АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Активный рост экономики, обеспеченный широким спектром отраслей.
-
Умеренный уровень госдолга при его благоприятной структуре.
-
Взвешенная монетарная политика.
-
Усиление значений по факторам институциональной среды, реформы в госсекторе и в экономической политике.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Низкий уровень диверсификации промышленного сектора.
-
Высокая зависимость от ключевых товарных групп в рамках внешней торговли.
-
Высокая инфляция.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана на уровне BBB+ оказывают следующие фундаментальные факторы: низкий уровень государственного долга, значительный объем ликвидных активов в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) и достаточный объем международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также повышенная инфляция в экономике.
Макроэкономика
После восстановления динамики ВВП Казахстана в 2021–2022 годах АКРА ожидает, что по итогам 2023 года будет зафиксирован существенный экономический рост на 4,5–5% в реальном выражении. Агентство отмечает постепенное усиление диверсификации структуры промышленности Казахстана. При этом риски в логистике и транспортировке экспортной сырьевой продукции во внешней торговле, которые актуализировались в 2022 году, отчасти снижаются.
АКРА полагает, что в 2024–2025 годах для Казахстана будут характерны повышенная инфляция, постепенно сокращающаяся до инфляционного таргета, умеренно жесткая монетарная политика и незначительное ослабление национальной валюты.
Государственные финансы
В 2023–2024 годах дефицит госбюджета, по прогнозам Агентства, составит 2,5–2,6% ВВП, уровень госдолга за указанный период без учета задолженности Национального банка Республики Казахстан (НБРК) может составить 21–22% ВВП по сравнению с 22,3% на конец 2022 года. Агентство оценивает данный уровень как умеренный, что в свою очередь сохраняет для Казахстана возможности применения контрциклической бюджетной политики в будущем, а введение бюджетного правила расширяет возможности для фискального маневра, что повышает устойчивость экономики к потенциальным шокам.
Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета, однако отмечается нацеленность на сокращение его использования в бюджетных целях в средне- и долгосрочной перспективе. На октябрь 2023 года валютные активы НФРК составляли 25% ВВП прошлого года и покрывали 100% госдолга (без учета долга НБРК), обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны. В то же время Агентство отмечает долгосрочную тенденцию к росту доли процентных платежей в структуре расходов бюджета, что в совокупности с риском бюджетной волатильности оказывает давление на прогноз по кредитному рейтингу.
Некоторый риск реализации по-прежнему сопряжен с условными обязательствами квазигосударственного сектора, при этом сам сектор находится в стадии активных преобразований, что АКРА считает положительной тенденцией.
Внешняя позиция
Для платежного баланса Казахстана по-прежнему характерен определенный риск с точки зрения как отраслевой структуры внешней торговли, так и выплат первичных доходов. Тем не менее внешняя позиция остается устойчивой благодаря структуре обязательств по финансовому счету, что в основном связано с прямыми инвестициями. К позитивным аспектам также можно отнести стабильность валютного режима и существенный объем международных резервов: в 2022 году коэффициент покрытия импорта товаров золотовалютными резервами составил почти десять месяцев. На фоне достаточно высокой экономической активности АКРА прогнозирует незначительный рост объемов импорта по состоянию на конец текущего года и, соответственно, некоторое снижение показателя покрытия импорта золотовалютными резервами страны.
Институциональная система
Слабость общественных институтов, низкая эффективность деятельности институтов государственной власти и относительно низкое качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако в последнее время, как отмечает Агентство, общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения. АКРА отмечает усиление политической конкуренции в стране, обновление политических институтов в 2022–2023 годах и конституционные реформы 2022 года. АКРА также положительно оценивает проводимые преобразования в финансовом секторе, в том числе процессы цифровизации и активное развитие конкурентной среды.
Казахстан по-прежнему относительно высоко оценивается по качеству человеческого капитала, который формирует долгосрочную основу экономического развития. АКРА положительно оценивает результаты, которых уже удалось добиться в рамках заявленных реформ, отмечает нацеленность на проведение дальнейших реформ и повышение качества государственных институтов.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
потенциал экономического роста;
-
суверенные фонды;
-
стабильность валютного режима;
-
политическая нестабильность и недавние политические решения.
Отрицательная корректировка была сделана по следующему модификатору:
- условные обязательства и риск их реализации.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.
-
Значительное ослабление сырьевой зависимости экономики (касательно как промпроизводства, так и экспорта) благодаря активному развитию несырьевых производств и сферы услуг, а также без реализации рисков в отношении экспортной выручки и пополнения золотовалютных резервов страны.
-
Принятие решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов (особенно в части процентных выплат).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Существенное и продолжительное снижение экономической активности.
-
Резкое ослабление национальной валюты, дестабилизация валютного режима.
-
Заметное сокращение национальных резервов при повышении стоимости государственного и квазигосударственного долга.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.