Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при отсутствии рисков рефинансирования обязательств, а также высокими показателями самодостаточности бюджета и гибкости бюджетных расходов. Поддержку кредитному рейтингу оказывают высокий уровень ликвидности бюджета и умеренно высокая оценка социально-экономического развития Региона.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,6 млн человек (без учета населения автономных округов), что составляет примерно 1,1% населения РФ. По оценке Области, по итогам 2023 года ее валовой региональный продукт (ВРП) мог достичь 1 695 млрд руб., что больше ожидаемого по итогам 2022 года показателя на 6% в номинальном выражении и на 3% в реальном выражении. За 2017–2021 годы ВРП Региона составлял в среднем 1,3% совокупного ВРП субъектов РФ.
Ключевые факторы оценки
Сильный бюджетный профиль при сохраняющейся потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное[1] соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2020–2024 годах составит около 9,8%. Баланс текущих операций в 2023 году сложился положительным и существенным по своему абсолютному значению, что свидетельствует о возможности финансирования всех текущих и капитальных расходов за счет текущих доходов. По итогам 2024 года баланс текущих операций ожидается отрицательным, однако его величина будет незначительна относительно объема текущих доходов (около -2%), что указывает на возможность профинансировать большую часть текущих расходов за счет текущих доходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом субвенций) оценивается на высоком уровне — ее усредненное значение за 2020–2024 годы может составить 20%. Ежегодно капитальные расходы более чем на 90% финансируются за счет собственных средств Региона, что, по мнению Агентства, может служить дополнительным резервом при сокращении расходов бюджета. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Области (без учета субвенций) составит 96%.
В соответствии с параметрами актуального закона о бюджете Области, соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -7,1%. Прогнозное значение МБД на 2024 год указывает на необходимость использования накопленной ликвидности или привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов. Агентство использует положительную корректировку по этому показателю в связи с ожидаемой низкой долговой нагрузкой Области по итогам текущего года, а также со стабильно высоким объемом остатков средств на счетах Региона.
По результатам 2023 года на фоне существенного роста поступлений по налогу на прибыль (+53% по сравнению с 2022 годом) сформировался профицит бюджета в размере 8% ННД, что позволило значительно увеличить объем имеющейся на счетах Региона ликвидности.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, ее доходы в 2024 году могут снизиться на 23%, в основу чего ляжет запланированное сокращение ННД на 22% и безвозмездных поступлений более чем на 40%. Расходная часть бюджета при этом сохранится примерно на уровне 2023 года, планируется увеличить текущие расходы на 2% и на 30% сократить капитальные. Дефицит по итогам текущего года может составить 18% ННД, при этом, согласно планам Региона, примерно на 82% дефицит будет профинансирован за счет коммерческих заимствований.
Качественная оценка бюджетного профиля Тюменской области определяется как высокая. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства отсутствует, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот является несущественным для бюджета Региона.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкий уровень долговой нагрузки при отсутствующих рисках рефинансирования обязательств. В 2023 году объем регионального долга увеличился на 33%, однако по итогам года по-прежнему находится на очень низком уровне (менее 3% текущих доходов). Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам 2024 года Регион планирует увеличить объем долга более чем в четыре раза, что составит почти 19% ожидаемых текущих доходов, однако данная величина все еще позволяет оценивать долговую нагрузку Региона как низкую. С 2010 года долг Области представлен только бюджетными кредитами и гарантиями, на начало 2024 года их доли составляют 87 и 13% соответственно. График погашения долга по состоянию на начало года является плавным: в текущем году Тюменской области предстоит погасить 11% долга; пик выплат приходится на 2028 год, когда Региону предстоит погасить 12% текущего долга, а в остальные периоды предусмотрено погашение порядка 6% ежегодно.
В 2024 году Регионом запланировано привлечение коммерческого кредита, в результате чего структура долга изменится. Это несколько увеличивает риски рефинансирования, однако по причине невысокой величины долга и значительного объема остатков на счетах Области риски остаются невысокими.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга и ВРП Области составит 3%.
Качественная оценка долговой нагрузки Тюменской области определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, значительно превышающим 3,5 года, несущественной долговой нагрузкой муниципалитетов и сбалансированной долговой политикой Региона, основанной на использовании долгосрочных долговых инструментов.
Объем накопленной ликвидности вырос по итогам 2023 года. По результатам прошлого года объем остатков на счетах Области вырос более чем на 70% на фоне увеличения поступлений по налогу на прибыль и, как следствие, бюджетного профицита. По состоянию на 01.01.2024 объем имеющейся ликвидности почти в восемь раз превышает совокупный долг Региона на ту же дату. Согласно актуальной версии закона о бюджете, существенного расходования накопленной ликвидности Область не ожидает. Коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) составит порядка 146% по итогам 2024 года.
Область размещает накопленную ликвидность на депозитах и едином казначейском счете, что позволяет ей получать процентные доходы, которые в 2023 году составили 2% ННД. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует. Долговая нагрузка муниципальных образований несущественна.
Качественная оценка ликвидности бюджета Области соответствует высокому уровню. По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность его бюджета на 01.10.2023 отсутствовала, необходимость в привлечении краткосрочных кредитов с целью финансирования кассовых разрывов отсутствует. Риски рефинансирования долговых обязательств минимальны.
Умеренно высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области в течение последних пяти лет характеризовалась высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2018–2021 годах усредненное значение данного показателя в 1,2 раза превышало усредненное среднестрановое значение. Согласно расчетам Агентства, с 2022 года соотношение может снизиться с высокого до умеренно высокого уровня и сохраниться на этом уровне в прогнозном периоде.
Отношение усредненной за 2019–2022 годы заработной платы к усредненному за аналогичный период региональному прожиточному минимуму превысило 3,5. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы (по методологии МОТ) составил 4,2%, при этом за 2022 год безработица в Регионе сократилась с 4,4 до 3,9%, а по итогам 2023 года Область ожидает дальнейшего снижения показателя до 3,1%.
Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. По расчетам АКРА, отрасль производства нефтепродуктов обеспечила наибольшую усредненную за 2019–2022 годы долю налоговых поступлений — 26%, а по итогам 2023 года этот показатель может приблизиться к 29%. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.
Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО), действующий до 31.12.2035 и предполагающий возможность продления. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Области в соответствии с параметрами, утвержденными актуальной версией закона о бюджете;
-
финансирование ожидаемого дефицита за счет привлечения коммерческих заимствований;
-
рост долговой нагрузки в 2024 году до 19% текущих доходов;
-
сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение операционной эффективности бюджета;
-
сокращение ликвидности;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов с одновременным повышением рисков рефинансирования;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.