Повышение кредитного рейтинга Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) связано с ростом операционной эффективности бюджета при сохранении высокого уровня ликвидности.

Кредитный рейтинг обусловлен низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, высокой операционной эффективностью бюджета и гибкостью бюджетных расходов. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.

Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе, на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения России, на ее долю приходится 1,12% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. ВРП Области в 2022 году достиг 1,57 трлн руб., что на 11% превышает результат 2021 года в номинальном выражении и на 1,3% — в реальном. Ежегодно на территории Области добывается свыше 3% нефти, газа и газового конденсата от общероссийского объема добычи.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокие показатели бюджетного профиля. Как следует из данных Региона за 2020–2023 годы и данных актуальной версии закона о бюджете Области на 2024 год, усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы превысит пороговое значение в 20%. Это говорит об устойчивости роста операционной эффективности и позволяет, согласно методологии АКРА, изменить оценку операционной эффективности бюджета с умеренно высокой до высокой. Этого удалось достичь за счет как стабильно высокого уровня операционной эффективности в предыдущие три года, так и сравнительно высокого показателя, ожидаемого в этом году. Положительный баланс текущих операций свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и большей части капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 30%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы за период с 2021 по 2023 год более чем наполовину финансировались Областью за свой счет, а по итогам прошлого года доля капитальных расходов, профинансированная собственными средствами Региона, превысила 70%.

Усредненная за 2020–2024 годы доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит порядка 75%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -0,3%. В 2024 году МБД, как ожидается, будет отрицательным ввиду прогнозного снижения доходов на фоне роста расходной части бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость частичного использования дополнительных источников финансирования капитальных расходов.

По итогам 2023 года доходы Оренбургской области увеличились на 4% в годовом сопоставлении. При этом ННД Региона выросли на 14% за счет роста поступлений по НДФЛ и налогу на прибыль (традиционно максимальная доля ННД) на 15 и 26% соответственно, а также в связи с получением существенного дохода от размещения средств бюджета (3% ННД). За прошлый год объем безвозмездных поступлений сократился на 18% относительно показателя 2022 года. Расходы бюджета Области по итогам 2023 года возросли на 6% (в том числе капитальные — на 13%), а профицит бюджета составил 1% ННД, что позволило Региону сохранить накопленную ранее ликвидность.

Исходя из актуальной версии закона о бюджете Области, в текущем году ННД могут снизиться на 2% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 5% в годовом сопоставлении. Ожидается, что поступления по налогу на прибыль уменьшатся на 6%, а по НДФЛ — вырастут на 6%. Совокупность этих факторов обусловит снижение доходов бюджета на 3% к показателю прошлого года. Расходная часть по итогам 2024-го увеличится на 5%, при этом капитальные расходы планируется сократить на 4%, а текущие расходы увеличить на 9%. В этом случае бюджет Области будет исполнен с дефицитом в размере 9,6% ННД.

Бюджетный профиль Области оценивается АКРА как умеренно сильный. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует, в законе о бюджете Региона установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований. Для бюджетного процесса характерно преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Региона причинам. Средства, недополученные бюджетом от предоставления налоговых льгот, не превышают 2% ННД.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкий уровень долговой нагрузки. По итогам 2023 года долг Региона увеличился на 26% и составил 23 млрд руб. (11% приходится на облигации, а 89% — на бюджетные кредиты). В прошлом году Область привлекла кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, специальный казначейский кредит, а также кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на опережающее финансирование расходных обязательств. Доля данного кредита в общем объеме задолженности по бюджетным кредитам Региона на 01.01.2024 превышает 20%, а его погашение ожидается до конца апреля текущего года (за счет средств федерального бюджета, как полагает АКРА).

По состоянию на 01.01.2024 в текущем году Области предстоит погасить 26% долга (с учетом кредита на опережающее финансирование расходных обязательств), а в следующем году — 14%.

Как указано в актуальной версии закона о бюджете, в 2024-м Область планирует сократить объем долга на 12%.

По итогам 2023 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 17%, а на конец текущего года может составить 16%, что соответствует о низкой долговой нагрузке.

Соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета Оренбургской области (за вычетом объема субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП Области в 2024 году не превысит 2%.

Долговой профиль Региона оценивается АКРА как сильный, учитывая несущественную долговую нагрузку муниципалитетов и сбалансированную долговую политику Региона, основанную на использовании долгосрочных долговых инструментов. Предприятия госсектора не имеют значительного объема долговых обязательств, а средневзвешенный срок погашения долга Области превышает три с половиной года.

Существенный объем накопленной ликвидности. В 2023 году объем накопленной ликвидности увеличился на 28% и на 01.01.2024 превысил объем долга на ту же дату на 15% (и более чем в два раза превзошел среднемесячные расходы Региона за 2023 год). В актуальной версии закона о бюджете Региона на текущий год не запланировано существенного расходования накопленных средств, следовательно, коэффициент ликвидности по итогам 2024 года может превысить 140%.

Качественная оценка ликвидности бюджета Оренбургской области соответствует умеренно высокому уровню. По данным Региона, на 01.01.2024 просроченная кредиторская задолженность отсутствует, а необходимости в привлечении краткосрочных кредитов для финансирования кассовых разрывов нет. Риски рефинансирования долговых обязательств незначительны.

Умеренно развитая экономика с концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. По оценкам АКРА, в объеме ежегодных налоговых поступлений в бюджет Региона за период с 2020 по 2023 год на добычу, обработку и реализацию углеводородов в среднем приходилось около 40%. Основными экспортными направлениями данной продукции для Области являются страны СНГ.

Структура ВРП Оренбургской области по видам деятельности близка к структуре налоговых поступлений в ее бюджет — наибольшая доля ВРП приходится на добывающий сектор (43% в 2022 году). Исходя из прогноза социально-экономического развития Области, структурные изменения ВРП в среднесрочной перспективе маловероятны.

Усредненный за 2019–2022 годы показатель ВРП на душу населения в Регионе составил порядка 89% усредненного среднестранового значения. АКРА не ожидает снижения этого показателя ниже 80%.

Соотношение усредненных показателей заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2020–2023 годах составило 3,7, а усредненный за аналогичный период уровень безработицы в Регионе – 3,6%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, определенных актуальной версией закона о бюджете Области;

  • следование консервативной долговой политике с привлечением долгосрочных заимствований в случае необходимости финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета по итогам 2024 года с дефицитом ниже прогнозируемого АКРА уровня;

  • устойчивый рост доли собственных доходов (ННД) в структуре доходов бюджета;

  • рост уровня диверсификации экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • необходимость предоставления правительством Области экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;

  • устойчивое снижение операционной эффективности бюджета до уровня ниже 20%;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%.

Рейтинги выпусков

Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., — AA-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.