Повышение кредитного рейтинга Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлено ростом доли капитальных расходов в структуре совокупных расходов, гармонизацией графика погашения долговых обязательств при сохранении структуры долга (представлен бюджетными кредитами), а также высоким уровнем ликвидности бюджета.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. По оценкам Области, на 01.01.2024 на ее территории проживало 570,1 тыс. человек (порядка 0,4% населения РФ), а ее валовой региональный продукт (ВРП) за 2023 год составил 403,7 млрд руб. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная1 доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 72%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 13%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 0,4%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и финансирования капитальных. Усредненные капитальные расходы в 2020–2024 годах составят 22% совокупных расходов бюджета, в среднем наполовину они финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. В период с 2020 по 2023 год доля капитальных расходов в совокупных выросла примерно вдвое и по итогам 2023-го составила почти 25%; в 2024 году, как ожидается, этот показатель останется на том же уровне. Кроме того, доля капитальных расходов, которые Область осуществляет за счет собственных средств, увеличилась с 19% в 2020 году до 47% в 2023-м. В ближайшие два года Регион планирует сохранить эту пропорцию, что дает основания повысить качественную оценку капитальных расходов с умеренно низкой до умеренной.
В 2023 году бюджет Региона был исполнен с дефицитом в 4% ННД в связи с ростом расходов на 21%, при этом наиболее значительно увеличились капитальные расходы — почти на 40%. Наряду с этим Область получила бюджетные кредиты в размере, сопоставимом с половиной прироста капитальных расходов. Текущие расходы в прошлом году выросли примерно на 17%, а доходная часть — на 8% (в основном за счет роста безвозмездных поступлений почти на 30%). Бюджет Региона на 2024 год принят с дефицитом в 7% ННД на фоне ожидаемого снижения доходной и расходной частей на 14 и 13% соответственно. Столь значимое сокращение бюджетных статей обусловлено ожидаемым уменьшением безвозмездных поступлений примерно на 21%.
Качественная оценка бюджетного профиля остается умеренной, а сдерживающее влияние на нее оказывает ряд неточностей в планировании (например, стабильная недооценка поступлений по налогу на прибыль).
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2023 года составило 36%, а по итогам 2024-го может достичь 39%. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню. Соотношение долга и ВРП Области по результатам текущего года будет равно примерно 5%.
По состоянию на 01.01.2023 благодаря реструктуризации коммерческого долга весь долг Региона был представлен только бюджетными кредитами. По итогам прошлого года структура долга не изменилась, а его объем увеличился на 10% за счет привлечения специальных казначейских кредитов и кредитов в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) в 2022–2024 годах будет менее 1%. На 01.01.2024 подлежащая погашению в 2024 году доля долга составляет 8%, а пик выплат приходится на 2025–2028 годы (по 17% текущего объема долга).
Последние два года долг Региона представлен исключительно бюджетными кредитами с длинными сроками погашения, что свидетельствует о минимальных рисках рефинансирования. Коммерческий долг отсутствует, однако есть вероятность его привлечения в течение прогнозного периода (с 2024 по 2026 год). Баланс текущих операций Новгородской области преимущественно положительный. Это говорит о достаточности собственных средств для финансирования текущих расходов, а также об отсутствии потребности привлекать заемные средства на текущие цели. По итогам 2023 года средневзвешенный срок погашения долга превышает 3,5 года. Перечисленные факторы в совокупности позволяют повысить качественную оценку долга с умеренно слабой до средней, а сдерживающее влияние на оценку по-прежнему оказывают стабильно существенная долговая нагрузка муниципалитетов и планы Региона по наращиванию долговой нагрузки в прогнозном периоде.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2024 в 1,2 раза превышали среднемесячные бюджетные расходы Области за 2023 год, а также покрывали почти 50% долга. В течение 2023 года остатки на счетах практически всегда значительно превышали среднемесячные расходы Региона. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2023 году составил 381%, а в текущем году может оказаться на уровне 225%.
Существенная концентрация экономики на химической промышленности. Крупнейшее предприятие Новгородской области — ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится значительный объем отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. По итогам 11 месяцев прошлого года на химическую промышленность приходилось 43% объема отгруженной продукции обрабатывающей отрасли, а доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий указанного сегмента за тот же период составила 35%. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также пищевая промышленность, обработка древесины, производство бумаги и бумажных изделий. Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Региона на душу населения составил 71% среднестранового показателя. В 2022 году ВРП Новгородской области в реальном выражении снизился на 2,6%, а по итогам 2023 года Область ожидает аналогичный прирост ВРП. Драйвером роста может стать пищевая промышленность, удельный вес которой в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей за 11 месяцев 2023 года составил 17%, а индекс производства за тот же период оказался на уровне 117,4%. Средняя заработная плата в Области в 2022 году превысила региональный прожиточный минимум в три раза, а в 2023 году данная пропорция может составить 3,3. Уровень безработицы в Регионе снизился с 4,1% в 2021 году до 3,1% в 2022-м, что ниже среднего для России уровня. Согласно ожиданиям Региона, по итогам прошлого года безработица составила 2,9%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в 2024 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение существенного уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение достигнутого уровня ликвидности при отсутствии роста краткосрочной части долга;
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
рост социально-экономических показателей Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
-
рост долговой нагрузки до уровня более 55% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.