

В соответствии с Концепцией, Банк стремится поддерживать объем финансирования и/или рефинансирования целевых проектов устойчивого развития на уровне не ниже номинальной стоимости выпущенных «зеленых» облигаций.

Если в период обращения номинальная стоимость выпущенных «зеленых» облигаций превышает стоимость финансируемых и/или рефинансируемых проектов устойчивого развития, временно нераспределенные денежные средства в объеме такого превышения размещаются в номинированные в российских рублях инструменты управления ликвидностью Банка.

Кроме того, Эмитент обязуется раскрывать информацию о фактах и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, в форме сообщения о существенном факте о нецелевом использовании денежных средств, полученных от размещения Биржевых облигаций, публикуемом на странице в сети Интернет по адресу https://www.gazprombank.ru/

Эмитент обязуется обеспечить верификацию и раскрытие сведений о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Биржевых облигаций в отчете об использовании денежных средств, что является «зеленых» инструментом контроля за целевым использованием средств.

Кроме того, Эмитент обязуется раскрывать информацию о факте выявления и сути нарушения Национального стандарта и ПЗО-2021 при реализации проекта, для рефинансирования которого будут использоваться денежные средства, полученные от размещения Биржевых облигаций в форме сообщения о существенном факте. 

Эмитент обязуется раскрывать сообщение о существенном факте о нецелевом использовании денежных средств в Ленте новостей не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты, в которую Эмитент узнал или должен был узнать о факте нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, и сообщение о существенном факте должно содержать в том числе:

  • идентификационные признаки «зеленых» облигаций;
  • описание факта (фактов) нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения Биржевых облигаций, в том числе размер денежных средств, которые были направлены на цели, не предусмотренные Решением о выпуске, период времени, в течение которого имело место нецелевое использование денежных средств, причина (причины) нарушения условия о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Биржевых облигаций информацию о факте и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций.

Последствия нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения Биржевых облигаций, Решением о выпуске не предусмотрены.

Также Эмитент обязуется раскрывать информацию о факте включения облигаций в перечень финансовых инструментов устойчивого развития и о факте исключения данных облигаций из перечня финансовых инструментов устойчивого развития с указанием даты такого включения или исключения в отчете об использовании денежных средств.

В соответствии с данными, представленными Эмитентом, указанные механизмы контроля применяются для рассматриваемого выпуска и рефинансируемого проекта.

По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от выпуска «зеленых» облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Отчетность

Эмитент обязуется составлять отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, и обеспечить проведение верификатором независимой внешней оценки указанного отчета.

Эмитент обязуется раскрывать отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, на странице в сети Интернет по адресу https://www.gazprombank.ru/ в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты подписания Эмитентом отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, но не позднее 150 дней с даты окончания соответствующего отчетного года.

Эмитент подготовил и предоставил АКРА проект отчета об использовании денежных средств, который содержит следующие сведения:

(1)    наименование проекта;

(2)    краткое описание проекта (в рамках имеющихся обязательств по конфиденциальности);

(3)    утвержденный объем рефинансирования проекта за счет облигаций;

(4)    доля рефинансирования проекта за счет других источников;

(5)    сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций;

(6)    сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде;

(7)    сведения об управлении нераспределенными средствами;

(8)    сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации проекта, указанных в решении о выпуске «зеленых» облигаций;

(9)    сведения, подтверждающие реализацию проекта, описание которого содержится в решении о выпуске «зеленых» облигаций, и данные о фактическом использовании всех денежных средств, полученных от размещения указанных облигаций;

(10)   сведения о состоянии проекта на дату окончания отчетного периода

По мнению Агентства, приведенная процедура формирования отчетности в полной мере соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Согласно данным Эмитента, для сопровождения исполнения решений Совета, а также для координации работы подразделений Банка по направлению устойчивого развития и развития внутренней экспертизы был создан ЦВПУР. Кроме того, в Банке создан Департамент консультирования по кредитным рейтингам и устойчивому развитию, сотрудники которого обладают достаточным опытом в разработке моделей оценки экологических и климатических эффектов от реализации проектов, а также опытом подготовки документов в области ответственного финансирования.

Эмитентом разработана и утверждена Концепция, а также принят ряд документов, регламентирующих практики Эмитента в сфере устойчивого развития и управления
ESG-рисками (см. стр. 3–4 настоящего пресс-релиза).

АКРА высоко оценивает уровень интеграции принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента. Эмитент присоединился к глобальной инициативе (см. стр. 3 настоящего пресс-релиза) — Финансовой инициативе Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI), — что позитивно влияет на оценку.

Агентство оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента как высокое.

Финансовая реализуемость проекта

АКРА оценивает финансовую реализуемость проекта как высокую. В то же время Агентство будет проводить оценку реализации проекта в рамках стандартной процедуры мониторинга.

Ключевые допущения при расчете экологических эффектов

Ожидаемый экологический эффект характеризуется наличием у «зеленых» жилых многоквартирных домов классов энергоэффективности А, А+, А++5, что приводит к сниженному энергопотреблению по сравнению с домами с базовым классом энергоэффективности D, а также к снижению косвенных энергетических выбросов парниковых газов, связанных с генерацией потребляемых энергоресурсов.


5 В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 № 43169).

Для количественной оценки экологического эффекта были выбраны следующие показатели:

  • сокращение ежегодного потребления тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в процессе эксплуатации жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), кВт*ч или Гкал;

  • сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды в процессе эксплуатации жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), кВт*ч;

  • снижение ежегодного уровня выбросов парниковых газов (СО2-экв.) от генерации тепловой энергии за счет сокращения потребления тепловой энергии в процессе эксплуатации жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), тонн СО2-экв.;

  • снижение ежегодного уровня выбросов парниковых газов (СО2-экв.) от генерации электроэнергии за счет сокращения потребления электроэнергии в процессе эксплуатации жилых многоквартирных домов по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D), тонн СО2-экв.

Коэффициент выбросов парниковых газов от генерации теплоэнергии был оценен региональным методом в соответствии с подходами, изложенными в Методических указаниях по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 330 от 29.06.2017. Коэффициент выбросов парниковых газов от генерации электроэнергии был определен по данным АО «АТС» (администратор торговой системы).

Для проведения количественной оценки исходя из консервативных предпосылок было сделано допущение, что все «зеленые» здания имеют класс энергоэффективности А, что обеспечивает снижение потребления энергоресурсов на 40% по сравнению с базовым классом энергоэффективности D.

Расчет экологического эффекта учитывает сокращение выбросов парниковых газов только от генерации потребляемых жилыми домами энергоресурсов. В расчете не учитывается сокращение выбросов от полного жизненного цикла энергоресурсов (добыча, транспортировка и переработка энергоносителей, проектирование, строительство, эксплуатация и демонтаж объектов генерации и т. д.).

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПЗО-2021: соответствует.

Уровень оценки: GR1.

Приложение 1. Соответствие рассматриваемого выпуска облигаций критериям соответствия финансового инструмента требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»

АКРА также осуществило верификацию соответствия выпуска и проекта, рефинансируемого за счет привлекаемых от указанного выпуска средств, на предмет соответствия критериям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587, и критериям «зеленых» проектов (Таксономия «зеленых» проектов).

Вывод о соответствии

Оцениваемый финансовый инструмент (облигации) соответствует указанным выше критериям.

Методология проведения проверки

Оценка облигаций на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования и рефинансируемого рассматриваемым выпуском проекта, была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.

Проведенные мероприятия

Документы и информация, полученные от Эмитента, были проанализированы Агентством на предмет соответствия указанным критериям, а также на предмет достоверности и надежности.

Эмитент предоставил Агентству:

(1)    итоговый текст Концепции;

(2)    анкету по форме Агентства, заполненную Эмитентом;

(3)    информацию о реализации проекта, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности;

(4)    расчет климатического и экологического эффектов;

(5)    проект отчета об использовании денежных средств;

(6)    информацию об объеме финансовых ресурсов, ранее предоставленных Эмитентом для реализации проекта;

(7)    проект решения о выпуске ценных бумаг;

(8)    шаблон отчета о размещении средств, привлеченных в рамках выпуска «зеленых» облигаций;

(9)    дополнительные материалы, предоставленные по запросу Агентства

Проведены обсуждения с Инициатором.

Подтверждение независимости суждения и отсутствия конфликта интересов или иных обстоятельств, препятствующих надлежащему, объективному и беспристрастному анализу и суждению

Cм. стр. 14 настоящего пресс-релиза.

Подтверждение заявленного Инициатором типа финансового инструмента устойчивого развития

«Зеленый» финансовый инструмент («зеленые» облигации).

Наличие мер ответственности Инициатора за несоответствие финансового инструмента устойчивого развития требованиям

Отсутствуют.

Соответствие проектов устойчивого развития одному или нескольким направлениям, предусмотренным критериями проектов устойчивого развития

  • 3.4. Строительство энергоэффективных зданий и сооружений.

Информация об Инициаторе и проектах устойчивого развития

Представлена на стр. 3–4 настоящего пресс-релиза.

Направления и цели рефинансирования выбранного портфеля «зеленых» проектов

Направление: строительство.

Цель 1: снижение выбросов парниковых газов.

Цель 2: энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.

Соответствие облигаций требованиям, установленным Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «"зеленые" облигации»

Соответствует (расширенное подтверждение представлено на стр. 1–3 настоящего пресс-релиза).

Оценка соответствия финансируемых проектов устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития

Соответствует (см. стр. 2–4 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа целей, на которые направлены привлекаемые денежные средства, процедур обеспечения рекомендаций к использованию и управлению денежными средствами

Соответствует (см. стр. 6–12 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа процедур отбора и одобрения проектов устойчивого развития

Соответствует (см. стр. 5–6 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа контроля реализации проектов устойчивого развития

Соответствует (см. стр. 5–6 настоящего пресс-релиза).

Значение показателей и независимое подтверждение ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития

Эмитентом были представлены расчеты следующих экологических эффектов:

Эксплуатация квартир в семи рассматриваемых комплексах многоквартирных жилых домов позволяет добиться положительного эффекта с точки зрения воздействия на окружающую среду, который выражается в следующем (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»):

  • сокращение ежегодного потребления тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) —на 57 730 217,3 кВт*ч;

  • сокращение ежегодного потребления электроэнергии на общедомовые нужды по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 2 566 114,0 кВт*ч;

  • сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации тепловой энергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 13 359,4 тонн СО2-экв.;

  • сокращение ежегодного уровня выбросов парниковых газов от генерации электроэнергии по сравнению с базовым уровнем (класс энергоэффективности D) — на 893,0 тонн СО2-экв.

Размер планируемых показателей экологического эффекта от реализации «зеленых» проектов

Представлен на стр. 2 настоящего пресс-релиза.

Информация о наличии (отсутствии) конфликта интересов и о независимости суждения

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были (см. стр. 14 настоящего пресс-релиза).

Дополнительная информация

Оценка облигаций Банка ГПБ (АО) и проекта, рефинансируемого в рамках выпуска данных облигаций, на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии облигаций Банка ГПБ (АО) международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проекта, рефинансируемого в рамках выпуска данных облигаций, основано на данных, предоставленных Банком ГПБ (АО), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА.

Оценка соответствия облигаций Банка ГПБ (АО) международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проекта, рефинансируемого рамках выпуска данных облигаций, была запрошенной.

Банк ГПБ (АО) принимал участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.


Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.