АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПЛАНИРУЕМОГО ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальным стандартам; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРУЕМЫХ В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ и национальному стандарту

Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

В рамках настоящей оценки планируемого выпуска облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ, Эмитент, Инициатор) АКРА осуществило верификацию соответствия рассматриваемого выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA), критериям «зеленого» инструмента финансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 (далее — Национальный стандарт, таксономия зеленых проектов), а также проектов, рефинансируемых за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования и Национальному стандарту.

Представленные Эмитентом проекты (см. ниже и Приложение 1) относятся к следующей категории проектов ICMA:

  • Адаптация к изменению климата (включая усилия по повышению устойчивости инфраструктуры к воздействиям изменения климата, а также системы информационной поддержки, например, системы наблюдения за изменением климата и раннего предупреждения таких изменений).

Проекты соответствуют следующим направлениям таксономии зеленых проектов:

4.1.2. Производство алюминия (проект А);

2.1.8. Атомная энергетика (проект B).

Рефинансирование аналогичных проектов за счет размещения «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.

Ниже представлен перечень рассматриваемых проектов, рефинансируемых в рамках выпуска (см. полное описание проектов и экологических эффектов от их реализации в Приложении 1):

A.  Проект по строительству первой серии алюминиевого завода (целью проекта является строительство первой серии алюминиевого завода в Красноярском крае мощностью 298 тыс. тонн первичного алюминия в год);

B.  Проект по строительству атомной электростанции (целью проекта является строительство атомной электростанции в составе двух энергоблоков установленной мощностью каждого до 1 200 МВт).

Итоговый объем выпуска в денежном выражении на момент проведения верификации не определен. Однако Эмитент подтвердил Агентству, что этот объем не будет превышать общей суммы остатка задолженности по ранее предоставленному им клиентам финансированию на реализацию двух проектов.

Реализация проектов позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, которые выражаются в следующем:

  • Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 1,68 млн тонн СО2-экв. в год (промежуточный показатель) / на протяжении срока эксплуатации (80 лет) – 134,4 млн тонн СО2-экв. (целевой показатель). Для определения климатического эффекта были использованы данные по «условному усредненному производству первичного алюминия (бейзлайн)». Климатический эффект от реализации проекта, выраженный в СО2-экв., рассчитан как разница между выбросами «бейзлайна» и профинансированного проекта по производству алюминия (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

  • Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8,7 млн тонн СО2-экв. в год (промежуточный показатель) / на протяжении срока эксплуатации (60 лет) — на 522 млн тонн СО2-экв. (целевой показатель). Эффект был оценен исходя из углеродоемкости производства одного кВт*час электроэнергии в энергосистеме рассматриваемой страны за 2020 год (до введения первого энергоблока атомной электростанции в эксплуатацию), углеродоемкости одного кВт*час электроэнергии в рамках модели, приравненной к нулю, и планируемого ежегодного объема генерации электроэнергии на атомной электростанции (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

АКРА подтверждает, что проекты, рефинансируемые за счет размещения «зеленых» облигаций, соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021) и Национальному стандарту.

Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым компонентам ПЗО-2021. Направление использования средств (проекты, рефинансируемые за счет размещения облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в Концепции «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ1, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем планируемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».


1 Актуальная версия документа представлена на сайте: https://вэб.рф/investoram/zelenye-obligatsii.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

Кредитный рейтинг эмитента

AAA(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Биржевые «зеленые» облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав серии ПБО-002Р-39

ISIN

На дату публикации не определен

Объем эмиссии

На дату публикации не определен

Дата начала размещения

На дату публикации не определена

Дата погашения

2 366 (две тысячи триста шестьдесят шестой) день с даты начала размещения

Источник: АКРА, данные Эмитента

Эмитент действует на основании Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Основная задача ВЭБ.РФ — способствовать долгосрочному экономическому развитию России. В партнерстве с коммерческими банками Эмитент занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей.

Агентство отмечает, что ВЭБ.РФ как институт развития играет ключевую роль в становлении системы устойчивого финансирования в России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р ВЭБ.РФ был определен в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. В период с марта 2020 года по май 2021 года ВЭБ.РФ была разработана национальная методология по «зеленому» финансированию, включающая таксономию зеленых проектов, таксономию адаптационных проектов, требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации (Национальный стандарт). Кроме того, ВЭБ.РФ участвует в разработке национальной таксономии социальных проектов.

Эмитент участвует во многих российских и международных инициативах в области устойчивого развития:

  • Как институт развития ВЭБ.РФ проводит системную работу по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса в России. В период председательства ВЭБ.РФ в Механизме межбанковского сотрудничества БРИКС в 2020 году ВЭБ.РФ совместно с АНО «Институт Внешэкономбанка», Центром Россия-ОЭСР РАНХиГС и партнерами по Механизму был подготовлен и подписан Меморандум о принципах ответственного финансирования (Memorandum of BRICS DFIs Principles for Responsible Financing).

  • Эмитент является участником Глобального договора ООН (UN Global Compact) с 2011 года.

  • Эмитент является членом международной инициативы в области ответственного финансирования — Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, ФИ ЮНЕП) с 2013 года (ВЭБ. РФ — первый участник ФИ ЮНЕП из России).

  • В 2019 году на площадке COP25 Рамочной конвенции ООН об изменении климата Эмитент впервые провел собственную экспертную сессию на тему «зеленого» подхода к устойчивому развитию городов. В 2021 году на площадке COP26 прошел «День "зеленых" финансов», а также проведен ряд сессий в рамках Международного клуба финансирования развития (International Development Finance Club, IDFC), организованных Эмитентом. Делегация Эмитента также выступала на мероприятиях на полях COP27.

  • Представители Эмитента также активно вовлечены в качестве экспертов2 в деятельность двух ключевых рабочих групп «Большой двадцатки» — Рабочей группы по инфраструктуре (Infrastructure Working Group, IWG) и Рабочей группы по устойчивым финансам (Sustainable Finance Working Group, SFWG). Данные группы созданы в рамках сотрудничества министерств финансов и центральных банков стран «Большой двадцатки».

  • Помимо этого, представители Эмитента участвуют в двух целевых группах B20 (Business 20), посвященных вопросам финансирования устойчивой инфраструктуры, климата и ресурсоэффективности.

  • Проекты Эмитента, направленные на финансирование устойчивого развития, стали победителями международной премии развития ADFIAP Awards: «Программа ESG-преобразований ВЭБ.РФ» (2023), «ESG-хартия российских городов» (2023), «Инаугурационный выпуск «зеленых» облигаций» (2023), «Проект социального воздействия в Приморском крае» (2022), «Лучший отчет по устойчивому развитию» (2022) и другие.


2 Сотрудники Эмитента представляют Российскую Федерацию в Рабочей группе по устойчивым финансам (Sustainable Finance Working Group, SFWG), где ведется разработка методологии по финансовым инструментам климатического перехода для всех стран «Большой двадцатки».

В 2022 году Эмитентом принят документ «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», в котором обозначены подходы Эмитента к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций: описан процесс предварительной оценки и отбора проектов; приведены требования к «зеленым» проектам, финансируемым (рефинансируемым) за счет размещения «зеленых» облигаций; обозначены допустимые направления использования средств (в соответствии с национальной таксономией зеленых проектов и категориями допустимых проектов ICMA), описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и составлению будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021.

Использование средств

Цели планируемого выпуска «зеленых» облигаций Эмитента сформулированы и соответствуют ПЗО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения «зеленых» облигаций оцениваемого выпуска, будут направлены на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) проектов, направленных на сохранение и охрану окружающей среды и оказывающих положительное воздействие на нее, а также на предотвращение изменения климата или адаптацию к изменению климата и соответствующих международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также Национальному стандарту (см. Приложение 1).

За счет средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций оцениваемого выпуска, Эмитент планирует рефинансировать следующие проекты:

A.  Проект по строительству первой серии алюминиевого завода (направление 4.1.2. Производство алюминия);

B.  Проект по строительству атомной электростанции (далее — АЭС) (направление 2.1.8. Атомная энергетика).

Направления реализации указанных проектов:

A.  Производство алюминия с меньшим углеродным следом.

B.  Снижение углеродоемкости производства одного кВт*час электроэнергии в энергосистеме страны – участницы Евразийского экономического союза

Эмитент подтверждает, что 100% поступлений от размещения «зеленых» облигаций будет направлено исключительно на рефинансирование указанных выше проектов, подпадающих под следующую категорию проектов ICMA согласно ПЗО-2021:

      • Адаптация к изменению климата (включая усилия по повышению устойчивости инфраструктуры к воздействиям изменения климата, а также системы информационной поддержки, например, системы наблюдения за изменением климата и раннего предупреждения таких изменений).

Эмитент предоставил Агентству:

(1)    информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности для каждого проекта;
(2)    Концепцию «зеленых облигаций» ВЭБ.РФ;
(3)    расчет климатического эффекта для каждого из проектов;
(4)    заполненную анкету по форме Агентства;
(5)    копию протокола заседания комитета ВЭБ.РФ по экологии, социальному развитию и корпоративному управлению;
(6)    проект решения о выпуске ценных бумаг;
(7)    документы по проектам, включая:


Для проекта А:

  • копию выдержки из заключения независимого верификатора (TÜV AUSTRIA Standards & Compliance) об уровне фактической углеродоемкости (только прямые выбросы парниковых газов (Охват 1)) тонны первичного алюминия, производимого на алюминиевом заводе;

  • копию выдержки из отчета об Оценке воздействия на окружающую среду;

  • копии выдержек из Инженерного отчета по результатам финансового-технологического надзора за реализацией инвестиционного проекта по строительству первой серии алюминиевого завода за 3 квартал 2023 года.

Для проекта B:

  • информационную справку по строительству АЭС;

  • окончательный отчет об оценке воздействия на окружающую среду АЭС (с приложениями);

  • копию заключения государственной экологической экспертизы, выданного соответствующим контролирующим ведомством;

  • специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Проекты, рефинансируемые в рамках выпуска, будут реализованы (были реализованы) в следующие сроки:

  • Для проекта A. Эмитент на дату подписания решения о выпуске «зеленых» облигаций уже предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Инвестиционная стадия реализации проекта завершена в 4 квартале 2021 года. На момент проведения верификации все объекты первой серии завода введены в эксплуатацию.

  • Для проекта B. Эмитент на дату подписания решения о выпуске «зеленых» облигаций уже предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. На момент проведения верификации АЭС введена в эксплуатацию.

Согласно информации, предоставленной Эмитентом, проект А получил положительное заключение Главгосэкспертизы.

Согласно информации, предоставленной Эмитентом, проект B является проектом, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы. Копия заключения государственной экологической экспертизы, выданного соответствующим контролирующим ведомством, была представлена Агентству.

Подходы к оценке рисков возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проектов, и управлению такими рисками встроены в процесс экспертизы проектов ВЭБ.РФ, регулируемый Порядком проведения экспертизы проектов (утвержден правлением ВЭБ.РФ в августе 2021 года).

В целях соблюдения требований Меморандума в процесс экспертизы проектов включены следующие виды экспертиз:

  • экологическая экспертиза;
  • оценка эффективности проекта.

В рамках экологической экспертизы проводится оценка соответствия проекта требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды. По результатам экологической экспертизы формулируются:

  • выводы о соответствии проекта требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды (экологическим требованиям), установленным законодательством страны реализации проекта;
  • выводы о выявленных экологических рисках проекта;
  • рекомендации по устранению выявленных несоответствий и управлению экологическими рисками проекта.

В рамках оценки эффективности проекта проводится экспертиза:

  • финансовой эффективности проекта;
  • эффективности использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки;
  • социально-экономического эффекта от реализации проекта.

В рамках экспертизы эффективности использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки проводится оценка положительного воздействия на окружающую среду. Положительное воздействие на окружающую среду определяется, если реализация проекта способствует достижению одной из следующих целей:

  • сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды;
  • снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и/или предотвращение их влияния на окружающую среду;
  • сокращение выбросов парниковых газов;
  • энергосбережение.

Дополнительно в процесс экспертизы проектов ВЭБ.РФ внедрена процедура ESG-профилирования проектов путем заполнения опросного листа ESG, состоящего из следующих блоков:

  • социальные тесты, позволяющие оценить влияние проекта на благосостояние граждан;
  • экологические тесты, позволяющие оценить влияние проекта на экологию и / или его технологичность;
  • общие сведения о проекте;
  • практики управления компании (клиента), реализующей проект, например, корпоративное управление, охрана и безопасность труда и пр.;
  • экологические эффекты от реализации проекта;
    социальные эффекты от реализации проекта.

Опросный лист ESG является обязательным документом, который включается в пакет материалов, выносимых на рассмотрение коллегиального органа ВЭБ.РФ для принятия решения об участии ВЭБ.РФ в финансировании проекта, и подлежит обсуждению при принятии соответствующего решения.

В соответствии с информацией, представленной Эмитентом, проект А проходил процедуру ESG-профилирования (результаты представлены Агентству). По проекту В такая процедура не была проведена.

Эмитент подтвердил Агентству, что:

  • Для проекта А: Эмитентом проведена экологическая экспертиза (оценка экологических аспектов деятельности завода) в 2010 году.

  • Для проекта B: Экологическая экспертиза по проекту строительства АЭС была проведена организацией, которая строила объект. Данная организация в соответствии со своими обязательствами перед МАГАТЭ обязана проводить все необходимые экспертизы. В части обеспечения исполнения полномочий и предоставления государственных услуг данная организация осуществляет государственную и ведомственную экспертизу, государственный строительный надзор. Самостоятельная оценка Эмитентом не проводилась.

Агентство отмечает, что рефинансируемые Эмитентом проекты имеют ряд побочных эффектов для окружающей среды (соблюдение принципа «Do No Significant Harm»), однако данные эффекты частично нивелируются в рамках соблюдения природоохранного законодательства стран реализации проектов.

Для проекта А. Агентство подтверждает, что проект оказывает следующие типы воздействия на окружающую среду:

1) В период эксплуатации: воздействие на атмосферу; воздействие на поверхностные и подземные воды; образование отходов производства и потребления от хозяйственной деятельности; воздействие на почвы; воздействие на растительный и животный мир; воздействие на сельскохозяйственное использование территории; физическое воздействие.

2) В период строительства: воздействие на почвы и растительный мир; воздействие на окружающую среду при обращении с отходами; воздействие на атмосферный воздух; шумовое воздействие, воздействие на почву, ландшафт, флору и фауну; воздействие на геологическую среду; воздействие на поверхностные и подземные воды; воздействие на окружающую среду при обращении со строительными отходами.

Агентство подтверждает, что основным значимым воздействием проекта А на окружающую среду является загрязнение атмосферного воздуха, а также загрязнение земель, прилегающих к заводу, и воздействие на растительность фтористыми соединениями (последние воздействия являются опосредованными и напрямую зависят от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектами алюминиевого завода).

Для проекта B: На основании представленного отчета об Оценке воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), и заключения государственной экологической экспертизы, выданного соответствующим контролирующим ведомством, Агентство подтверждает, что проект оказывает следующие типы воздействия на окружающую среду: 

1 ) В период эксплуатации и снятия с эксплуатации:

  • Тепловое воздействие, связанное с работой систем охлаждения технологического оборудования АЭС (брызгальных бассейнов, градирен, сброса теплых вод);

  • Химическое воздействие, обусловленное применением химических веществ в технологических процессах АЭС, работой систем очистки, водоподготовки, продувки системы охлаждения и т.д.

  • Радиационное воздействие;

  • Электромагнитное воздействие, источником которого могут быть линии электропередачи, высоковольтное оборудование в пределах промплощадки АЭС;

  • Шумовое воздействие.

2) В период строительства: образование нерадиоактивных строительных отходов, воздействие на почвенный покров, водные объекты, выбросы загрязняющих веществ и пыли в атмосферу предприятиями автотранспорта, вспомогательными предприятиями, строительными машинами и механизмами; шумовое загрязнение.

В соответствии с итоговым текстом ОВОС, «при нормальной работе АЭС население, а равно и ее природное окружение абсолютно защищены от радиационных воздействий АЭС, при нарушении нормального режима работы радиационные воздействия могут стать основным видом воздействий; основным видом воздействий нормально работающей АЭС на водные экосистемы является тепловое воздействие, т.е. сброс в водоем избытков выработанного на АЭС тепла; основными видами воздействий на наземные экосистемы являются воздействия, сопровождающие строительные работы, урбанизацию региона и возможно химическое воздействие; в регионе АЭС существуют критические по отношению к воздействиям АЭС группы населения, а равно критические биогеоценозы, критические ландшафты и ландшафтные сопряжения, критические виды растений и животных; в регионе АЭС отсутствуют как синергетические, так и протектористические эффекты воздействий, однако может проявляться эффект кумуляции загрязнителей, последствия которого вследствие их однонаправленности могут суммироваться».

Данные об остатке задолженности по ранее предоставленному финансированию по каждому проекту публично не раскрываются Эмитентом, но были предоставлены Агентству в ходе оценки.

В качестве позитивных экологических эффектов от реализации рассматриваемых проектов Эмитентом определены следующие:

  • Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 1,68 млн тонн СО2-экв. в год (промежуточный показатель) / на протяжении срока эксплуатации (80 лет) – 134,4 млн тонн СО2-экв. (целевой показатель). Для определения климатического эффекта были использованы данные по «условному усредненному производству первичного алюминия (бейзлайн)». Климатический эффект от реализации проекта, выраженный в СО2-экв. рассчитан как разница между выбросами «бейзлайна» и профинансированного проекта по производству алюминия (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»). Кроме того, Эмитент подтвердил Агентству, что первичный алюминий, производимый на рассматриваемом заводе, соответствует нижнему уровню индикативного показателя (ИП2) удельных выбросов парниковых газов для производственных процессов электролитического получения первичного алюминия согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям «Производство алюминия» (ИТС 11-2022)3фактический показатель углеродоемкости (только прямые выбросы парниковых газов (Охват 1)) тонны первичного алюминия, производимого на алюминиевом заводе, составляет 1,5 тонны CO2-экв4. Также Эмитент подтвердил Агентству наличие замкнутого водооборотного цикла с исключением сброса производственных сточных вод5;
  • Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8,7 млн тонн СО2-экв. в год (промежуточный показатель) / на протяжении срока эксплуатации (60 лет) — на 522 млн тонн СО2-экв. (целевой показатель). Эффект был оценен исходя из углеродоемкости производства одного кВт*час электроэнергии в энергосистеме рассматриваемой страны за 2020 год (до введения первого энергоблока атомной электростанции в эксплуатацию), углеродоемкости одного кВт*час электроэнергии в рамках модели, приравненной к нулю, и планируемого ежегодного объема генерации электроэнергии на АЭС (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

3 Подтверждено заключением независимого верификатора (TÜV AUSTRIA Standards & Compliance) об уровне фактической углеродоемкости (только прямые выбросы парниковых газов) тонны первичного алюминия, производимого на алюминиевом заводе.
4 В соответствии с исследованием «Декарбонизация в горно-металлургическом секторе: возможные решения для компаний в СНГ» от 2021 года среднемировая углеродоемкость производства алюминия составляет около 15,0 т CO2 на тонну произведенного продукта. В соответствии с расчетами Эмитента, подготовленными на основании данных ИТС НДТ-2022 «Производство алюминия», «углеродоемкость прочего российского алюминия» составляет 7,14 т CO2 на тонну произведенного продукта.
5 Подтверждено выдержкой из Отчета об оценке воздействия на окружающую среду.

АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов, допустимыми.

Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта и расчете достигнутого экологического эффекта по итогам истечения срока обращения облигаций:

  • Для проекта А: будут использованы данные о фактическом объеме производства первичного алюминия в год и в совокупности за рассматриваемый период; данные о фактической углеродоемкости первичного алюминия проектов-аналогов в России и в мире за рассматриваемый период; подтвержденные данные об углеродоемкости используемой электроэнергии ГЭС (с учетом нетто-выбросов парниковых газов используемого водохранилища).

  • Для проекта B: будут использованы данные о фактическом объеме выработки электроэнергии на АЭС в год и в совокупности за рассматриваемый период; данные о фактическом изменении структуры энергобаланса страны, где расположена АЭС; данные о фактических объемах импорта и потребления энергоресурсов в стране, где расположена АЭС.

Также Эмитентом проведено соотнесение указанных эффектов с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также результатами, указанными в паспорте национального проекта «Экология»:

  • Для проекта А: проект соответствует одному из направлений паспорта национального проекта «Экология», а именно: «Снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта». Соответствие обеспечивается за счет сравнения с алюминиевым заводом в том же регионе, который на момент начала реализации рефинансируемого проекта использовал менее современные и ресурсоэффективные технологии. В случае если бы проект, рефинансируемый за счет размещения «зеленых» облигаций, не был бы реализован, потенциально могло потребоваться наращивание объемов производства на описываемом выше заводе, что было бы сопряжено со сравнительно большим объемом выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу.

  • Для проекта B: проект соответствует одному из направлений паспорта национального проекта «Экология», а именно «Снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта». Соответствие обеспечивается за счет того, что в результате реализации проекта потенциально замещаются иные генерирующие электроэнергию установки, деятельность которых сопряжена с выбросами вредных загрязняющих веществ.

Полный перечень «зеленых» проектов, рефинансируемых за счет размещения «зеленых» облигаций, с их кратким описанием, а также оценками экологического эффекта и указанием на соответствие проектов международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также Национальному стандарту, приведен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.

Процесс оценки и отбора проектов

Эмитент проинформировал АКРА о том, что оценка его документов и бизнес-процедур на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к «зеленому» финансированию, проводится в соответствии с базовыми международными и российскими ориентирами в сфере устойчивого развития и ответственного инвестирования.

Эмитентом определен ряд внутренних процедур, которые регламентируют процесс оценки и отбора финансируемых (рефинансируемых) проектов и изложены в Концепции «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ.

Признание проекта «зеленым» и допустимым для финансирования (рефинансирования) за счет средств от размещения «зеленых» облигаций происходит в соответствии со следующим порядком:

1. Бизнес-блок Эмитента осуществляет предварительную оценку того, какие проекты соответствуют требованиям к «зеленым» проектам.

2. Подразделение Эмитента, к функциям которого относится подтверждение результатов указанной выше предварительной оценки Бизнес-блока (Блок рисков), подтверждает или не подтверждает соответствие проекта требованиям, предъявляемым к «зеленым» проектам. В некоторых случаях может быть дополнительно привлечен независимый верификатор.

3. В случае положительного решения подразделения, отвечающего за указанную выше оценку соответствия, комитет ВЭБ.РФ по экологии, социальному развитию и корпоративному управлению может одобрить включение такого проекта в перечень проектов, соответствующих требованиям к «зеленым» проектам, финансирование (рефинансирование) которых может осуществляться в том числе за счет средств от размещения «зеленых» облигаций.

4. В случае если на любом из вышеуказанных этапов проект был признан несоответствующим требованиям к «зеленым» проектам, дальнейшая работа по включению такого проекта в перечень проектов, отвечающих требованиям к «зеленым» проектам, финансирование (рефинансирование) которых может осуществляться в том числе за счет средств от размещения «зеленых» облигаций, не осуществляется.

Указанные проекты были отобраны Эмитентом в соответствии с изложенной выше процедурой.

В то же время у Эмитента отсутствуют собственная экологическая политика или политика по нивелированию экологических рисков при финансировании проектов, что ограничивает оценку в соответствии с методологией АКРА. Однако на момент проведения верификации Эмитентом ведется разработка внутренних нормативных документов по нивелированию экологических рисков при финансировании проектов.

Кроме того, по данным Эмитента, реализация оцениваемых проектов должна соотноситься с общей стратегией развития Эмитента.

ESG-стратегия ВЭБ.РФ до конца 2024 года и на перспективу до 2030 года (далее – ESG-стратегия) (согласована комитетом ВЭБ.РФ по экологии, социальному развитию и корпоративному управлению в октябре 2022 года) направлена на достижение социально-экологических задач в соответствии с целями устойчивого развития ООН и национальными целями. Согласно ESG-стратегии, ВЭБ.РФ будет инвестировать в проекты, улучшающие экологическую обстановку, к которым относятся указанные выше проекты, на рефинансирование которых будут направлены денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций.

В рамках рассматриваемого выпуска в соответствии с изложенной выше процедурой Эмитентом определены проекты, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций (см. раздел «Использование средств» и Приложение 1 к настоящему пресс-релизу).

Эмитентом представлен проект решения о выпуске, в котором приведены проекты, на рефинансирование которых будут использованы средства, привлеченные в рамках выпуска. Кроме того, для каждого проекта Эмитентом предоставлен расчет экологического эффекта, выраженный для всех проектов в сокращении выбросов парниковых газов (в CO2-экв.).

Агентство отмечает, что расчеты экологических эффектов проведены непосредственно Эмитентом без привлечения внешних экспертов, что ограничивает оценку. Расчет климатического эффекта по проектам был подготовлен сотрудниками Блока рисков Эмитента, которые принимали участие в разработке Национального стандарта (некоторые из них прошли повышение квалификации в МШУ «Сколково» по курсу «Энергопереход»), а также обучение по программе дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ТЭК» в АНООВО «Сколковский институт науки и технологий», и профессиональными экологами, состоящими в штате Эмитента.

Проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска (см. Приложение 1), относятся к следующей категории, указанной в ПЗО-2021:

  • Адаптация к изменению климата (включая усилия по повышению устойчивости инфраструктуры к воздействиям изменения климата, а также системы информационной поддержки, например, системы наблюдения за изменением климата и раннего предупреждения таких изменений)

Отобранные проекты соотносятся со следующими целями в области устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН:
  • ЦУР № 7: Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;
  • ЦУР № 9: Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;
  • ЦУР № 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов.

Управление средствами

Процедура управления средствами от размещения «зеленых» облигаций, изложенная в Концепции «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ, предполагает следующий механизм (см. описание ниже).

Контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, согласно данным Эмитента, также обеспечивается опубликованием отчета об использовании денежных средств (далее — Отчет), а также информации о результатах независимой внешней оценки Отчета и выпуска, включающей заключение (документ) о результатах такой оценки, в объеме, порядке и в сроки, указанные в решении о выпуске.

Также специальное подразделение Эмитента осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций. Специальное подразделение Эмитента ведет реестр размещенных «зеленых» биржевых облигаций (далее — Реестр), который позволяет осуществлять аналитический учет средств, израсходованных на финансирование и рефинансирование «зеленых» проектов, в том числе средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций планируемого выпуска. Реестр ежеквартально актуализируется ответственными сотрудниками Эмитента. 

При опубликовании отчетов Эмитент планирует в том числе раскрывать сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках планируемого «зеленого» выпуска и достигаемых экологических эффектах, что повышает уровень транспарентности для владельцев облигаций.

Все денежные средства, полученные от размещения рассматриваемых «зеленых» облигаций, будут использованы для целей рефинансирования (восполнения денежных средств, ранее направленных на финансирование) проектов, указанных выше.

Если до погашения «зеленых» облигаций общая номинальная стоимость выпуска превысит общий размер рефинансирования «зеленых» проектов, в том числе в случае досрочного погашения кредита, предоставленного на реализацию «зеленого» проекта, Эмитент обязуется приложить все возможные усилия для того, чтобы высвободившиеся денежные средства были направлены на финансирование или рефинансирование других проектов, соответствующих принципам и стандартам проектов в сфере экологии и «зеленого» финансирования. Согласно данным Эмитента, временно свободные денежные средства в сумме такого превышения, размещаются в номинированные в российских рублях инструменты управления ликвидностью ВЭБ.РФ.

Эмитент намерен поддерживать совокупную сумму финансирования (рефинансирования) «зеленых» проектов, финансируемых (рефинансируемых) Эмитентом, на уровне не ниже общей номинальной стоимости «зеленых» облигаций.

Таким образом, Эмитентом не планируется создание отдельного счета для учета средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, но предполагается ведение аналитического учета. Проект решения о выпуске и Концепция «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ не предполагают внешнего аудиторского контроля за целевым использованием средств, что ограничивает оценку в соответствии с методологией АКРА.

Проект решения о выпуске «зеленых» облигаций также не предполагает права владельцев облигаций требовать досрочного погашения принадлежащих им облигаций в случае нецелевого использования средств, что ограничивает оценку эффективности контроля за целевым использованием средств в соответствии с методологией АКРА. В то же время, так как 100% средств от размещения «зеленых» облигаций рассматриваемого выпуска будет направлено исключительно на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) описанных выше проектов, АКРА оценивает риск нецелевого использования средств для оцениваемого выпуска как низкий.

Кроме того, в соответствии с данными Эмитента, информация о фактах нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, и о наступлении последствий нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, раскрывается в форме сообщения о существенном факте о нецелевом использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций в Ленте новостей6 не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты, в которую Эмитент узнал или должен был узнать о данном факте.


6 Лента новостей – информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени и предоставляемый информационным агентством, аккредитованным Банком России на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах.

Раскрываемая информация, по данным Эмитента, должна содержать сведения, предусмотренные положением Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение о раскрытии), в том числе:

  • идентификационные признаки «зеленых» облигаций;
  • описание факта (фактов) нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, в том числе размер денежных средств, которые были направлены на цели, не предусмотренные решением о выпуске, период времени, в течение которого имело место нецелевое использование денежных средств, причина (причины) нарушения условия о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций

По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от размещения «зеленых» облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021.

Отчетность

Эмитент обязуется составлять и публиковать отчет, в том числе и на своем сайте — www.veb.ru, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение «зеленых» облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование проектов.

Данный отчет будет публиковаться Эмитентом на странице в сети Интернет7 и на странице Эмитента (www.veb.ru) в составе отчета эмитента за 12 месяцев не позднее 150 дней с даты окончания отчетного года.

В соответствии с данными, представленными Эмитентом, Отчет будет содержать сведения, предусмотренные Положением о раскрытии, в том числе:

I) в отношении проектов, для рефинансирования которых используются денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций:

  • идентификационные признаки «зеленых» облигаций;

  • цели и направления реализации проектов;

  • принципы и стандарты финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования;

  • характеристики проектов, подтверждающие их соответствие принципам и стандартам финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования;

  • качественные и количественные показатели, характеризующие положительный эффект от реализации проектов на окружающую среду и (или) климат и (или) на развитие общественной жизни;

  • описание того, как Эмитент планирует выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проектов, и управлять такими рисками;

  • описание того, как цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, соотносятся со стратегией Эмитента по вопросам устойчивого развития (стратегией устойчивого развития) (если применимо);

  • дата начала реализации каждого из проектов;

  • дата окончания реализации каждого из проектов;

  • описание стадии, на которой находится реализация проектов, или указание на то, что реализация проектов не начата, с установлением планируемого срока начала реализации проектов и (или) условий, при выполнении которых будет начата реализация проектов;

  • сведения о достижении качественных и количественных показателей, характеризующих положительный эффект от реализации проектов на окружающую среду и (или) климат и (или) на развитие общественной жизни.


7 Страница в сети Интернет, предоставляемая Эмитенту одним из информационных агентств, по адресу: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=15609

II) описание политики Эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения «зеленых» облигаций:

  • указание уполномоченного органа управления Эмитента, принявшего решение об утверждении политики Эмитента по управлению денежными средствами, дату принятия указанного решения, а если такое решение принято уполномоченным коллегиальным органом управления Эмитента, — также дату составления и номер протокола собрания (заседания) коллегиального органа управления Эмитента, на котором принято указанное решение;

  • сведения об использовании денежных средств до их направления на цели, предусмотренные решением о выпуске, а также после достижения указанных целей;

  • информацию о механизме контроля за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, указанном в решении о выпуске;

  • информацию о распределении денежных средств между проектами с указанием объемов денежных средств, направляемых на рефинансирование каждого из проектов, или порядка определения таких объемов;

  • график планируемых расходов на рефинансирование проектов (в случае наличия).

III) Отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций:

  • информация об общем объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;

  • в случае если в отчетном периоде (отчетном периоде, состоящем из 12 месяцев) Эмитенту поступили денежные средства от размещения «зеленых» облигаций, — информация об объеме денежных средств, полученных от размещения таких облигаций в указанном отчетном периоде;

  • информация об общем объеме и объеме в отчетном периоде (отчетном периоде, состоящем из 12 месяцев) использованных денежных средств и о распределении указанных денежных средств между проектами с указанием объемов денежных средств, направленных на рефинансирование каждого из проектов;

  • информация об объеме денежных средств, полученных от размещения, «зеленых» облигаций, которые временно не были направлены на рефинансирование проектов, и сведения об использовании таких денежных средств;

  • сведения об оценке Эмитентом соответствия расходов на рефинансирование проектов в отчетном периоде (отчетном периоде, состоящем из 12 месяцев) графику планируемых расходов на рефинансирование проектов (при наличии такого графика) или отклонения от него;

  • сведения об оценке Эмитентом соответствия использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций в отчетном периоде, политике эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения «зеленых» облигаций;

  • сведения о верификаторе, подготовившем заключение (документ) о соответствии отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций принципам и стандартам финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования;

  • результаты независимой внешней оценки верификатором соответствия отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, принципам и стандартам финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования;

  • ссылка на заключение (документ) верификатора о соответствии отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций принципам и стандартам финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования, раскрытое (раскрытый) на странице в сети Интернет;

  • пояснения в отношении причин отсутствия заключения (документа) верификатора о соответствии отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, принципам и стандартам финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования (в случае отсутствия указанного заключения (документа) верификатора).

Независимая внешняя оценка соответствия отчета проводится в сроки, предусмотренные для раскрытия отчета, указанные выше, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение «зеленых» облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование проектов.

По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО-2021.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Согласно данным Эмитента, сотрудники Блока рисков принимали участие в разработке Национального стандарта. Кроме того, часть сотрудников прошла повышение квалификации в МШУ «Сколково» по курсу «Энергопереход», а также обучение по программе дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ТЭК» в АНООВО «Сколковский институт науки и технологий». В организационной структуре Эмитента есть выделенное подразделение, осуществляющее экологическую экспертизу проектов. Однако у Эмитента отсутствует отдельное подразделение, отвечающее исключительно за реализацию «зеленых» проектов.

Эмитентом утверждена Концепция «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ, принята общая Стратегия развития на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года, а также ESG-стратегия на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года.

АКРА высоко оценивает уровень интеграции Принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента. Эмитент присоединился к ряду глобальных ESG-инициатив (см. стр. 4).

Агентство оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента как высокое.

Финансовая реализуемость проектов

Все проекты, заявленные Эмитентом в рамках данного выпуска, будут рефинансироваться.

  • Проект А: Инвестиционная стадия реализации проекта завершена в 4 квартале 2021 года. Все объекты первой серии завода введены в эксплуатацию.

  • Проект B: АЭС введена в эксплуатацию в ноябре 2023 года (первый энергоблок АЭС введен в эксплуатацию в июне 2021 года, второй энергоблок – в ноябре 2023 года).

Данные, полученные от Эмитента, позволяют оценить финансовую реализуемость проектов как высокую. В то же время Агентство будет проводить оценку реализации проектов в рамках стандартной процедуры мониторинга.

Ключевые допущения

  • Целевое использование средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций.

Ключевые допущения при расчете экологических эффектов

1.      Для проекта А. Эмитент использовал следующие модели, источники информации и допущения для расчета экологического эффекта от реализации проекта. Выбросы парниковых газов в производственном процессе получения первичного алюминия можно разделить на два вида: прямые (Охват 1) — в процессе горения анодов; косвенные (Охват 2) — в процессе генерации потребляемой электроэнергии. Совокупные выбросы парниковых газов от профинансированного алюминиевого завода были оценены Эмитентом как сумма прямых и косвенных выбросов. Эмитентом было сделано допущение об отсутствии косвенных выбросов парниковых газов, так как вся потребляемая в производственном процессе электроэнергия сгенерирована на гидроэлектростанции. Значение прямых выбросов алюминиевого производства было подтверждено независимым верификатором TÜV AUSTRIA Standards & Compliance на основании фактических данных. Для определения климатического эффекта Эмитентом было использовано «усредненное алюминиевое производство» (бейзлайн). Совокупные выбросы от такого производства рассчитаны следующим образом: прямые выбросы (Охват 1) — среднее значение прямых выбросов парниковых газов на основании информации из справочников по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ-2022 «Производство алюминия»); косвенные выбросы (Охват 2) рассчитаны на основании среднего потребления электричества для производства алюминия и средней углеродоемкости электричества в России (данные с сайта https://ourworldindata.org/ ). Экологический эффект, выраженный в СО2-экв., рассчитан как разница между выбросами «бейзлайна» и профинансированного проекта по производству алюминия. Источником информации о планируемом ежегодном объеме выпуска первичного алюминия служила проектная документация по данному проекту.

2.      Для проекта B. Эмитент использовал следующие модели, источники информации и допущения для расчета экологического эффекта от реализации проекта. Эффект был оценен исходя из углеродоемкости производства одного кВт*час электроэнергии в энергосистеме рассматриваемой страны за 2020 год (до введения первого энергоблока АЭС в эксплуатацию), углеродоемкости одного кВт*час электроэнергии в рамках модели, приравненной к нулю, и планируемого ежегодного объема генерации электроэнергии на АЭС. Данные о средней углеродоемкости электричества в стране реализации проекта использованы с сайта https://ourworldindata.org/. Эмитентом было сделано допущение, что углеродоемкость одного кВт*час электроэнергии, произведенной на АЭС равна нулю. Источником информации о планируемом ежегодном объеме генерации электроэнергии на АЭС служила проектная документация по данному проекту и открытые источники информации. При этом Агентство допускает, что фактический эффект может отличаться более чем на 10% от расчетного в связи с независимым от Эмитента причинами, в частности в связи с изменением структуры энергобаланса страны в последующие годы.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПЗО-2021: соответствует.

Уровень оценки: GR2.

Дополнительная информация

Оценка облигаций ВЭБ.РФ и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Мнение АКРА о соответствии облигаций ВЭБ.РФ и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации, публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии облигаций ВЭБ.РФ международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, основано на данных, предоставленных ВЭБ.РФ, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций ВЭБ.РФ международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, была запрошенной. Эмитент принимал участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Приложение 1. Описание проектов, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций планируемого выпуска

№ проекта

A

B

Название проекта

Проект по строительству первой серии алюминиевого завода

Проект по строительству атомной электростанции

Цели и направление реализации проекта

Целью проекта, направленного на производство алюминия с меньшим углеродным следом, является строительство первой серии алюминиевого завода в Красноярском крае мощностью 298 тыс. тонн в год. Производственный комплекс завода состоит из двух серий совокупной мощностью около 600 тыс. тонн в год.

Производственный комплекс завода включает электролизный, литейный и анодный цеха, а также объекты электроснабжения и инфраструктуры. В производственных цехах завода после завершения строительства будет установлено 672 электролизера марки РА-300Б, производительностью 2,4 тонны алюминия в сутки каждый.

Также предусмотрены четыре системы газоочистки, замкнутая система очистки воды, которая впервые в России используется на алюминиевом производстве.

Целью проекта, направленного на снижение углеродоемкости производства одного кВт*час электроэнергии в энергосистеме страны – участницы Евразийского экономического союза, является строительство АЭС в составе двух энергоблоков установленной мощностью каждого до 1 200 МВт. Реализация проекта позволит повысить экономическую и энергетическую безопасность, диверсифицировать виды используемых топливно-энергетических ресурсов и оптимизировать топливно-энергетический баланс рассматриваемой страны.

Перечень мероприятий, стадия реализации

Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта.

Инвестиционная стадия реализации проекта завершена в 4 квартале 2021 года. Все объекты первой серии завода введены в эксплуатацию.

Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта.

АЭС введена в эксплуатацию в ноябре 2023 года.

Категория проектов ICMA

Адаптация к изменению климата (включая усилия по повышению устойчивости инфраструктуры к воздействиям изменения климата, а также системы информационной поддержки, например, системы наблюдения за изменением климата и раннего предупреждения таких изменений).

Адаптация к изменению климата (включая усилия по повышению устойчивости инфраструктуры к воздействиям изменения климата, а также системы информационной поддержки, например, системы наблюдения за изменением климата и раннего предупреждения таких изменений).

Направление национальной таксономии зеленых проектов

4.1.2. Производство алюминия

2.1.8. Атомная энергетика

Направления и цели устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1912-р

Направление: промышленность.

Цель: сокращение выбросов парниковых газов.

Направление: энергетика.

Цель: сокращение выбросов парниковых газов.

Критерий соответствия

Соответствие нижнему уровню индикативного показателя (ИП2) удельных выбросов парниковых газов для производственных процессов электролитического получения первичного алюминия согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям «Производство алюминия» (ИТС 11-2022).

Дополнительные критерии для вновь строящихся производственных объектов (соответствие одному или более критериям):

  • наличие замкнутого водооборотного цикла с исключением сброса производственных сточных вод;

  • утилизация металлургического шлака;

  • утилизация металлургической пыли и шламов газоочистки;

  • применение перспективных технологий, в том числе:

  • производство алюминия с использованием инертных анодов;

  • использование тепла отходящих газов пирометаллургических процессов для производства тепловой и электроэнергии в котлах-утилизаторах;

  • технология улавливания и хранения парниковых газов (CO2) (CCS Carbon Capture & Storage)

Без дополнительных критериев

Соответствие критерию

Соответствует

Соответствует

Обоснование экологического эффекта и пояснения

Ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 1,68 млн тонн СО2-экв. в год (промежуточный показатель);

На протяжении срока эксплуатации (80 лет) – 134,4 млн тонн СО2-экв.) (целевой показатель).

Ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8,7 млн тонн СО2-экв. в год (промежуточный показатель);

На протяжении срока эксплуатации (60 лет) — на 522 млн тонн СО2-экв.) (целевой показатель).

Источник: государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

Приложение 2. Соответствие рассматриваемого выпуска облигаций и проектов критериям соответствия инструмента финансирования требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»

АКРА также осуществило верификацию соответствия выпуска и проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от облигаций указанного выпуска средств, на предмет соответствия Национальному стандарту и критериям «зеленых» проектов (таксономия зеленых проектов).

Вывод о соответствии

Оцениваемый финансовый инструмент (облигации) и проекты, планируемые к рефинансированию за счет привлекаемых от оцениваемого финансового инструмента (облигаций) средств, соответствуют критериям.

Методология проведения проверки

Оценка облигаций на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также рефинансируемых рассматриваемым выпуском проектов была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.

Проведенные мероприятия

В рамках проведения оценки верификатором (АКРА) были запрошены и проанализированы следующие материалы, представленные Инициатором (Эмитентом):

Эмитент предоставил Агентству:

(1)    информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности для каждого проекта;

(2)    Концепцию «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ;

(3)    расчет климатического эффекта для каждого из проектов;

(4)    заполненную анкету по форме Агентства;

(5)    копию протокола заседания комитета ВЭБ.РФ по экологии, социальному развитию и корпоративному управлению;

(6)    проект решения о выпуске ценных бумаг;

(7)    документы по проектам, включая:

Для проекта А:

  • копию выдержки из заключения независимого верификатора (TÜV AUSTRIA Standards & Compliance) об уровне фактической углеродоемкости (только прямые выбросы парниковых газов (Охват 1)) тонны первичного алюминия, производимого на алюминиевом заводе;

  • копию выдержки из отчета об Оценке воздействия на окружающую среду;

  • копии выдержек из Инженерного отчета по результатам финансового-технологического надзора за реализацией инвестиционного проекта по строительству первой серии алюминиевого завода за 3 квартал 2023 года.

Для проекта B:

  • информационную справку по строительству АЭС;

  • окончательный отчет об оценке воздействия на окружающую среду АЭС (с приложениями);

  • копию заключения государственной экологической экспертизы, выданного соответствующим контролирующим ведомством;

  • специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Проведены обсуждения с Инициатором.

Подтверждение независимости суждения и отсутствия конфликта интересов или иных обстоятельств, препятствующих надлежащему, объективному и беспристрастному анализу и суждению

Cм. стр. 19 настоящего пресс-релиза.

Подтверждение заявленного Инициатором типа инструмента финансирования устойчивого развития

«Зеленый» инструмент финансирования («зеленые» облигации).

Наличие мер ответственности Инициатора за несоответствие инструмента финансирования устойчивого развития требованиям

Отсутствуют.

Соответствие проектов устойчивого развития одному или нескольким направлениям, предусмотренным критериями проектов устойчивого развития

См. Приложение 1.

Информация об Инициаторе и проектах устойчивого развития

Инициатор является институтом развития, выполняющим в соответствии с определенным законом мандатом уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки.

Инициатор не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Согласно Меморандуму о финансовой политике ВЭБ.РФ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2021 № 2208-р, ВЭБ.РФ участвует в реализации инициатив Правительства Российской Федерации в сфере социально-экономического развития страны.

Направления и цели рефинансирования выбранного портфеля «зеленых» проектов

Проект A. Направление: промышленность. Цель: снижение выбросов парниковых газов.

Проект B. Направление: энергетика. Цель: снижение выбросов парниковых газов.

Соответствие облигаций требованиям, установленным Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «зеленые» облигации»

Соответствует (расширенное подтверждение представлено на стр. 1–2 настоящего пресс-релиза).

Оценка соответствия финансируемых проектов устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития

Соответствует (см. стр. 5–10 настоящего пресс-релиза и Приложение 1).

Результаты анализа целей, на которые направлены привлекаемые денежные средства, процедур обеспечения рекомендаций к использованию и управлению денежными средствами

Соответствует (см. стр. 12-14 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа процедур отбора и одобрения проектов устойчивого развития

Соответствует (см. стр. 10–12 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа контроля реализации проектов устойчивого развития

Соответствует (см. стр. 12–14 настоящего пресс-релиза).

Значение показателей и независимое подтверждение ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития

См. стр. 2 настоящего пресс-релиза.

Размер планируемых показателей экологического эффекта от реализации «зеленых» проектов

Представлен на стр. 2 настоящего пресс-релиза и в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.

Информация о наличии (отсутствии) конфликта интересов и о независимости суждения

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были (см. стр. 19 настоящего пресс-релиза).

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Полина Загородних
Заместитель директора, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.