Кредитный рейтинг ПАО «Каршеринг Руссия» (далее — «Делимобиль», Компания) обусловлен высокой оценкой бизнес-профиля, которая, в свою очередь, связана с наличием у Компании собственных технологических разработок и инфраструктуры, а также парка автомобилей, который позволяет выстраивать шеринговую экономику.
АКРА отмечает высокие темпы роста выручки и FFO до чистых процентных платежей и создание Компанией собственных обслуживающих мощностей, что дает ей возможность повышать рентабельность бизнеса. В связи с уходом с российского рынка некоторых иностранных автомобильных брендов возникла необходимость встраивать в автопарк новые марки, однако в целом экономические санкции, по оценкам АКРА, оказали сдержанное влияние на бизнес Компании. Дальнейшее масштабирование деятельности будет происходить за счет автомобилей китайского и российского производства (в том числе за счет марок локализованного производства международных брендов).
«Делимобиль» — ведущая каршеринговая компания в России, автопарк которой составляет 24 тыс. автомобилей по состоянию на девять месяцев 2023 года. Компания имеет собственное технологическое решение по распределению и тарификации аренды автомобилей, а также выстраивает свои обслуживающие мощности, что является конкурентным преимуществом.
Ключевые факторы оценки
Лидерство в сегменте каршеринга и сильный бизнес-профиль. По оценкам АКРА, на начало 2024 года «Делимобиль» занимает лидирующие позиции в сегменте каршеринга в России. Агентство отмечает, что развитие собственной инфраструктуры позволяет Компании наращивать рентабельность бизнеса и доступность собственного автопарка, что можно назвать серьезным конкурентным преимуществом. По мнению Агентства, Компании присущи факторы, оцениваемые АКРА как в отрасли «Транспорт: перевозчики», так и в рамках отрасли «Информационные технологии». Низкая волатильность спроса на услуги Компании обусловлена значительным ростом стоимости автомобилей на первичном и вторичном рынках (что делает услуги Компании более привлекательными для пользователей, чем владение собственным автомобилем), а также недостаточной насыщенностью рынка каршеринга в России. Положительно на бизнес-профиль влияет наличие у Компании своего программного обеспечения и системы тарификации, которая при расчете стоимости услуги учитывает разные факторы поведения водителя.
Умеренный размер бизнеса при очень высокой рентабельности. По оценкам АКРА, по итогам 2023 года показатель FFO до чистых процентных платежей и налогов Компании составит 6–7 млрд руб. (рост на 50–55% в годовом сопоставлении), а выручка, вероятно, окажется на уровне около 20 млрд руб. (против 15,2 млрд руб. в 2022-м). Рентабельность Компании очень высокая — так, по итогам 2023 года рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов прогнозируется в диапазоне 30–35%. Агентство ожидает, что данный показатель останется примерно на этом же уровне в следующие два–три года.
Средние уровни долговой нагрузки и покрытия процентных платежей. Долговой портфель Компании сформирован лизинговыми контрактами и облигациями. По оценкам АКРА, по итогам 2023 года отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей составит порядка 2,5–3х, отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам — чуть более 4,0х. Учитывая ожидаемое АКРА увеличение показателя FFO до чистых процентных платежей, Агентство прогнозирует снижение отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей и рост уровня покрытия в будущем.
Умеренный уровень корпоративного управления. На данный момент Компания является основным операционным активом ООО «Делимобиль Холдинг» и основным балансодержателем имущества. В Компании созданы совет директоров и необходимые комитеты, а также утверждены принципы и политики. Руководство и члены совета директоров обладают значительным опытом и компетенциями для дальнейшего развития бизнеса Компании. Финансовая прозрачность находится на высоком уровне.
Ликвидность и денежный поток. Поскольку долг Компании преимущественно представлен облигационными займами и лизинговыми обязательствами, которые распределены по датам погашения, а ее способность генерировать положительный денежный поток повышается, АКРА оценивает ликвидность Компании как сильную. Важным фактором при оценке ликвидности Агентство считает сохранение акционерной поддержки. АКРА отмечает, что Компания имеет положительный свободный денежный поток (FCF) без учета погашений по лизинговым контрактам. С учетом погашений по лизинговым контрактам FCF может выйти в положительную зону в 2024–2025 годах. Поддержку денежному потоку оказывает продажа Компанией части автопарка после окончания срока его использования.
Ключевые допущения
-
развитие Компании в соответствии с планами, представленными АКРА;
-
отсутствие инфраструктурных ограничений.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- снижение средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 2,0х при росте средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 5,0х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 3,5х;
-
снижение средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 3,5х;
-
снижение средневзвешенного показателя рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 25%;
-
изменение акционерного контроля.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a+.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «Каршеринг Руссия» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Каршеринг Руссия» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Каршеринг Руссия», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности ПАО «Каршеринг Руссия» по МСФО. Кредитный рейтинг является незапрошенным, ПАО «Каршеринг Руссия» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ПАО «Каршеринг Руссия» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.