Подтверждение кредитного рейтинга АО «Корпорация «МСП» (далее — Корпорация) на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации отражает очень высокую оценку степени поддержки Корпорации со стороны государства.

Корпорация является институтом развития в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), ее деятельность осуществляется в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон). Задача Корпорации — координация оказания государственной поддержки субъектам МСП. При этом Корпорация предоставляет финансовую поддержку субъектам МСП посредством выдачи гарантий и поручительств (подобные функции в соответствии со своим масштабом деятельности выполняют региональные гарантийные организации под кураторством Корпорации в рамках Национальной гарантийной системы), создает прочие условия для их льготного финансирования через банки-партнеры, прочие финансовые структуры и дочерние образования, в том числе АО «МСП Банк» (рейтинг АКРА — BBB(RU), прогноз «Позитивный»). Кроме того, мандат Корпорации предполагает консультирование и обучение субъектов МСП для их более эффективного развития и повышения уровня вовлеченности в закупочные процессы крупнейших заказчиков в стране, а также консультирование представителей органов государственной власти и крупного бизнеса для стимулирования большего взаимодействия с МСП.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая оценка степени поддержки. Корпорация является организацией, связанной с государством: она функционирует на основе специального законодательного акта и контролируется государством. В рамках реализации своих функций и полномочий Корпорация выступает ключевым участником национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В соответствии с Законом, персональный состав органов управления Корпорации, включая генерального директора, определяется Правительством РФ. Таким образом, государство полностью контролирует как стратегию, так и операционную деятельность Корпорации. Государство предоставляет Корпорации поддержку в виде взносов в уставный капитал за счет средств федерального бюджета в объеме, достаточном для успешной реализации функций и полномочий Корпорации. За период с 2017 по 2023 год капитал Корпорации был увеличен на общую сумму порядка 47 млрд руб.

Кроме того, в соответствии с Законом, для исполнения обязательств по определенным поручительствам и независимым гарантиям Корпорации предоставляется господдержка за счет средств федерального бюджета. Объем субсидии, предоставленной Корпорации на текущий год, составляет около 8,4 млрд руб. (с учетом переноса неиспользованного остатка предыдущих периодов).

Финансовый профиль Корпорации отражает специфику ее деятельности. Максимизация финансового результата не является приоритетом для Корпорации, что соответствует мандату института развития. Соответственно, капитал поддерживается благодаря регулярным вливаниями со стороны государства и формирует порядка 60% баланса и 15,5% от совокупных баланса и внебалансовых обязательств кредитного характера на начало 2024 года (согласно данным консолидированной отчетности по МСФО).

По оценкам Агентства, объем непокрытых резервами потенциально проблемных активов и забалансовых обязательств кредитного характера остается управляемым, составляя порядка 9% собственных средств. В том числе примерно 2,5% собственных средств представляют собой гарантии и поручительства, исполнение обязательств по которым планируется в основном за счет субсидий, предоставляемых Корпорации. Оставшаяся доля — это преимущественно потенциально проблемные кредиты и ценные бумаги, консолидируемые с уровня дочерних организаций.

Вместе с тем АКРА обращает внимание на рост гарантий и поручительств в 2022 и 2023 годах на 65 и 30% соответственно в условиях неопределенности и труднопредсказуемых изменений операционной среды. Это может обусловить повышенные кредитные риски в следующие 12–18 месяцев по мере созревания соответствующих портфелей. Основными продуктами, способствовавшими расширению бизнеса, были «зонтичные» поручительства (в текущих условиях сдерживающей денежно-кредитной политики, вероятно, они останутся наиболее востребованными в 2024 году) и поручительства в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой совместно с Банком России. В первом случае возможные негативные последствия несколько смягчает наличие субсидий от государства по большей части выдаваемых поручительств; во втором — программа предполагает, что в качестве принципалов выступают банки-участники, кредитные риски которых по определению ниже чем у представителей МСП. Дополнительным возможным источником непредвиденных потерь остаются кредитные и лизинговые требования дочерних организаций Корпорации к своим клиентам. Однако, как полагает АКРА, в случае экстренной необходимости государство окажет Корпорации достаточную поддержку для выполнения ее обязательств в полном объеме, что смягчает указанные риски.

Согласно подходам Агентства, собственная кредитоспособность Корпорации не является фактором, влияющим на ее кредитный рейтинг. Присвоение рейтинга основывалось на Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой.

Ключевые допущения

  • сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства;

  • сохранение готовности Правительства РФ оказывать Корпорации регулярную и экстраординарную поддержку.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного или операционного контроля со стороны государства;

  • снижение готовности Правительства РФ оказывать Корпорации регулярную и экстраординарную поддержку.

Компоненты рейтинга

ОСК: отсутствует.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг АО «Корпорация «МСП» был опубликован АКРА 27.04.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «Корпорация «МСП» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «Корпорация «МСП», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «Корпорация «МСП» по МСФО, отчетности АО «Корпорация «МСП» по РСБУ и управленческой отчетности АО «Корпорация «МСП». Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Корпорация «МСП» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало АО «Корпорация «МСП» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сурен Асатуров
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Светлана Коломытова
Эксперт, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 221
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.