Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой при незначительных рисках рефинансирования обязательств, умеренно высоким соотношением баланса текущих операций и текущих доходов Региона, высоким показателем гибкости бюджетных расходов и значительным объемом накопленной ликвидности. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывает высокая зависимость доходов бюджета Края от добывающего и металлообрабатывающего секторов экономики.
Сохранение «Позитивного» прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края связано с ожиданиями Агентства относительно дальнейшего снижения рисков рефинансирования долговых обязательств в связи с сокращением доли коммерческого долга в долговом портфеле Региона по итогам текущего года.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд, а также топливно-энергетическими ресурсами. Валовой региональный продукт (ВРП) Региона по результатам 2021 года составил 3,1 трлн руб. По оценкам Края, по итогам 2022 года ВРП составил порядка 3,3 трлн руб.
Ключевые факторы оценки
Существенная гибкость бюджетных расходов при умеренно высокой операционной эффективности. Усредненное1 значение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы, по прогнозам АКРА, составит 15%, при этом баланс текущих операций ожидается положительным как по итогам 2023 года, так и в 2024 году. Данная ситуация указывает на достаточность текущих доходов для финансирования полного объема текущих и существенной доли капитальных расходов бюджета.
Бюджет Края характеризуется высоким показателем гибкости бюджетных расходов. Усредненное соотношение капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом субвенций) составит порядка 20% за период 2020–2024 годов. При этом капитальные расходы Края почти на две трети финансируются за счет собственных средств. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Края (без учета субвенций) за аналогичный период, по прогнозам АКРА, превысит 88%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит порядка -1%, при этом потребность бюджета в использовании накопленных средств на капитальные цели оценивается как умеренная. Агентство использует положительную корректировку по этому показателю в связи с существенным объемом накопленной ликвидности и ожидаемой низкой долговой нагрузкой Края по итогам текущего года.
Дефицит бюджета по итогам 2022 года незначительно превысил 1% ННД и был профинансирован преимущественно за счет остатков на счетах Региона.
Согласно уточненным характеристикам бюджета Региона, по итогам 2023 года ожидается рост доходной части бюджета на 11% к уровню 2022 года. При этом рост ННД может составить порядка 17%, по большей части благодаря увеличению поступлений по налогу на прибыль. Около 2% ожидаемых ННД сформируют доходы от размещения средств бюджета. Объем безвозмездных поступлений, согласно уточнениям, сократится на 20% в годовом выражении. Расходная часть бюджета в 2023 году вырастет на 9% год к году, капитальные расходы планируется увеличить примерно на четверть к уровню предыдущего года. Ожидается, что Край закончит текущий год с профицитом в размере 1% ННД, что позволит ему незначительно увеличить объем остатков на счетах.
В соответствии с проектом закона о краевом бюджете на 2024–2026 годы, ННД в 2024 году снизятся на 7% к ожидаемым показателям по итогам 2023 года. Объем безвозмездных поступлений прогнозируется на 18% ниже, чем в текущем году, что приведет к снижению совокупных доходов бюджета Региона на 9%. Расходная часть бюджета увеличится на 5%, при этом дефицит сформируется на уровне 16% ННД. Финансировать дефицит планируется примерно на 40% за счет заемных средств, оставшуюся часть — за счет накопленных остатков.
По итогам десяти месяцев 2023 года доходная часть бюджета Края увеличилась на 11% к сопоставимому периоду 2022 года. Прирост ННД превысил 17% во многом благодаря увеличению поступлений по налогу на прибыль на 28%. Существенный прирост к сопоставимому периоду прошлого года также продемонстрировали поступления по НДФЛ (+11%), налогам за пользование природными ресурсами (+19%) и налогам на имущество (+10%). При этом объем безвозмездных поступлений за истекший период 2023 года сократился на 23% к аналогичному периоду 2022 года. Расходная часть краевого бюджета увеличилась на 7%, а промежуточный профицит бюджета превысил 50 млрд руб.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Остатки на счетах позволят финансировать дефициты будущих периодов. По итогам 2022 года остатки на счетах Региона сократились на 19% в связи с финансированием бюджетного дефицита. Однако накопленной ликвидности, по мнению АКРА, должно быть достаточно для покрытия большей части совокупного бюджетного дефицита прогнозного периода 2024—2026 годов. В случае исполнения бюджета по итогам 2023 года с профицитом объем остатков на счетах может увеличиться в сравнении с показателем по итогам 2022 года.
С начала 2023 года остатки на счетах Края в среднем более чем втрое покрывали ежемесячные расходы бюджета. Коэффициент ликвидности бюджета Региона по итогам 2023 года, согласно ожиданиям АКРА, превысит 140%.
Просроченная кредиторская задолженность краевого бюджета на 01.10.2023 отсутствовала. Красноярский край размещает средства на депозитах, что позволяет ему получать процентные доходы. За истекший период 2023 года кредит Управления Федерального казначейства привлекался в несущественном объеме.
Низкая долговая нагрузка при снижающихся рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Края сократился на 20% и составил 50,6 млрд руб. Облигации формировали порядка 57% долгового портфеля Региона, а бюджетные кредиты — 43%. На прочие долговые обязательства приходилось менее 1% задолженности. По графику погашения долга на начало года наибольший объем погашений (30%) долга приходился на 2023 год, в 2024 году погашению подлежало 27% долга.
По состоянию на 01.11.2023 долг Региона снизился на 9%, до 46,1 млрд руб. За истекшую часть года Край погасил 12,6 млрд руб. облигаций и привлек 8,1 млрд руб. бюджетных кредитов, большая часть которых представлена бюджетными кредитами на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Таким образом, доля бюджетных кредитов увеличилась до 65% долга, а облигаций снизилась до 35%. Ожидается, что по итогам текущего года доля бюджетных кредитов увеличится до 71%, что ввиду их долгосрочности приведет к дальнейшему снижению рисков рефинансирования обязательств. Согласно актуальному графику погашения долга, в текущем году Краю осталось погасить 5% долга, в 2024 и 2025 годах — 30 и 14% соответственно. Весь объем долга полностью покрывается остатками на счетах Региона на начало 2023 года.
В 2022 году соотношение долга и текущих доходов Красноярского края составило 15%, что соответствует низкой долговой нагрузке. По прогнозам Агентства, по итогам текущего года этот показатель снизится до уровня 13%.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит около 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 2%.
Высокие показатели развития экономики, во многом зависящей от металлургического сектора. Экономика Края существенно зависит от отраслей добычи и обработки металлов, которые в отдельные годы формировали до 50% налоговых поступлений в бюджет Края. Усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений Региона от металлургического сектора, по расчетам АКРА, превысила 40%. Существенную долю (порядка 16%) формировала деятельность по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Крупнейшие компании Края: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «РУСАЛ Красноярск» и др.
Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 136%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы превышало 350%. По итогам 2022 года безработица в Крае снизилась до 2,7%, а за июнь — август 2023 года — до 2,0%. Усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 3,5%.
Ключевые допущения
-
исполнение доходной и расходной частей бюджета в 2023 году в рамках параметров уточненного прогноза Региона;
-
исполнение параметров бюджета в 2024 году в соответствии с актуальным проектом закона о бюджете на 2024–2026 годы;
-
рост доли некоммерческого долга в долговом портфеле Региона.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли собственных доходов в совокупных доходах (без учета субвенций);
-
дальнейшее снижение рисков рефинансирования обязательств за счет увеличения доли некоммерческого долга;
-
устойчивое снижение концентрации налоговых доходов на металлургическом секторе.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30% на фоне привлечения коммерческого долга;
-
существенное снижение операционной эффективности бюджета;
-
существенное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности из-за увеличения объема прогнозного дефицита бюджета.
Рейтинги выпусков
Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZYCM2, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпуска RU000A0ZYCM2 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZYCM2, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.