Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, стабильным профицитом ликвидности и наивысшими оценками бюджетного и экономического профилей Города.

Численность постоянного населения Москвы в среднем за 2022 год составила 13,1 млн человек (примерно 9% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного валового регионального продукта (ВРП). Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.

Ключевые факторы оценки

Максимальная оценка экономического профиля Города. Комбинация двух факторов — отношения подушевого ВРП Москвы к среднестрановому значению и отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму — определяет максимально возможную первичную оценку категории экономического профиля Города.

Безработица в Москве находится на стабильно низком уровне. Ее показатель, измеряемый по методологии МОТ, в 2022 году составил 2,2% при среднем значении по РФ, равном 3,9%, а за период с июля по сентябрь 2023 года оказался на уровне 1,7%, тогда как среднероссийский показатель снизился до 3,0%. Диверсификация налоговых поступлений по отраслям высокая. Усредненный1 уровень безработицы за 2019–2022 годы составил 2,3%.

Уровень безработицы и диверсификация налоговой базы позволяют присвоить Городу наивысшую окончательную оценку экономического профиля. Москва характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Минимальная долговая нагрузка. Соотношение долга и текущих доходов Города, а также соотношение долга и ВРП стабильно остаются минимальными. Запланированные на 2023 год заимствования не изменят оценку долговой нагрузки.

На 01.01.2023 долг представлен облигациями (74%) с погашением в 2024–2028 годах и бюджетными кредитами (26%), которые подлежат возврату в 2024–2037 годах.

Согласно актуальной версии закона о бюджете, в 2023 году Город планирует незначительно увеличить объем долга без существенного изменения его структуры. В текущем году Город уже разместил облигации с погашением в 2025 году, а также привлек бюджетные кредиты (на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов). Процентные расходы незначительны, по состоянию на указанную дату риски рефинансирования долговых обязательств у Москвы отсутствуют.

Высокая операционная эффективность бюджета. Бюджет Города характеризуется высоким уровнем операционной эффективности.

Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2019–2023 годах позволяет сделать вывод о том, что Городу достаточно собственных доходов для полного покрытия текущих расходов. При этом величина баланса текущих операций и накопленная ликвидность также позволят Москве профинансировать весь запланированный объем капитальных расходов. Потребность бюджета в использовании дополнительных средств нивелируется низкой долговой нагрузкой Города.

Доля налоговых и неналоговых доходов в составе совокупных доходов (без учета субвенций) ежегодно близка к 100%. Капитальные расходы в 2021 и 2022 годах превысили 30% совокупных расходов за вычетом субвенций, и по итогам текущего года, согласно прогнозу Города, данный показатель останется на том же уровне. Капитальные расходы практически полностью финансируются за счет собственных средств. С учетом плановых параметров бюджета Города на 2023 год оценка бюджетного профиля сохранится на максимальном уровне.

Профицит ликвидности бюджета. Значительный объем остатков средств на счетах бюджета (в том числе на депозитах) Города обеспечивает большой запас ликвидности. На 01.11.2023 объем остатков на счетах при учете средств, размещенных на депозитах, многократно превосходит объем госдолга, имеющегося на указанную дату. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно превышают проценты на обслуживание долга.

Ключевые допущения

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;

  • сохранение высокой операционной эффективности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение объема операционного баланса и существенный рост долговой нагрузки;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации семьдесят второго выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25072MOS0 / ISIN RU000A1030S9, дата погашения — 23.04.2024,
объем в обращении — 35 млрд руб., — ААА(RU).

Облигации первого выпуска Городского облигационного займа Москвы для населения, государственный регистрационный номер RU36001MOS0 / RU000A106AV7, дата погашения 27.05.2025,
объем эмиссии — 2 млрд руб., — ААА(RU).

Облигации семьдесят третьего выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25073MOS0 / ISIN  RU000A1030T7, дата погашения — 21.04.2026,
объем в обращении — 10,4 млрд руб., — ААА(RU).

Облигации семьдесят четвертого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU26074MOS0 / ISIN RU000A1033Z8, дата погашения — 18.05.2028,
объем в обращении — 70 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) были опубликованы АКРА 30.08.2017, 26.04.2021, 21.05.2021, 07.06.2021, 31.05.2023 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7, RU000A106AV7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.