Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, сильным бюджетным профилем с высоким уровнем операционной эффективности и гибкости бюджетных расходов. Дополнительную поддержку рейтингу Республики оказывают высокие показатели развития региональной экономики.

Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 4 млн человек (порядка 3% населения РФ). По оценкам Республики, в 2023 году объем ее валового регионального продукта (ВРП) составил 3 887 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль при высоких показателях операционной эффективности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 38%. По итогам 2023 года баланс текущих операций сформировался на уровне 26% текущих доходов, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и существенной части капитальных расходов. АКРА ожидает, что по итогам 2024 года показатель операционной эффективности также сохранится положительным.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) за 2020–2024 годы составит 47%. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет. Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 83%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, однако для обеспечения всего запланированного объема капитальных расходов ей требуется использовать накопленную ликвидность. Агентство отмечает, что в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями в 2024 году потребность в использовании накопленных средств у Республики отсутствует.

По оперативным данным Региона, доходная часть бюджета Республики в 2023 году увеличилась на 8% к показателю по итогам 2022 года, при этом прирост ННД составил 11%. В то же время безвозмездные поступления по итогам года сократились на 7%, в том числе примерно на четверть снизился объем текущих трансфертов. Расходы бюджета Республики Татарстан за 2023 год увеличились на 10% год к году, при этом объем капитальных расходов увеличился более чем на 15%. Республика закончила 2023 год с дефицитом бюджета в объеме 6% ННД, который был полностью покрыт за счет привлеченных бюджетных кредитов.

Согласно актуальной версии закона о бюджете Республики, в 2024 году предусматривается снижение ННД на 18% к уровню минувшего года при сокращении объема безвозмездных поступлений на 15%, в результате чего доходная часть бюджета Региона снизится на 18%. Ожидается, что расходная часть бюджета уменьшится на 22%, в том числе капитальные расходы планируется сократить примерно вдвое. При таких параметрах бюджета дефицит по итогам 2024 года будет отсутствовать.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как высокая. Случаи нарушения бюджетного законодательства неизвестны, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета Региона. Для Республики характерно консервативное планирование бюджетных показателей, а фактический дефицит бюджета часто существенно меньше планируемых показателей, что зачастую обосновывается волатильностью поступлений по налогу на прибыль.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. По итогам 2023 года объем долга Республики Татарстан вырос на 21% к уровню 2022 года и составил 125,7 млрд руб. Прирост долга по большей части сформировался за счет привлечения 25,4 млрд руб. бюджетных кредитов. За период с июня по декабрь 2023 года Регион привлек 15,0 млрд руб. бюджетных кредитов в целях опережающего финансирования расходов бюджета. Еще 10,4 млрд руб. были привлечены в ноябре — декабре минувшего года в виде специальных казначейских кредитов на финансирование инфраструктурных проектов. В то же время часть бюджетных кредитов в объеме 7,9 млрд руб., выданных ранее на частичное покрытие дефицита Республики, была списана под конец года, как и у ряда других субъектов, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации. Наряду с этим до конца года Регион выдал гарантию АО «ТатДорТрансИнвест», учредителем которого является Республика Татарстан; на 01.01.2024 объем фактических обязательств Республики составлял порядка 4,3 млрд руб. Эта гарантия покрывает средства, полученные от АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — АAА(RU), прогноз «Стабильный»), на строительство автомобильных дорог в Регионе. Также продолжают действовать гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — АA-(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. По состоянию на 01.01.2024 бюджетные кредиты формировали 92% долговых обязательств Республики, оставшаяся часть долга приходилась на государственные гарантии. График погашения долга плавный, а риски рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе несущественные, что обуславливается некоммерческим характером долга. В ближайшие два года в совокупности погашению подлежит порядка 14% долга, при этом в 2024 году погашается большая часть в объеме 16,1 млрд руб. АКРА полагает, что бюджетные кредиты, выданные в целях опережающего финансирования расходов бюджета, носят краткосрочный характер и будут погашены в 2024 году за счет предоставленных трансфертов из федерального бюджета.

На конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило 29%. По итогам 2024 года данный показатель, в соответствии с актуальной версией закона о бюджете Республики, составит немногим более 30%.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит значительно меньше 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций); соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП — менее 3%.

Качественная оценка долговой нагрузки определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с длительным средневзвешенным сроком погашения долга, превышающим три с половиной года, снижающейся долговой нагрузкой муниципалитетов и сбалансированной долговой политикой Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов некоммерческого характера.

Накопленной ликвидности достаточно для частичного покрытия долга Республики. По расчетам Агентства, объем остатков на счетах Республики мог увеличиться за счет части привлеченных бюджетных кредитов. В таком случае накопленной суммы в случае необходимости будет достаточно для покрытия погашаемого в ближайшие три года долга. За последние двенадцать месяцев объем накопленных средств регулярно более чем в полтора раза превосходил ежемесячные расходы бюджета Региона.

Коэффициент ликвидности бюджета Республики может превысить 140% по итогам 2024 года.

В среднесрочной перспективе, по оценкам Агентства, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, невысокая.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует высокому уровню. Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность республиканского бюджета на 01.10.2023 отсутствовала. Договор между Республикой и Управлением Федерального казначейства в 2024 году пока не заключен, однако лимиты на предоставление средств уже определены.

Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2019 по 2022 год максимальную долю в 23% налоговых поступлений (усредненная доля за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 15% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, а совокупность обрабатывающих отраслей сформировала около 23% налоговых поступлений Региона, в том числе более 7% приходилось на производство химических веществ. Усредненная за 2019–2022 годы доля отраслей, формирующих государственный сектор Региона, низкая и составляет 11%. По состоянию на 01.12.2023 существенных изменений в диверсификации экономики Республики не произошло.

Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 107%. В соответствии с ожиданиями Республики по показателю ВРП за 2022 год усредненный ВРП на душу населения в 2019–2022 годах может снизиться до 104% от аналогичного среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы значительно превышает 3,5. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, находится на низком уровне — 2,6%. Уровень безработицы в 2022 году составил 2,3%, а за август — октябрь 2023 года — 2,0%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Республики по итогам 2024 года в соответствии с параметрами, заложенными в актуальной версии закона о бюджете;

  • отсутствие необходимости в привлечении коммерческого долга;

  • краткосрочный характер бюджетных кредитов на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств Региона и их погашение за счет трансфертов из федерального бюджета в 2024 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;

  • устойчивый рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.