АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Чешской Республики (далее — Чехия, страна) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AA и в национальной валюте — AA;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Относительно высокий уровень благосостояния.
-
Умеренный уровень госдолга при довольно развитом внутреннем рынке.
-
Взвешенная монетарная политика.
-
Сильная внешняя позиция.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Небольшой размер и открытость экономики страны.
-
Низкий уровень диверсификации промышленного сектора.
-
Высокая зависимость от ключевого торгового партнера.
-
Высокая энергетическая зависимость.
Обоснование кредитного рейтинга
Несмотря на недавнее умеренное ухудшение состояния государственных финансов и замедление роста ВВП, накопленные резервы, сильная институциональная база и инициативы правительства по консолидации бюджета способствовали тому, что рейтинг Чешской Республики сохранился на уровне AA со стабильным прогнозом. В то же время потенциальное ухудшение перечисленных факторов может привести к негативным рейтинговым действиям. Ожидается, что экономика страны сократится в этом году из-за снижения потребления домохозяйств на фоне высокой инфляции. С учетом сохраняющегося структурного дефицита государственный долг вырастет до 47% ВВП в 2026 году (официальная оценка) по сравнению с 30% в 2019 году. С целью смягчения этих проблем Чешский национальный банк (ЧНБ) сохранил ключевую ставку на высоком уровне (7%), что привело к снижению инфляции. Правительство стремится консолидировать бюджет для поддержания финансовой стабильности. Предпринимаются первые шаги по поддержке долгосрочной устойчивости пенсионной системы. Негативный структурный эффект от недавних шоков невелик, учитывая ожидаемый будущий рост. По оценкам АКРА, рост тренда ВВП снизился примерно с 3–4% до начала пандемии до 1–2% после нее.
Макроэкономика
Ожидается, что после периода восстановления в 2021–2022 годах в нынешнем году экономика Чешской Республики сократится. В третьем квартале 2023 года сокращение составило 0,7% г/г. Снижение уровня потребления домохозяйств было вызвано высокой инфляцией, а снижение экспорта было обусловлено сокращением экономической активности в Германии — главном торговом партнере Чехии. В то же время благодаря жесткой денежно-кредитной политике инфляция имеет тенденцию к снижению. В октябре этого года она составила 8,5% г/г, снизившись с 18% г/г в середине 2022 года. При отсутствии новых шоков инфляция должна стабилизироваться в следующем году примерно на уровне 3,5% г/г, что создаст возможности для снижения процентных ставок и оживления экономической деятельности. АКРА ожидает, что в этом году рост снизится на 0,9% в годовом сопоставлении, а в течение следующих нескольких лет восстановится примерно до 2,0% в годовом сопоставлении.
Чехия стремится диверсифицировать поставки энергоносителей и устранить зависимость от российского импорта. Ранее 100% общего объема импорта газа и 50% импорта нефти приходилось на Россию. В связи с этим, а также ввиду того что страна не имеет выхода к морю Чешская Республика, наряду с Венгрией и Словакией, была исключена из эмбарго ЕС на импорт российской нефти. В текущем году страна почти полностью отказалась от поставок газа из России, сохранив при этом импорт нефти ввиду того, что для модернизации нефтеперерабатывающих заводов требуется больше времени. Кроме того, Чешская Республика договорилась с американской Westinghouse Electric Company о поставках ядерного топлива для своих шести реакторов, построенных в советское время.
Чехия будет по-прежнему получать гранты ЕС в ближайшие годы. Общий объем доступного финансирования составляет около 30 млрд евро. В период с 2013 по 2020 год страна получила гранты ЕС в объеме, превышающем 25 млрд евро. Согласно официальным оценкам, совокупный эффект грантов ЕС с момента вступления Чехии в Евросоюз в 2004 году по 2024 год достиг 45% реального ВВП в 2020 году.
В долгосрочной перспективе рост ВВП Чехии будет ограничен в первую очередь из-за высокой концентрации на автомобильной промышленности. Это делает страну подверженной рискам, связанным с отдельной отраслью, рискам обострения напряженности в международной торговле, а также экологическим рискам. Кроме того, автопроизводители чувствительны к происходящим в индустрии глобальным изменениям, связанным с ростом популярности электромобилей, беспилотных автомобилей и каршеринга. Энергопереход может вызвать определенные трудности для Чешской Республики, поскольку, согласно данным МВФ, добавленная стоимость в ее автопроме является одной из самых низких в Европе. Снижению этих рисков могут способствовать относительно высокие расходы на НИОКР (порядка 2,0% ВВП в 2020 году) и существенный объем инвестиций (27,1% ВВП) в 2022 году.
Государственные финансы
Доходы центрального правительства выросли в этом году частично благодаря временному налогу на сверхприбыль и дополнительным доходам. За первые десять месяцев текущего года доходы бюджета увеличились на 21,6% по сравнению с 2022 годом, в то время как расходы выросли на 12,9%. Накопленный дефицит составил 210,7 млрд чешских крон (286,7 млрд чешских крон в 2022 году.).
С 2020 года дефицит госбюджета превышает установленный Пактом о стабильности и росте целевой показатель в размере 3% ВВП. Меры по консолидации как доходной, так и расходной части бюджета направлены на снижение дефицита до 1,5% ВВП в 2026 году. Основными статьями доходов являются увеличение корпоративного налога на 2 п. п. до 21%, повторное введение ставки страхования работников по болезни, увеличение налога на недвижимость примерно в 1,8 раза, повышение налога на азартные игры и незначительное увеличение налога на доходы физических лиц. Помимо этого, некоторые налоговые льготы предполагается отменить или сократить. Экономия бюджетных расходов будет достигнута за счет пересмотра и отмены некоторых субсидий, запланированного центральным правительством сокращения операционных расходов на 5%, а также сокращения зарплат в государственном секторе. В то же время некоторые обязательные расходы увеличатся, включая расходы на оборону (до 2% ВВП) и инвестиции в инфраструктуру. Успешная история консолидации бюджета дает основания полагать, что данная инициатива будет реализована. Кроме того, по мнению АКРА, имеются дополнительные возможности для увеличения налоговых поступлений, поскольку их доля в ВВП является одной из самых низких в ЕС.
Более высокие процентные ставки станут причиной увеличения процентных расходов в текущем году почти в два раза по сравнению с 2021 годом (91,0 млрд чешских крон и 46 млрд чешских крон соответственно), что будет сопровождаться ростом обязательных расходов и снижением доступности долга. По официальным оценкам, доля процентных платежей в бюджетных доходах почти удвоится к 2026 году (1,8% в 2021 году и 3,5% в 2026 году). Динамика соотношения государственного долга к ВВП имеет тенденцию к росту. Официальный прогноз на 2026 год составляет 47% ВВП по сравнению с 44,2% ВВП в 2022 году. Факторами, поддерживающими приемлемый уровень долга, являются относительно емкий внутренний рынок, поскольку правительство в состоянии покрывать свои потребности за счет внутренних источников, а также высоколиквидные активы, величина которых составила 18,3% ВВП на конец 2022 года.
По оценкам АКРА, дефицит бюджета в текущем году составит 3,7% ВВП. Ожидается, что уровень долга вырастет до 43,9% ВВП в 2024 году (30% ВВП до начала пандемии в 2019 году).
Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов в связи со старением населения, а именно расходов на выплату пенсий, здравоохранение, уход за пожилыми людьми и образование. Согласно EU 2021 Aging Report, такие расходы увеличатся на 6,1 п. п. и достигнут 24,7% ВВП в 2070 году против 18,6% ВВП в настоящее время. По росту указанных расходов Чехия занимает третье место среди сопоставимых стран после Словакии и Словении. В текущем году первая часть пенсионной реформы была принята на законодательном уровне. В частности, были ограничены ежегодные индексации и сокращен период досрочного выхода на пенсию с пяти до трех лет. В настоящее время обсуждается второй этап реформы, а именно, повышение пенсионного возраста в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни. Реформа направлена на снижение дефицита пенсионной системы и фискальной нагрузки.
Внешняя позиция
За последние месяцы внешняя позиция Чешской Республики улучшилась в основном за счет снижения импорта. За десять месяцев 2023 года импорт товаров, выраженный в евро, сократился на 2,7%, в то время как экспорт увеличился на 4,2%. Это способствовало заметному улучшению дефицита текущего счета (хотя текущая 12-месячная сумма по-прежнему остается отрицательной по сравнению с положительными значениями до начала 2 полугодия 2021 года). Величина резервов стабилизировалась после того, как ЧНБ отменил режим валютных интервенций, который он использовал для предотвращения ослабления кроны. Стране удалось сохранить чистый приток ПИИ (текущие 12-месячные суммы стабильны и положительны), благодаря чему обеспечивается дополнительная поддержка внешней позиции. Таким образом, ожидаемый дефицит текущего счета будет по-прежнему определяться дефицитом первичного счета. АКРА ожидает, что в следующем году дефицит текущего счета составит 0,5% ВВП.
Институциональная система
Институциональная среда в Чехии оценивается как устойчивая и является наиболее развитой среди стран ЦВЕ. Почти все индикаторы оценки государственного управления Чехии находятся на исторически высоком уровне, при этом некоторые из них несколько улучшились в последние годы. Недавние предложения правительства по консолидации бюджета и пенсионной реформе оказывают поддержку сильной оценке институциональной среды.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Чехии определен на уровне AA-. Один из модификаторов в модифицирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. Им является следующий модификатор, определенный Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- фискальная политика и бюджетная гибкость.
С учетом указанного модификатора Индикативный кредитный рейтинг Чехии достиг уровня АА. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне AA. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне AA.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
превышение ожидаемых темпов роста экономики;
-
улучшение бюджетной позиции в ближайшие годы;
-
сокращение расходов, связанных со старением населения, и сглаживание проблем экономической конкурентоспособности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
ухудшение фискальной позиции;
-
сокращение внешних буферов;
-
более низкие темпы роста экономики, чем ожидается.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Чешской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Чешской Республики были опубликованы АКРА 29.10.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Чешской Республики не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Чешской Республики дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.