Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен сильным промышленным сектором, обеспечивающим устойчивый поток налоговых поступлений в бюджет, а также высокой долей бюджетных кредитов в составе долгового портфеля, позволивших существенно снизить стоимость обслуживания долга. Вместе с тем негативное влияние на рейтинг оказывают умеренная самодостаточность бюджета, низкий уровень гибкости управления расходной частью бюджета и низкий уровень капитальных расходов, финансируемых за счет городского бюджета.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ), в Городе проживает 231 тыс. человек. На территории Города расположены крупные промышленные объекты: Филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (ПАО «РУСАЛ Братск»), ОАО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сильная промышленная база при ограниченных возможностях участия местного бизнеса в производственных цепочках крупных промышленных компаний. В отраслевой структуре экономики Братска доминируют целлюлозно-бумажное и металлургическое производство, а также транспортная отрасль, которые обеспечивают до 90% валового продукта Города. Несмотря на то что в силу высокотехнологичности производства крупные предприятия в значительной мере опираются на собственные дочерние структуры в других регионах РФ, модернизация промышленных объектов оказывает положительное влияние на городскую экономику с точки зрения загрузки строительной отрасли и занятости населения. При относительно низком показателе зарегистрированной безработицы (65% от среднестранового уровня) и показателе валового регионального продукта (ВРП) на душу населения на уровне среднестранового, показатель среднедушевых денежных доходов существенно отстает от среднестранового (76%).
Умеренная самодостаточность доходной части бюджета при низком уровне гибкости управления расходной частью бюджета и низких собственных капитальных расходах. Бюджет Города характеризуется умеренной степенью самодостаточности: доля налоговых и неналоговых доходов в составе доходной части бюджета снизилась за период 2014–2016 годов с 44 до 30%, а по итогам 2017 года составит 35%. Несмотря на формально высокую степень контроля над расходной частью бюджета (обязательные расходы — 53%), фактический контроль является относительно низким в силу того, что значительная часть расходов финансируется за счет федеральных и областных средств. Фактический уровень операционного баланса в 2017 году составит 3%, что оценивается АКРА как критический уровень, не предполагающий сокращение долга или оплату непредвиденных расходов без привлечения внешнего финансирования. Уровень капитальных расходов, финансируемых непосредственно за счет городского бюджета, составил в среднем 4,3% от совокупных расходов за период 2014–2017 годов.
Рост долговой нагрузки за счет дешевых источников финансирования при высоком уровне краткосрочного долга. Несмотря на рост доли бюджетных кредитов, позволивший снизить стоимость обслуживания долга, показатели долговой нагрузки Братска находятся на критическом уровне вследствие низкого уровня операционного баланса. Город нуждается в рефинансировании банковского и бюджетного долга на ежегодной основе, а способность самостоятельно сокращать долговую нагрузку ограничена низкими темпами генерации налоговых и неналоговых доходов.
Достаточный уровень ликвидности и контроль над кассовыми расходами. Ликвидность бюджета обеспечивается остатками на едином счете, а также банковскими и бюджетными кредитами. Кассовые разрывы в течение года закрываются преимущественно за счет банковского кредита. С учетом доступных ресурсов и жесткого контроля над кассовыми расходами бюджета АКРА оценивает уровень ликвидности Братска как достаточный.
Ключевые допущения
- устойчивое финансовое положение крупных предприятий Братска;
- высокий уровень занятости населения;
- сохранение текущего объема финансирования расходов городского бюджета за счет областного бюджета;
- сохранение текущей структуры долгового портфеля.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост доходной части бюджета Города за счет увеличения доли налоговых и неналоговых доходов;
- рост операционного баланса выше 5%;
- реструктуризация бюджетных кредитов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- значительный рост расходов на обслуживание долга относительно операционного баланса;
- существенное сокращение уровня капитальных расходов.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Братску впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (17.11.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Братска, не выявлены.
АКРА не оказывало Администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.