Прогноз «Негативный» по кредитному рейтингу Калужской области (далее — Калужская область, Область, Регион) обусловлен ожидаемым сохранением тенденции по снижению подушевого валового регионального продукта (ВРП) Области относительно среднестранового показателя в текущем году.

Кредитный рейтинг Калужской области обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, умеренно высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) и существенной потребностью бюджета в использовании дополнительного финансирования. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают снижающаяся операционная эффективность бюджета и ожидаемое сокращение доступной ликвидности по итогам текущего года на фоне прогнозируемого бюджетного дефицита.

Калужская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,0 млн человек (порядка 0,7% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2021 года составил 664 млрд руб. (0,5% от совокупного показателя ВРП субъектов РФ). По оценке Области, ее ВРП за 2022 год составил 669 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Снижающаяся операционная эффективность при существенной потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Усредненное 1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит порядка 1%, однако в 2023–2024 годах баланс текущих операций ожидается ниже нуля (-1 и -5% текущих доходов соответственно) из-за прогнозируемого на этот период дефицита бюджета. Снижение операционной эффективности свидетельствует о потребности в использовании дополнительных источников финансирования текущих расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит 17%. В среднем капитальные расходы примерно на половину финансируются за счет средств бюджета Области. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется АКРА на уровне -11%. Отрицательный модифицированный бюджетный дефицит указывает на существенную потребность бюджета в использовании остатков на счетах в совокупности с заемным финансированием для частичного покрытия расходов бюджета. По расчетам АКРА, модифицированный бюджетный дефицит останется отрицательным и по итогам 2024 года.

Дефицит бюджета Области за 2022 год составил 7% ННД и был профинансирован за счет накопленной ликвидности и привлеченных из федерального бюджета кредитов.

По актуальной версии закона о бюджете Области на 2023–2025 годы ее доходы в текущем году сократятся на 3% к уровню 2022-го. При этом ННД увеличатся на 4%, в том числе поступления по налогу на прибыль вырастут на 12%, поступления по НДФЛ — на 6%. Объем безвозмездных поступлений запланирован на 24% ниже показателя прошлого года. Ожидается, что расходная часть бюджета сократится на 1% в годовом сопоставлении преимущественно за счет снижения капитальных расходов на 8%. Дефицит бюджета по итогам 2023 года может составить 10% ННД, а его финансирование будет осуществлено по большей части за счет остатков на счетах Региона.

Согласно проекту 2 закона о бюджете на 2024–2026 годы, в следующем году ожидается снижение совокупных доходов Региона на 2% относительно показателя за 2023 год при росте ННД на 5% и сокращении безвозмездных поступлений на 30%. Запланированный на 2024 год объем расходов на 13% ниже показателя, ожидаемого по итогам текущего года. Планируемый дефицит в объеме 1% ННД будет профинансирован за счет свободной ликвидности Области.

За десять месяцев текущего года доходная часть бюджета Области увеличилась на 7% к показателю за аналогичный период 2022-го. Прирост ННД составил 12% за этот же период, он произошел преимущественно за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль (по большей части в отраслях обрабатывающей промышленности Региона) на 23% и НДФЛ — на 10%. Сокращение безвозмездных поступлений составило 13%. Расходная часть бюджета за указанный период снизилась на 1%, а промежуточный профицит бюджета превысил 5,2 млрд руб.

АКРА полагает, что расходная часть бюджета Области в 2023 году продемонстрирует рост относительно фактического исполнения бюджета по итогам 2022 года из-за прироста текущих расходов на уровне ожидаемой инфляции. В таком случае, при сохранении ожидаемого объема доходов без изменений, Регион исполнит год с дефицитом в 18% ННД, который будет профинансирован за счет накопленных остатков и заемных средств. Агентство считает, что текущие расходы Региона продолжат рост на околоинфляционном уровне и в 2024 году.


Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
2 По постановлению Законодательного Собрания Калужской области от 16.11.2023.

Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Калужской области увеличился на 10% и составил 29,5 млрд руб. Долговой портфель Области был полностью сформирован бюджетными кредитами. График погашения долга на начало текущего года был плавным, периоды пиковых выплат отсутствовали. В ближайшие два года Области было необходимо погашать не более 5% долга ежегодно.

По состоянию на 01.11.2023 долг Региона увеличился на 3,1 млрд руб. и составил 32,7 млрд руб. Прирост долга сформировался в связи с привлечением бюджетных кредитов, из которых 0,8 млрд руб. — кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств Региона с погашением в 2024 году за счет трансфертов из федерального бюджета, остальная часть — бюджетные кредиты для финансирования инфраструктурных проектов с погашением вплоть до 2038 года. Согласно актуальному графику погашения долга, в 2023–2024 годах Область погашает 4 и 7% обязательств соответственно.

По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 39%. АКРА ожидает, что по итогам 2023 года показатель увеличится до 46%, что также соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки.

Процентные расходы необременительны для Региона из-за некоммерческого характера долга: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составляет менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 5%.

Ликвидность будет использована для покрытия ожидаемого дефицита бюджета. С начала 2023 года остатки на счетах Области в среднем в полтора раза превышали объем ежемесячных расходов бюджета. При этом объем временно свободных средств бюджета на 01.11.2023 практически в три раза превысил показатель на начало года. В соответствии с прогнозом Агентства, Область направит весь объем свободных средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Области при ожидаемом дефиците бюджета по итогам 2023 года составит 39%.

По данным на 01.10.2023 у Области отсутствуют просроченная кредиторская задолженность и открытые в банках кредитные линии со сроком выборки более одного года. Средства Управления Федерального казначейства в виде бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году уже привлекались.

Темпы роста экономики Региона ниже, чем в целом по стране. По мнению АКРА, наметившееся значительное отставание динамики ВРП Области от среднестранового темпа по итогам 2022 года приведет к сокращению усредненного соотношения ВРП на душу населения Области и среднестранового значения данного показателя за 2019–2022 годы ниже 80%. Агентство полагает, что темпы прироста областного ВРП по итогам 2023 года усугубят наблюдаемую в текущем году тенденцию, что не позволяет считать данный тренд краткосрочным явлением. По этой причине ожидается, что усредненное соотношение ВРП на душу населения Региона и среднестранового показателя по итогам 2020–2023 годов также останется ниже 80%.

В то же время АКРА отмечает, что динамика сезонно сглаженных ежемесячных данных по индексу промышленного производства в последние месяцы указывает на наметившуюся тенденцию роста промышленности Региона. Если положительная динамика указанного показателя сохранится и усилится, это сможет оказать благоприятное влияние на ВРП Области по итогам текущего года.

По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2019–2022 годы составила 44% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой промышленности, металлургическом производстве и в сфере производства автотранспортных средств, а также в других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Вторым по размеру негосударственным сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли, доля которого за указанный период составила порядка 15% налоговых поступлений. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 13% налоговых поступлений за указанный период, что свидетельствует о низкой зависимости экономики Региона от этой сферы. По итогам десяти месяцев 2023 года существенных изменений показателя диверсификации налоговых поступлений не выявлено.

Экономика Области характеризуется умеренными показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2018–2021 годы значение составляет 82% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2019–2022 годы превышает 350%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы составил 4%. Уровень безработицы в Регионе за июнь — август 2023 года незначительно превысил 2%.

Ключевые допущения

  • отставание динамики ВРП Области от среднестранового показателя в 2022–2023 годах;

  • исполнение в 2023 году доходной части бюджета в пределах параметров, определенных актуальной версией закона о бюджете;

  • рост текущих расходов бюджета в 2023–2024 годах на уровне ожидаемой инфляции;

  • использование всего объема накопленной ликвидности для финансирования прогнозного бюджетного дефицита;

  • привлечение заемных средств для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • менее существенное по сравнению с прогнозом АКРА изменение соотношения областного и среднестранового показателей ВРП;

  • рост доли капитальных расходов в составе бюджета;

  • существенное снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • устойчивое снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%;

  • сохранение объема остатков на счетах Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение соотношения подушевого ВРП Региона и среднестранового подушевого ВРП ниже 80%;

  • длительный период снижения показателей социально-экономического развития;

  • дальнейшее снижение операционной эффективности бюджета;

  • существенный рост доли краткосрочного долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Калужской области был опубликован АКРА 08.12.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Калужской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калужской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Калужской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Калужской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.