Кредитный рейтинг Республики Мордовия (далее — Республика) обусловлен низкими текущими показателями развития региональной экономики, интенсивным ростом долговой нагрузки и низкими показателями бюджетной дисциплины. Поддержку рейтингу оказывает низкая стоимость привлеченных кредитов и высокая доля инвестиций в ВРП.

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с пятью субъектами РФ. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,6% населения РФ, 61-е место). В 2015 году ВРП Республики составил 187 млрд руб. (0,3% совокупного ВРП регионов РФ, 66-е место).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Республики обладает высокой степенью диверсификации и высоким потенциалом развития, хотя текущий уровень удельных показателей (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы) существенно отстает от среднестрановых. Структура региональной экономики является диверсифицированной: основу составляют промышленные предприятия (22,8% ВРП в 2015 году), сельскохозяйственный сектор (14% ВРП) и строительство (11,7%). Занятость населения в разрезе секторов достаточно равномерная: в обрабатывающем производстве — 17,1%, в сельском хозяйстве — 20,2%, в оптовой и розничной торговле — 13,9%. Доли отдельных работодателей не превышают 0,7% от численности занятых в экономике. ВРП Республики характеризуется высокой долей инвестиций (25% в 2016 году), что положительно скажется на его динамике в прогнозном периоде с 2018 по 2020 год. Вместе с тем ВРП на душу населения и среднедушевые денежные доходы в Республике заметно отстают от среднестрановых.

Умеренная самодостаточность бюджета при высоких капитальных расходах, приведших к существенным ежегодным дефицитам. Бюджет Республики имеет умеренную степень самодостаточности: доля собственных доходов за период с 2014 по 2016 год была не выше 70%. Вклад акцизов (40% ННД в 2016 году) превышает поступления от НДФЛ или налога на прибыль. Вместе с тем уровень обязательных расходов, несмотря на рост за последние три года, в 2017-м не превысит 58%. Уровень капитальных расходов Республики стабильно высокий (в среднем 19% расходов), что обусловило существенный дефицит бюджета за период с 2014 по 2017 год и значительный рост долга. Негативное влияние на уровень рейтинга оказывает неопределенность в отношении фактического дефицита бюджета в 2017 году (плановый показатель 7% ННД). Достижение планового значения возможно при поступлении в бюджет 7 млрд руб. от продажи имущества (по итогам третьего квартала 2017 года фактические поступления составили 30 млн руб.). При сохранении объема расходов на плановом уровне дефицит может составить до 40% ННД.

Интенсивный рост долговой нагрузки, вызванный регулярными дефицитами бюджета, компенсируется низкой стоимостью долга. Объем долга Республики за период с 2013 по 2017 год вырос на 60% и достиг 42,9 млрд руб. Рост долга Республики может продолжиться в случае недопоступления в 2017 году доходов от продажи имущества и составить, по оценке АКРА, 50 млрд руб. при сохранении расходной части бюджета. Риск интенсивного роста долга частично компенсируется низкой стоимостью привлеченния средств (около 50% долга составляют бюджетные кредиты). Предполагаемая реструктуризация задолженности Республики перед федеральным центром на семь лет приведет к переносу сроков погашения 47% долга на период после 2021 года (если Республика сможет выполнять условия реструктуризации в отношении параметров коммерческого долга).

Ликвидность бюджета поддерживается за счет внешних источников. Правительство Республики на регулярной основе привлекает краткосрочное финансирование от Управления Федерального казначейства (УФК) в максимально допустимых объемах. Так, в 2016 году кредит УФК привлекался шесть раз общим объемом 2,1 млрд руб. В 2017-м сумма привлечения составит 2,7 млрд руб. Средства УФК используются в качестве инструмента снижения процентных платежей банкам-кредиторам.

Ключевые допущения

  • рост ВРП на душу населения до 60% от среднестранового показателя к 2018 году;

  • операционный баланс 2018 года на уровне не менее 12%;

  • капитальные расходы в объеме не менее 15% общих расходов бюджета;
  • сохранение дологовой нагрузки в пределах абсолютных значений третьего квартала 2017 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • опережающий рост промышленного сектора региональной экономики;
  • рост доли поступлений по налогу на прибыль в составе республиканского бюджета свыше 20% ННД при сохранении объема поступлений по другим видам доходов;
  • реструктуризация бюджетных кредитов с последующим выполнением условий реструктуризации;
  • сокращение долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу на уровне 4).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение темпов роста региональной экономики;
  • сокращение долей НДФЛ и налога на прибыль ниже 30% и 15% соответственно;
  • снижение операционного баланса ниже уровня 8%;
  • рост долговой нагрузки за счет рыночных источников финансирования с последующим ростом стоимости обслуживания.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Мордовия, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики.

Ключевые характеристики выпусков

1)      Регистрационный номер / ISIN: RU34001MOR0 / RU000A0JU8Q3

Объем эмиссии /
в обращении

3,0 млрд руб. / 0,9 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

28.10.2013 / 22.10.2018

 

2)      Регистрационный номер / ISIN: RU34002MOR0 / RU000A0JVV49

Объем эмиссии /
в обращении

3,0 млрд руб. / 2,4 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

21.10.2015 / 14.10.2020

 

3)      Регистрационный номер / ISIN: RU34003MOR0 / RU000A0JWSQ7

Объем эмиссии /
в обращении

5,0 млрд руб. / 5,0 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

09.09.2016 / 03.09.2021

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Мордовия и выпусков облигаций Республики Мордовия (RU000A0JU8Q3, RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Республике Мордовия впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (03.11.2017).

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен выпускам государственных ценных бумаг Республики Мордовия (RU000A0JU8Q3, RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (03.11.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Республика Мордовия принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Мордовия, не выявлены.

АКРА не оказывало Республике Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.