Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования обязательств, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительным объемом баланса текущих операций. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают зависимость бюджета и экономики Региона от металлургического комплекса, умеренно низкий уровень ликвидности и возрастающая потребность в использовании заемного финансирования на фоне ожидаемого дефицита бюджета по итогам текущего года.
Сохранение «Негативного» прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области обусловлено вероятным ростом уровня долговой нагрузки Региона, который будет вызван привлечением существенного объема коммерческих заимствований в связи с финансированием прогнозного объема дефицита по итогам текущего года.
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ). По оценке Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2023 года составил 1 359 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Долговая нагрузка может значительно увеличиться по итогам текущего года. На 01.01.2024 долг Белгородской области составлял 31,6 млрд руб., что на 2% выше показателя по итогам 2022 года. Если объем долга увеличился незначительно, то его структура претерпела существенные изменения. Благодаря плановому погашению доля облигаций снизилась с 41 до 24%, при этом доля бюджетных кредитов увеличилась с 56 до 73% в связи с новыми привлечениями. Доля государственных гарантий снизилась с 4 до 2%. График погашения долга на 01.01.2024 указывает на умеренные риски рефинансирования обязательств. В ближайшие два года Области предстоит погасить или рефинансировать 47% долга, при этом 28% погашается в 2024 году. Большую часть (61%) погашения текущего года формируют облигации.
По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 20%. По оценкам АКРА, указанное соотношение может достигнуть 27% по результатам 2024 года. Рост долговой нагрузки преимущественно связан с ожидаемым увеличением абсолютной величины долга. АКРА отмечает, что в соответствии с утвержденными в законе бюджетными назначениями на 2024 год долговая нагрузка Региона может превысить 34%.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный [1] за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций); соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП — порядка 3%.
Качественная оценка долговой нагрузки определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, превышающим последние несколько лет три с половиной года, низкой долговой нагрузкой муниципалитетов и сбалансированной долговой политикой Региона, основанной на применении различных долгосрочных долговых инструментов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Сохранившаяся по итогам минувшего года ликвидность может быть использована для финансирования ожидаемого дефицита бюджета. По итогам минувшего года объем остатков на счетах Области сократился на 10% к уровню 2022 года. Сумма остатков незначительно превышает объем погашаемых в текущем году долговых обязательств. В течение 2023 года остатки на счетах в среднем в полтора раза превышали объем ежемесячных расходов бюджета. В соответствии с актуальной версией закона о бюджете Области большую часть ожидаемого дефицита бюджета планируется покрыть за счет коммерческих заимствований, что, с одной стороны, позволит сохранить накопленные средства, но с другой — приведет к увеличению долговой нагрузки Региона. В то же время накопленные остатки на счетах практически в полном объеме могут быть использованы для финансирования дефицита текущего года, что позволит минимизировать прирост долга Области.
Коэффициент ликвидности бюджета Области в 2024 году составит 40%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно высокому уровню. По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.10.2023 отсутствовала. В 2023 году Регион привлек краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства. На начало текущего года у Области не было открытых кредитных линий со сроком выборки более одного года.
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при существенной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит порядка 14%. Баланс текущих операций по итогам 2024 года ожидается положительным, что указывает на достаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме. Агентство отмечает, что показатель баланса текущих операций Области ежегодно положительный, однако значительно варьируется, что обусловлено волатильностью текущих доходов бюджета при стабильном росте текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы сохранится на высоком уровне и превысит 24%. Капитальные расходы в среднем более чем на две трети финансируются Областью за свой счет. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за аналогичный период составит 78%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на уровне -7%, что говорит о существенной потребности в финансировании капитальных расходов за счет заемных средств на фоне недостаточного объема остатков на счетах Региона.
Качественная оценка бюджетного профиля определяется как умеренно высокая в связи с трудно прогнозируемыми поступлениями по налогу на прибыль — основному для Региона налогу, который может существенно повлиять на размер дефицита бюджета. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем налоговых льгот незначителен.
Согласно оперативным данным Области на 01.01.2024, Регион закончил 2023 год с дефицитом бюджета в размере 2% ННД, который на две трети был профинансирован за счет накопленной ликвидности. Доходы бюджета Белгородской области за минувший год увеличились на 21% к уровню 2022 года, в том числе прирост ННД составил 12% год к году, а прирост безвозмездных поступлений — 51%. Расходная часть бюджета Региона практически не изменилась (прирост к показателю 2022 года составил менее 1%).
В соответствии с актуальной версией закона о бюджете Области ННД в 2024 году могут снизиться на 4% к показателю по итогам 2023 года. В то же время безвозмездные поступления из вышестоящего бюджета могут сократиться на 63% в годовом выражении, что приведет к снижению совокупных доходов бюджета на 21% к уровню минувшего года. Предполагается, что расходы бюджета могут сократиться на 14%. В таком случае дефицит бюджета по итогам 2024 года составит 13% ННД, финансирование которого планируется осуществить по большей части за счет заемных средств.
АКРА полагает, что в текущем году снижение объема безвозмездных поступлений может быть менее значительным, чем ожидается в соответствии с актуальной версией закона о бюджете.
Умеренные показатели развития экономики, ориентированной на металлургический комплекс. Усредненная доля налоговых поступлений от добычи металлических руд и металлургического производства, по расчетам АКРА, составила порядка 40% в 2019–2022 годах. При этом за 2022 год поступления от указанных отраслей сформировали около 36% налоговых поступлений Области, в то время как максимум (58%) пришелся на 2021 год. По итогам одиннадцати месяцев 2023 года доля налоговых поступлений от совокупности указанных отраслей составила порядка 37%. Крупнейшим по выручке предприятием Региона является Лебединский горно-обогатительный комбинат (входит в АО «ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).
В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 103% от среднестранового показателя. В соответствии с ожиданиями Области по показателю ВРП за 2022 год усредненный ВРП на душу населения в 2019–2022 годах может снизиться до 98% от аналогичного среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы номинальной заработной платы и прожиточного минимума Области сохранилось на уровне выше 3,5. Безработица в Регионе в период с 2016 по 2022 год не превышала 5%, а за август — октябрь 2023 года ее уровень был равен 3,5%. Усредненный за 2019–2022 годы показатель безработицы в Области составил 4%.
Ключевые допущения
-
менее существенное снижение объема безвозмездных поступлений в 2024 году, чем ожидается согласно актуальной версии закона о бюджете;
-
возможность использования остатков на счетах Области для финансирования дефицита бюджета наряду с привлечением заемных средств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
стабилизация уровня долговой нагрузки на уровне ниже 30%;
-
снижение потребности бюджета в привлечении заемных средств;
-
снижение рисков рефинансирования долговых обязательств;
-
существенный рост доступной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
существенное увеличение доли краткосрочного долга Области;
-
дальнейшее сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.