Кредитный рейтинг АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» (консолидатор Группы компаний «АБЗ-1»; далее — «АБЗ-1», Группа) обусловлен средними оценками бизнес-профиля, рыночной позиции, корпоративного управления и географической диверсификации. Финансовый профиль Группы характеризуется высокой рентабельностью по FFO до чистых процентных платежей и налогов при среднем уровне покрытия процентных расходов, а также средними показателями долговой нагрузки и рентабельности по свободному денежному потоку (FCF). Показатели ликвидности Группы оцениваются на высоком уровне.
Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают невысокая оценка размера бизнеса (по методологии АКРА) и уровень отраслевых рисков, связанных с инфраструктурным строительством. Однако Агентство отмечает, что характер выполняемых Группой основных работ (дорожное строительство) относится к наименее сложным в рамках отрасли, что отчасти снижает риски. Поскольку Группа реализует крупный проект ГЧП, связанный со строительством трамвайной сети, риск операционного бизнес-профиля «АБЗ-1» был частично скорректирован с учетом отсутствия опыта реализации подобных концессионных соглашений.
«АБЗ-1» — диверсифицированная дорожно-строительная группа компаний, деятельность которой сосредоточена преимущественно в Северо-Западном федеральном округе РФ. Группа реализует полный цикл работ от производства дорожно-строительных материалов до управления строительством и ввода в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры. Группа имеет линии по производству асфальтобетонных смесей с мощностью выпуска до 1,5 млн тонн в год, что генерирует в среднем порядка 25% совокупной выручки. Подразделения Группы расположены в семи регионах России — Санкт-Петербурге (AAA(RU), прогноз «Стабильный»), Ленинградской (AA+(RU), прогноз «Стабильный»), Московской (AA+(RU), прогноз «Позитивный»), Тверской (A(RU), прогноз «Стабильный»), Псковской и Новгородской (BBB+(RU), прогноз «Позитивный») областях, а также в Республике Карелия.
С 2019 года Группа совместно с Банком ГПБ (АО) (AA+(RU), прогноз «Стабильный») реализует концессионный проект по созданию и эксплуатации трамвайной сети в Санкт-Петербурге по маршруту «станция метро Купчино — Шушары — Славянка». «АБЗ-1» контролирует 10% уставного капитала проектной компании ООО «БалтНедвижСервис» — концессионера, заключившего в октябре 2019 года с администрацией Санкт-Петербурга концессионное соглашение сроком на 30 лет, предусматривающее проектирование, строительство и эксплуатацию трамвайной сети протяженностью 21 километр.
Ключевые факторы оценки
Средние оценки бизнес-профиля и географической диверсификации. Группа является крупным региональным игроком на рынке дорожно-строительных работ и инфраструктурного строительства в Северо-Западном федеральном округе. Кроме того, ей принадлежит 27% рынка асфальтобетонной продукции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Деятельность «АБЗ-1» сфокусирована, в частности, на дорожно-строительных работах, генерирующих около 80% выручки, из которых более половины приходится на долю генподрядных работ и 30% — на дорожно-ремонтные работы. Остальная часть выручки Группы приходится на производство асфальтобетонных смесей. Ожидается, что данный сегмент бизнеса будет стабильно расти ввиду высокого спроса на дорожно-строительные материалы в домашнем регионе, а также в соседних регионах, на рынки которых Группа, согласно своей стратегии, планирует последовательно выходить.
По состоянию на 30.09.2023 бэклог составил 36,7 млрд руб. (без учета проекта ГЧП), что соответствует не менее чем двум объемам средней годовой выручки за 2020–2022 годы. При этом доля субподрядных работ составляет порядка 30%, что является приемлемым уровнем для компаний, работающих в этой отрасли.
География присутствия Группы исторически охватывает Санкт-Петербург и Ленинградскую область, но также она имеет опыт выполнения контрактов в Московской, Тверской и Новгородской областях и в Республике Карелия.
Средняя долговая нагрузка при среднем уровне покрытия процентных расходов. На конец 2022 года отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей составило 2,5х, а по итогам 2023-го, как ожидает АКРА, оно может повыситься до 3,0–3,5х. Это связано с началом полномасштабной реализации проекта по созданию и эксплуатации трамвайной сети в Санкт-Петербурге по маршруту «станция метро Купчино — Шушары — Славянка», а также с ростом портфеля прочих контрактов. По оценкам Агентства, в период с 2024 по 2025 год данный показатель может вернуться на уровень от 2,0х до 3,0х благодаря поступлению дополнительной выручки по контракту генподряда в рамках реализуемой концессии. На 30.09.2023 долговой портфель Группы составил 9,1 млрд руб., а структура корпоративной задолженности «АБЗ-1» была представлена облигациями, банковскими кредитами и лизинговыми обязательствами. Средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам с 2021 по 2026 год ожидается на уровне 3,0х.
Невысокая оценка размера бизнеса при высокой рентабельности. По оценкам АКРА, средневзвешенное значение FFO до чистых процентных платежей и налогов с 2021 по 2026 год составит около 4–4,5 млрд руб. Агентство ожидает, что по итогам 2023 года FFО до чистых процентных платежей и налогов останется примерно на уровне показателя за 2022 год — в диапазоне от 2,5 до 3,5 млрд руб. Ожидаемый после 2023 года рост FFO до чистых процентных платежей и налогов обусловлен дополнительными поступлениями денежных потоков в рамках реализации концессии.
Рентабельность Группы по FFO до процентных платежей и налогов по итогам 2022 года составила 14%, а в 2023–2026 годах среднегодовое значение показателя ожидается на уровне 12–15%.
Сильный показатель ликвидности на фоне положительного FCF. Дополнительные поступления по проекту ГЧП при умеренных капитальных расходах и ожидаемых дивидендных выплатах позволяют Агентству ожидать генерацию положительного FCF. Однако необходимость финансирования концессионера в рамках проекта по созданию и эксплуатации трамвайной сети в Санкт-Петербурге по маршруту «станция метро Купчино — Шушары — Славянка» оказывает умеренное давление на денежный поток. Средневзвешенная рентабельность по FCF за 2021–2026 годы оценивается АКРА в 2–3%. Агентство дает высокую оценку ликвидности Группы: в 2023 году она провела работу по рефинансированию долговых обязательств и разместило облигации на общую сумму 5 млрд руб. с погашением в 2026 году.
Ключевые допущения
-
выполнение всех заключенных контрактов и сохранение размера портфеля контрактов на текущем уровне в 2023–2026 годах;
-
ежегодный рост себестоимости на уровне роста выручки;
-
выполнение обязательств по всем заключенным контрактам в срок и в полном объеме.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост уровня покрытия процентных расходов — рост отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 5,0х;
-
успешная работа в рамках реализации концессионного соглашения;
-
реализация новых контрактов, способствующая улучшению финансовых метрик Группы.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение уровня покрытия процентных расходов — снижение отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 2,5х;
-
возникновение проблем при реализации концессионного соглашения;
-
существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав (RU000A105SX7), срок погашения — 29.01.2026, объем эмиссии — 1,5 млрд руб., — BBB(RU).
Биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав (RU000A1065B1), срок погашения — 21.04.2026, объем эмиссии — 1,5 млрд руб., — BBB(RU).
Биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав (RU000A1070X5), срок погашения — 30.09.2026, объем эмиссии — 2 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом АО «Асфальтобетонный завод №1» — дочерней операционной компании Группы. Основанием для присвоения рейтинга служат публичные безотзывные оферты со стороны Группы и одной из ее операционных компаний — АО «АБЗ-Дорстрой». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Группы. В соответствии с методологией АКРА, для определения рейтинга эмиссий Агентство использовало детальный подход. Согласно расчетам АКРА, уровень возмещения по необеспеченному долгу относится к I категории, в связи с чем кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу Группы — BBB(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» и облигационных выпусков АО «Асфальтобетонный завод №1» (RU000A105SX7, RU000A1065B1, RU000A1070X5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» был опубликован АКРА 16.12.2021, кредитный рейтинг выпуска АО «Асфальтобетонный завод №1» (RU000A105SX7) — 02.02.2023, кредитный рейтинг выпуска АО «Асфальтобетонный завод №1» (RU000A1065B1) — 25.04.2023, кредитный рейтинг выпуска АО «Асфальтобетонный завод №1» (RU000A1070X5) — 16.10.2023. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» и кредитных рейтингов облигационных выпусков АО «Асфальтобетонный завод №1» (RU000A105SX7, RU000A1065B1, RU000A1070X5) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» и АО «Асфальтобетонный завод №1» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.