АКРА подтвердило следующие рейтинги Киргизской Республики (далее — Киргизия, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — В;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — на уровне В.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Умеренный уровень госдолга при низких процентных расходах на его обслуживание, которые были достигнуты за счет высокой доли льготного долга.

  • Институциональные преобразования, способствовавшие созданию Стабилизационного фонда Киргизии, усовершенствование цифрового формата налогообложения и усиление бюджетной дисциплины.

  • Стабильная поддержка от международных институтов развития.

  • Относительно низкие доли государственного и квазигосударственного секторов в структуре экономики.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Относительно низкий уровень благосостояния населения.

  • Сильная зависимость экономики от факторов, сопряженных с внешним сектором, в особенности в части импорта и денежных переводов из-за границы, слабая диверсификация экспорта и промышленности.

  • Низкий уровень покрытия резервами внешнего долга, долга в иностранной валюте, а также значительно возросшего объема импорта.

  • Значительный риск ослабления национальной валюты в среднесрочной перспективе, способный увеличить обязательства по долговым выплатам страны.

  • Сравнительно невысокие оценки факторов институционального качества и человеческого капитала.

Обоснование кредитного рейтинга

Суверенные кредитные рейтинги Киргизии на уровне В обусловлены сравнительно низким благосостоянием населения, высокой зависимостью от состояния экономик главных торговых партнеров, относительно невысокими показателями институционального качества, умеренным уровнем госдолга, а также сравнительно благоприятными условиями для внешних заимствований. Кроме того, АКРА отмечает нацеленность страны на реформы экономической политики и активное привлечение инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.

Макроэкономика

Экономика Киргизии отличается относительно низким уровнем благосостояния населения: среднедушевой ВВП в текущих ценах составляет около 1,8 тыс. долл. США.

Для экономики страны характерны высокая внешняя зависимость по каналам торговли, особенно по импорту (доли России и КНР в 2023 году составили 17 и 42% соответственно), а также существенный отток трудовых ресурсов за рубеж. Последнее формирует дисбаланс на рынке труда и в долгосрочной перспективе может оказать давление на бюджетный сектор по линии пенсионного страхования. Отток рабочей силы и волатильность денежных переводов из-за рубежа со стороны резидентов также являются источниками рисков для платежного баланса. Зарубежные переводы денежных средств ежегодно составляли в среднем четверть ВВП в период с 2019 по 2022 год.

В 2024–2026 годах АКРА ожидает ежегодный рост экономики Киргизии примерно на 4% при потребительской инфляции в 9% в 2024 году с последующим ее ослаблением до 5,5% к 2026 году в случае отсутствия новых серьезных инфляционных шоков в ключевых странах — торговых партнерах.

Несмотря на принятие довольно существенного антикризисного пакета в 2020–2021 годах, Киргизия сумела сохранить пространство для маневра в рамках бюджетного процесса (госдолг вырос до 68% ВВП в 2020 году и стабилизировался на уровне 52% ВВП в 2022-м). Тем не менее, для страны характерен хронический двойной дефицит ­— бюджетный и текущего счета.

Государственные финансы

АКРА отмечает тенденцию более активного роста доходной части бюджета относительно расходов, а также общую бюджетную стабилизацию. Доля текущих расходов при этом остается повышенной (в пределах 75–80% совокупных расходов), а также не ослабевает зависимость внутренних инвестиций и капитальных статей бюджета от программ внешней поддержки, что подразумевает некоторую волатильность в формировании бюджета.

Согласно ожиданиям АКРА, в средне- и долгосрочной перспективе страна сможет удержать госдолг на умеренном уровне. Этому будут способствовать низкие процентные платежи и заметное наращивание доходной части бюджета за счет улучшения администрирования налогообложения. Заметную поддержку налоговым поступлениям в 2022 и 2023 годах оказал рост объемов импортной продукции.

В 2022 году суммарный объем условных обязательств со стороны госбанков составил около 10% ВВП. Как явные, так и неявные условные обязательства страны оцениваются Агентством как незначительные.

Внешняя позиция

Одними из главных характеристик внешней позиции Киргизии АКРА считает стабильно отрицательное высокое сальдо счета текущих операций, преобладание прямых инвестиций в рамках финансового сектора и отрицательный чистый экспорт. При этом страна обладает существенным транзитным потенциалом для усиления позиций по экспорту услуг, который может быть реализован по мере ввода в эксплуатацию транспортных коридоров «Север — Юг» и «Китай — Киргизия — Узбекистан».

Внешний госдолг страны, в отличие от внутреннего, находится на достаточно высоком уровне — 43,2% ожидаемого ВВП 2023 года. Однако значительная доля долговой позиции представляет собой заимствования на льготных условиях с благоприятными условиями выплат. Внутренний госдолг значительно меньше (15% ВВП в 2023-м) и практически полностью является долгосрочным.  

АКРА отмечает, что в конце 2023 года наблюдалось некоторое восстановление валовых резервов Национального Банка Киргизии до уровня, зафиксированного в конце 2021-го (3 млрд долл. США). Однако постоянный отрицательный баланс внешней торговли может привести к значительному давлению на курс национальной валюты и истощению резервов. Такой сценарий в случае реализации создаст дополнительное давление на инфляцию и приведет к росту долговой нагрузки страны.

Агентство также отмечает низкий уровень покрытия монетарными резервами как долговых позиций Киргизии, так и объемов импорта. На конец 2023 года уровень покрытия резервами внешнего долга составил порядка 30%, а покрытие резервами среднегодового импорта товаров и услуг, прогнозируемого АКРА на текущий год, составляет около трех месяцев, что оценивается Агентством как низкий уровень покрытия.

Институциональная система

Киргизия имеет средние показатели индексов качества управления (WGI) и стабильно невысокий уровень человеческого капитала. Последнее может сдерживать прогресс в диверсификации экономики, а также сказываться на качестве решений государственного управления. В то же время, как отмечает АКРА, страна демонстрирует нацеленность на реформирование ряда сфер экономической и социальной жизни (создание специализированных отраслевых фондов экономического развития, усиление роли автоматизации в фискальной практике, создание государственных бюджетных резервов), что в значительной степени снижает неопределенность в экономике и способствует ее росту в долгосрочной перспективе.

Актуализируется риск внешнеэкономического давления в отношении потоков внешней торговли Киргизии. Это может стать негативным фактором для стабильности курса национальной валюты и оказать сдерживающие влияние на деятельность международных институтов развития.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Киргизии определен на уровне В+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг Киргизии. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • фискальная политика и бюджетная гибкость;

  • уязвимость платежного баланса;

  • устойчивость внешнего долга;

  • политическая нестабильность и недавние политические решения;

  • вовлеченность в геополитические конфликты, подверженность геополитическим рискам.

С учетом указанных выше модификаторов Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне В. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим присвоенный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте находится на уровне В.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Рост диверсификации в торговле, увеличение притока инвестиций.

  • Значительное повышение уровня благосостояния населения, стимулирующее наращивание внутреннего спроса и перестройку структуры экономического роста.

  • Стабильное увеличение внутреннего кредитования на сугубо рыночных основах.

  • Дальнейшие институциональные преобразования, способствующие повышению качества человеческого капитала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Ослабление национальной валюты и истощение международных резервов страны при сохранении значительного дефицита торгового баланса и отрицательного счета текущих операций.

  • Импорт рисков из стран — основных торговых партнеров (России и КНР) в связи с замедлением экономической активности в них.

  • Снижение объемов инвестиций в случае сокращения кредитования со стороны международных финансовых организаций, уменьшение экономической активности, резкое ухудшение параметров бюджета.

  • Новые проявления политической нестабильности, усиление конфликтной обстановки в регионе.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Киргизской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Киргизской Республики были опубликованы АКРА 07.09.2022. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Кабинет министров Киргизской Республики принимал участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.