Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и достаточным уровнем ликвидности бюджета.

Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,8% населения страны (четвертое место по численности населения). По данным за 2021 год, на территории Города создано примерно 7,8% совокупного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ. Город занимает второе место среди субъектов РФ по объемам номинального ВРП, является крупным культурным центром страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада России. Санкт-Петербург обладает развитой инфраструктурой морского, речного, железнодорожного, авиа- и автомобильного транспорта.

Ключевые факторы оценки

Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. В 2023 году госдолг Города практически не изменился несмотря на изначально запланированный рост и по итогам прошлого года составил менее 10% текущих доходов. По состоянию на 01.01.2024 долг был представлен облигационными займами с погашением в 2024–2028 годах (72%) и бюджетными кредитами с погашением в 2024–2037 годах (28%). Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам текущего года долг Санкт-Петербурга может возрасти за счет планируемого привлечения бюджетных, а также рыночных заимствований. Тем не менее долговая нагрузка, согласно расчетам АКРА, не превысит 20% текущих доходов, то есть останется на низком уровне. В текущем году Городу предстоит погасить 24% долга, в 2025-м — 27%, однако, учитывая низкую долговую нагрузку и достаточный уровень ликвидности бюджета, предстоящее погашение будет для Города необременительным. Соотношение долга и ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2024 года составит менее 2%.

Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета и не превышают 1% совокупных расходов.

Качественная оценка долговой нагрузки Санкт-Петербурга определяется Агентством на наивысшем уровне в связи с низкой долговой нагрузкой муниципалитетов и долговой политикой Города, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Структура долга диверсифицирована по инструментам, средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал три с половиной года, кредитная история Города положительна. Баланс текущих операций ежегодно положителен.

Достаточный уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах. На 01.01.2024 временно свободные средства городского бюджета в 2,5 раза превышали среднемесячные бюджетные расходы за 2023 год и почти в три раза превосходили объем госдолга на ту же дату. Коэффициент ликвидности в 2024 году (по методологии АКРА) может составить 132%.

Качественная оценка ликвидности бюджета Города соответствует умеренному уровню. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства для покрытия кассовых разрывов у Города отсутствует. По его данным, закупки кредитных линий за последние 24 месяца не проводились в силу отсутствия потребности. Просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности бюджет на 01.01.2024 не имеет. Риски рефинансирования минимальны.

Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2020 по 2024 год усредненное1 соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 97%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) в указанный период ожидается на уровне более 25,6%. В 2020–2024 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет превышать 20%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 0,8%. Модифицированный бюджетный дефицит в 2024 году, согласно данным актуальной версии закона о бюджете и расчетам АКРА, сложится отрицательным. Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, а для финансирования капитальных расходов может потребоваться привлечение долга или расходование накопленной ликвидности.

В 2023 году бюджет Города исполнен с дефицитом на уровне 2% ННД. Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам 2024 года запланирован дефицит в размере 14% ННД, что будет обусловлено более существенным приростом расходной части бюджета (14%) в сравнении с доходной (3%). В частности, ожидается рост текущих расходов на 19% и сохранение капитальных на прошлогоднем уровне. Дефицит планируется покрыть за счет привлечения долга и использования части накопленной ликвидности.

Бюджетный профиль Города оценивается как сильный. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует. Для бюджетного процесса характерны умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в большей части по безвозмездным поступлениям и по налогу на прибыль в связи с колебаниями внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Города причинам.

Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель в 1,5 раза, а в результате существенного роста номинального ВРП в 2021 году это соотношение (до усреднения) превысило 2. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2019–2022 годах не превышает 30%. Тем не менее Агентство отмечает рост доли сектора торговли в структуре ВРП и налоговых доходов. Безработица остается на низком уровне — в 2019–2022 годах показатель не превышал 2%. Среднемесячная заработная плата в указанный период более чем в пять раз превышала городской прожиточный минимум.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2024 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение ликвидности бюджета на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов Города;

  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).

Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. 

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.