Компоненты кредитного рейтинга

Экономический профиль1

2

Финансовый профиль2

1

Кредитный рейтинг

AAA(RU)

Прогноз

«Стабильный»




1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее — ЯНАО, Округ, Регион) расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является равноправным субъектом РФ и входит в состав Тюменской области3. В Округе проживает 512 тыс. человек. В 2021 году валовой региональный продукт (далее — ВРП) Округа составил 4,2 трлн руб., в 2022-м — 5,5 трлн руб. (оценка Региона). Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 3,4% суммарного ВРП российских субъектов.


3 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;

  • существенное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

На долю региона приходится свыше 85% всей добычи природного газа в России

ЯНАО имеет высокие социально-экономические показатели. Усредненный4 за 2018–2021 годы среднедушевой ВРП составил 6,5 млн руб., превысив в 8,8 раза усредненный за указанный период среднестрановой показатель. В 2021 году ВРП Региона составил 4,2 трлн руб. (порядка 3,4% суммарного ВРП субъектов РФ). В 2020 году индекс физического объема ВРП снизился до 95,8% на фоне пандемии. В 2021 году показатель возрос до 109,1% за счет оживления в экономике, однако в 2022-м он снова начал снижаться. В 2023 году указанный показатель, по оценке Региона, составит 87,7%.


4 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Рисунок 1. Индекс физического объема ВРП (постоянные цены; год к году)


Источник: Росстат, данные Региона

Основной вклад в ВРП Округа вносит сектор добычи полезных ископаемых, доля которого в 2020–2021 годах превышала 66%. В структуре промышленного производства на добычу полезных ископаемых ежегодно приходится более 80%. Крупнейшие предприятия, зарегистрированные в Регионе, связаны со сферой добычи и торговли углеводородным сырьем и характеризуются высоким уровнем прибыльности при устойчивом финансовом состоянии.

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки (за 2022 год) предприятия, зарегистрированные в ЯНАО

Компания

Вид деятельности

Выручка,
млн руб.

Чистая прибыль,
млн руб.

ОАО «ЯМАЛ СПГ»

Сжижение и обогащение природного газа на месте добычи для последующей транспортировки

1 101 160

840 247

ПАО «НОВАТЭК»

Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами

804 688

640 360

ООО «Газпром добыча Уренгой»

Добыча природного газа и газового конденсата

600 337

81 435

ООО «Газпром добыча Ямбург»

Добыча природного газа и газового конденсата

382 554

3 829

ООО «Газпромнефть-Ямал»

Добыча нефти

376 565

66 653

АО «Газпромнефть-ННГ»

Добыча нефти

343 996

12 467

АО «АРКТИКГАЗ»

Добыча природного газа и газового конденсата

289 871

101 990

ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ»

Добыча природного газа и газового конденсата

279 094

4 652

ООО «Газпромнефть-Заполярье»

Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа

237 784

25 219

ООО «Газпром добыча Надым»

Добыча природного газа и газового конденсата

225 195

-7 416

Среди остальных отраслей экономики Региона в 2021 году наиболее значительные доли в ВРП распределялись следующим образом: 15,7% приходилось на строительство, 4% — на транспортировку и хранение, 3,3% — на госсектор.

Рисунок 2. Структура ВРП ЯНАО в 2021 году


Источник: Росстат

Структура налоговых поступлений близка к структуре ВРП. Наибольшую долю налоговых доходов Округа традиционно формирует сектор добычи газа (в 2019–2022 годах в среднем более 40%), что говорит о значительной концентрации налоговых поступлений в бюджет Региона.

В 2017–2021 годах численность населения Округа ежегодно увеличивалась в среднем почти на 1%. Однако к концу 2022 года данный показатель уменьшился на 6,9%, до 511,8 тыс. человек. Сокращение численности населения во многом обусловлено миграционной убылью, которая в 2022 году составила -2,95 промилле. Коэффициент естественного прироста населения в Округе оказался положительным в 2021 и 2022 годах.

ЯНАО стабильно входит в число регионов с высоким уровнем заработной платы. Это обусловлено географическим положением и высокой долей работников, занятых в сфере добычи полезных ископаемых (ежегодно более 20%), где зарплаты почти на треть превышают средние по Региону. Соотношение усредненных за период с 2019 по 2022 год средней номинальной начисленной заработной платы в Регионе и регионального прожиточного минимума составило 6,2 раза. В 2022 году уровень безработицы в Округе (по методологии Международной организации труда) составил 1,7%, что в два раза ниже среднестранового показателя.

Высокая степень самодостаточности бюджета

Бюджет Округа характеризуется высокой долей собственных доходов. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 91%. В структуре ННД преобладают налог на прибыль (далее — НП) и налоги на имущество (далее — НИ).

Поступления по НП зависят от секторов добычи и реализации нефти и газа. В 2022 году на добычу полезных ископаемых пришлось, по оценке АКРА, 55% поступлений по НП. Поступления по НИ более устойчивы к изменениям конъюнктуры, поэтому их высокая доля в налоговых поступлениях Региона отчасти нивелирует колебания доходной части бюджета.

Рисунок 3. Структура ННД ЯНАО, млн руб.


* Налоги на товары и услуги.
** Налоги на совокупный доход.
*** Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона

В 2022 году ННД выросли на 34%, в частности, поступления по НП возросли на 31%, по НИ — на 43%. Безвозмездные поступления увеличились более чем вдвое за счет увеличения иных межбюджетных трансфертов, расходы выросли на 33%. В 2020 году бюджет ЯНАО был исполнен с дефицитом в размере 21% ННД, в 2021 году — с профицитом в 8% ННД. Такая динамика отражает волатильность налоговых доходов Округа, зависящего от конъюнктуры на мировых рынках углеводородов. В 2023 году ЯНАО ожидает дефицит бюджета в размере до 70 млрд руб., профицит 2022 года составил 44,8 млрд руб. Закон об окружном бюджете на текущий год предусматривает снижение ННД относительно предыдущего года на 17% во многом ввиду сокращения поступлений по НП. Однако, исходя из текущей динамики исполнения бюджета, поступления по НП будут в значительной степени перевыполнены, в том числе за счет положительной курсовой разницы и объема поступлений в начале года. Ожидаемое исполнение бюджета по доходам составляет 345–350 млрд руб., по расходам — 373 млрд руб., в результате чего дефицит окажется значительно ниже обозначенного выше уровня.

Рисунок 4. Динамика основных видов налоговых доходов ЯНАО


Источник: Федеральное казначейство, данные Региона

В структуре безвозмездных поступлений стабильно преобладают иные межбюджетные трансферты, что в основном связано с капитальным финансированием инфраструктуры, направляемым из бюджета Тюменской области (возврат части поступлений по налогу на прибыль организаций). ЯНАО получает горизонтальные трансферты из бюджета Тюменской области в рамках соглашения о сотрудничестве в целях строительства автодороги «Сургут — Салехард, участок Надым — Салехард», ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог, а также строительства объектов социальной инфраструктуры в Округе.

Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2020–2024 годы составит 23%. Отношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за указанный период составит 8%. Таким образом, текущие расходы в полной мере обеспечены доходной частью бюджета, но для финансирования капитальных расходов иногда возникает необходимость в использовании накопленных остатков на счетах и/или привлечении внешнего финансирования.

Рисунок 5. Динамика роста расходов ЯНАО


Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета

Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2020–2024 годах составит 32%. Более 80% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.

По итогам 2022 года отношение долга к текущим доходам составило менее 1%. На конец 2023 года уровень долговой нагрузки, согласно ожиданиям Округа, останется минимальным.

Долговой портфель Региона по состоянию на 01.01.2023 был представлен облигациями (98%) и гарантиями (2%) и составлял 1,024 млрд руб.

Рисунок 6. Структура государственного долга ЯНАО, млн руб.


* При условии полной выборки гарантий.
Источник: Минфин России, данные Региона

Доля краткосрочного долга на начало 2023 года составляла 98%, однако по причине низкой долговой нагрузки данный показатель оценивается максимально высоко.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) составит 0,2%. Процентные доходы превышают процентные расходы. Соотношение долга и ВРП составляет менее 1%.

Рисунок 7. График погашения государственного долга ЯНАО на 01.01.2023, млн руб. *


* При условии полной выборки гарантий.
Источник: Минфин России, данные Региона

Средневзвешенный срок погашения долга ЯНАО на начало года — один год с учетом выбранного объема по гарантиям.

По состоянию на 01.08.2023 объем и структура долга изменились на фоне роста объема выданных гарантий, который увеличился на 6 196 млн руб. и составил 7 220 млн руб. Предельный размер гарантий равен 6 220 млн руб.

Рисунок 8. График погашения государственного долга ЯНАО на 01.08.2023, млн руб. *


* При условии полной выборки гарантий.
Источник: Минфин России, данные Региона

В 2016–2019 годах долговая нагрузка муниципальных образований Округа находилась на минимальном уровне. В 2020–2022 годах долг муниципальных образований отсутствовал.

ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который меняется вслед за рыночной конъюнктурой. По состоянию на 01.01.2023 остатки многократно превышали объем совокупного долга и более чем в три раза превосходили среднемесячные расходы бюджета за 2022 год.

В связи с высоким уровнем запаса ликвидности ЯНАО не участвует в аукционах по приобретению ликвидности (Округ последний раз размещал закупки на банковские кредиты в 2016 году).

ЯНАО не привлекает средства на устранение кассовых разрывов. Открытые лимиты в банках отсутствуют. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Региона по состоянию на 01.01.2023 отсутствовала. Риски рефинансирования обязательств оцениваются как минимальные.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.