Кредитный рейтинг Омской области (далее — Область, Регион) обусловлен существенным улучшением графика погашения долга в результате предстоящей реструктуризации бюджетных кредитов, достаточной степенью самодостаточности доходной части и низкой степенью контроля над расходной частью бюджета. Поддержку рейтингу оказывает существенный уровень диверсификации экономики Региона.
Омская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит c тремя регионами РФ и Республикой Казахстан. В Регионе проживает 1,97 млн человек (60% — на территории Омской агломерации).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Развитая региональная экономика, основу которой составляют предприятия нефтепереработки и нефтехимии, пищевой промышленности и машиностроения. На долю обрабатывающей промышленности приходится около 36% ВРП, при этом примерно 63% объема отгруженной продукции обрабатывающих производств выпускается нефтеперерабатывающей отраслью. Завершение к 2020 году программы модернизации и строительства новых производств в нефтеперерабатывающей отрасли, а также реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе существенно увеличат производственный потенциал Области. В период с 2014 по 2017 год показатели среднедушевых доходов и ВРП на душу населения составляли в среднем 84 и 73% от среднестрановых значений.
Низкая гибкость расходной части бюджета. В период с 2014 по 2016 год операционный баланс Региона составлял в среднем 10% регулярных доходов. По итогам 2017 года АКРА ожидает рост операционного баланса до 13,5% и сохранение его на этом уровне в 2018–2019 годах. В структуре налоговых и неналоговых доходов преобладают поступления по налогу на доходы физических лиц, налог на прибыль и акцизы на алкогольные напитки (включая пиво): в среднем 30,3%, 23,4% и 18,3% налоговых и неналоговых доходов соответственно. Расходы социального характера (на образование, здравоохранение и социальную политику) составляют в среднем 69% расходов областного бюджета. Высокая доля социальных расходов в составе бюджета объясняется необходимостью выполнять майские указы Президента РФ в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы.
Около 42% долга Региона (16,4 млрд руб.) попадает под предстоящую реструктуризацию бюджетных кредитов. Реструктуризация существенно улучшит график погашения долга: срок погашения более 52% долга сдвигается на 2020-й и последующие годы. Расходы на обслуживание долга составляют примерно 23% операционного баланса, что соответствует низкому уровню риска. Область использует кредиты УФК для внутригодового сокращения банковского долга, что снижает расходы на обслуживание долга.
При управлении ликвидностью Регион использует механизм пассивных счетов: остатки свободных средств бюджета направляются на сокращение банковской задолженности по банковским кредитам, что позволяет дополнительно экономить на расходах по обслуживанию долга. При необходимости Область использует средства возобновляемых кредитных линий, а также остатки на счетах бюджетных учреждений.
Ключевые допущения
- реструктуризация бюджетных кредитов на сумму 16,4 млрд руб.;
- снижение в 2018–2019 годах уровня дефицита бюджета (до 3% налоговых и неналоговых доходов);
- сохранение в 2017–2018 годах операционного баланса на уровне выше 13%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост в 2018–2019 годах налоговых и неналоговых доходов темпами выше 4,5% ежегодно;
- снижение в 2018 году дефицита бюджета до уровня менее 1% от налоговых и неналоговых доходов;
- рост (относительно среднестрановых уровней) показателей развития региональной экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост расходов на обслуживание долга более чем на 60% (с уровня 23% относительно операционного баланса до уровня 37% и выше);
- снижение операционного баланса до уровня 9% и ниже;
- снижение темпов роста ВРП в результате негативного влияния рыночной конъюнктуры на ключевые отрасли региональной экономики.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Омской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.10.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Омской области, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Омская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Омской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Омской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.