Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, а также стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают уровень собственных доходов Области и объем доступной ликвидности.
Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,3 млн человек (около 1% населения РФ). По оценкам Области, объем валового регионального продукта (ВРП) за 2021 год составил порядка 537 млрд руб. (около 0,4% суммарного ВРП российских регионов).
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. На конец 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона было равно 34%, а по итогам 2023 года, по оценкам АКРА, оно может составить 41%. Данные показатели соответствуют умеренно низкой долговой нагрузке. Долг Региона на 01.01.2023 составлял 25,2 млрд руб. и был представлен бюджетными (80%) и банковскими (20%) кредитами. В 2023 году Областью ожидается увеличение госдолга на 18% за счет привлечения бюджетных кредитов. За десять месяцев текущего года Регион уже привлек бюджетные кредиты на опережающее финансирование объектов строительства, приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, а также финансовое обеспечение инфраструктурных проектов, в результате чего долг Области увеличился на 9% относительно показателя на начало 2023 года.
Согласно графику погашения долга, по состоянию на 01.01.2023 в текущем году Области предстояло погашение 7% долговых обязательств. По состоянию на 01.11.2023 Региону предстояло погасить еще 2% долга до конца текущего года и 11% в 2024-м. Пик выплат приходится на 2025 год, когда Области будет необходимо погасить 24% текущего объема задолженности.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 уровень процентных расходов в 2020–2024 годах не превысит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Области и ее ВРП с 2020 года сохраняется на уровне 4%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная за 2020–2024 годы доля налоговых и неналоговых доходов в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 64,5%, усредненное за указанный период соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно 10%. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -4%, при этом в 2023 году МБД ожидается глубоко отрицательным ввиду ожидаемого роста расходной части бюджета и сокращения доходной. Для финансирования капитальных расходов Области предстоит использовать часть накопленных остатков на счетах, а также привлечь заемные средства, которые, согласно актуальной версии закона о бюджете, будут в основном представлены бюджетными кредитами. Согласно исполнению бюджета за десять месяцев текущего года, доходная и расходная части бюджета Области выросли в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 10% против запланированных по итогам года снижения доходной части на 4% и роста расходной на 6%. В настоящий момент наблюдается незначительный профицит бюджета. Текущее исполнение бюджета позволяет предположить, что по итогам года запланированный Регионом дефицит не будет полностью достигнут, что даст возможность сохранить более существенный объем ликвидности.
Умеренно низкий показатель ликвидности бюджета. Остатки средств на едином счете бюджета по состоянию на 01.01.2023 покрывали 84% среднемесячных расходов Области за 2022 год и 24% госдолга на указанную дату. За десять месяцев текущего года объем средств на счете увеличился почти в три раза и по состоянию на 01.11.2023 в два раза превышал среднемесячные расходы за истекший период 2023 года и покрывал чуть более половины госдолга на ту же дату. Однако в связи с запланированным дефицитом бюджета коэффициент ликвидности по итогам года сложится на уровне 49%. Между Министерством финансов Пензенской области и Управлением Федерального казначейства по Пензенской области заключен Договор от 27.01.2023 № 55-09-36/1 о предоставлении субъекту РФ (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. В рамках данного договора Регион привлекал кредиты только в целях опережающего финансирования. Просроченная кредиторская задолженность, а также задолженность по долговым обязательствам и обслуживанию госдолга по состоянию на 01.11.2023 отсутствовали. Область не располагает открытыми лимитами на выборку заемных средств в кредитных организациях.
Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. В структуре налоговых доходов существенен вклад предприятий государственного сектора экономики. Усредненная за период 2019–2022 годов доля предприятий госсектора составила порядка 21% налоговых поступлений. Максимальная усредненная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 27% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства» (данная отрасль достаточно диверсифицирована и представлена предприятиями пищевой промышленности, предприятиями, производящими компьютеры, электронные и оптические изделия, а также машины и оборудование). Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2018–2021 годах составил 52% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2019–2022 годах было равно 3,3.
Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2019–2022 годах составил 4,1%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете на 2023 год;
-
следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост ликвидности бюджета;
-
устойчивый рост баланса текущих операций;
-
сокращение долговой нагрузки ниже 30%;
-
рост показателей социально-экономического развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
существенное ухудшение графика погашения государственного долга;
-
критическое снижение уровня доступной ликвидности;
-
снижение размера баланса текущих операций.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.