АКРА подтвердило кредитные рейтинги облигационного выпуска Республики Беларусь (далее — Беларусь, страна):
-
по международной шкале — B+;
-
по национальной шкале для Российской Федерации — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Указанный ниже облигационный выпуск имеет статус старшего необеспеченного долга Беларуси, кредитное качество которой поддерживается относительно высоким уровнем благосостояния, умеренным госдолгом и углубленной интеграцией с Россией, но ограничивается сокращением фискальных резервов, накопленных в предыдущие годы, рисками реализации условных обязательств, слабой внешней позицией и узостью внутреннего рынка капитала. При подтверждении кредитных рейтингов указанного облигационного выпуска учитывалась кредитная оценка Беларуси.
Кредитное качество страны поддерживается восстановлением промышленности, ростом инвестиций, снижением инфляции, сокращением внешнего долга и удержанием международных резервов в условиях сохранения выплат по внешнему государственному долгу в национальной валюте. В 2023 году экономика Беларуси продемонстрировала восстановление и, по официальным данным, показала рост на 3,9%. Однако, по мнению АКРА, текущая динамика может быть неустойчивой. Цены на основные экспортные товары страны снижаются, но еще находятся выше докризисных уровней. Объемы экспорта основных товаров восстанавливаются и по отдельным позициям превышают докризисные. Транспортные издержки возросли. Ценовое регулирование осуществляется по широкому спектру товаров потребительской корзины. Существенно растут объемы кредитования государственных предприятий и населения в национальной валюте, что частично обусловлено заменой валюты кредитования с иностранной на национальную. Отношение совокупного объема кредита к ВВП растет с 2022 года. Сохраняется практика льготного кредитования. Сектор информационных технологий, один из драйверов экономики страны ранее, продолжает сокращаться. По-прежнему растет задолженность бюджета перед Национальным банком Республики Беларусь.
Ключевым фактором, поддерживающим восстановление экономики страны, является продолжающаяся интеграция с Россией, в том числе торговая. Кредитное качество Беларуси в дальнейшем будет во многом зависеть от способности страны перейти к устойчивым темпам роста в условиях отсутствия негативных внешних и внутренних шоков.
Ключевые характеристики выпуска
Объем эмиссии |
10 млрд российских руб. |
ISIN |
RU000A1052U9 |
Дата начала размещения |
06.04.2023 |
Дата погашения |
02.04.2026 |
Источник: АКРА, данные эмитента
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по международной шкале. Кредитный рейтинг выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальным шкалам АКРА. Также при присвоении всех указанных выше кредитных рейтингов применялись Основные понятия, используемые Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитные рейтинги выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 06.04.2023. Очередной пересмотр кредитных рейтингов выпуска государственных облигаций Республики Беларусь серии 08 (ISIN RU000A1052U9) по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.