Кредитный рейтинг АО «ГТЛК» (далее — ГТЛК, Компания) обусловлен очень высокой вероятностью экстраординарной поддержки со стороны государства. Компания обладает высоким уровнем кредитоспособности в сравнении с другими эмитентами в Российской Федерации.

ГТЛК — специализированная лизинговая компания, ориентированная на предоставление услуг финансового и операционного лизинга преимущественно транспортных средств. Являясь полностью государственной компанией, ГТЛК выступает как инструмент реализации государственной политики по развитию российской транспортной отрасли.

Компания обладает умеренно устойчивым уровнем собственной кредитоспособности. Повышение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Компании отражает значительное улучшение качества ее лизингового портфеля.

По оценкам АКРА, по итогам 2023 года ГТЛК является одним из лидеров по объему лизингового портфеля в Российской Федерации, а также абсолютным лидером в ключевых для себя направлениях лизинга железнодорожного, авиационного, водного и городского пассажирского транспорта.

АКРА снимает статус «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» по кредитным рейтингам ГТЛК, а также облигаций ГТЛК и ООО «ЛАЛ-1520». Действовавший статус был обусловлен необходимостью дополнительного анализа ситуации, связанной с невозможностью осуществления дочерними структурами Компании (GTLK Europe DAC и GTLK Europe Capital DAC) купонных платежей по еврооблигациям в соответствии с условиями эмиссий в результате наложенных санкций. В декабре 2023 года Компания завершила размещение замещающих облигаций в российском периметре в соответствии с действующим законодательством. По кредитному рейтингу Компании Агентством устанавливается прогноз «Стабильный».

Ключевые факторы оценки

Очень высокая вероятность оказания экстраординарной поддержки со стороны государства. По мнению АКРА, в случае необходимости государство может предоставить Компании долгосрочное и краткосрочное финансирование, а также осуществить увеличение капитала, учитывая следующие факторы:

  • ГТЛК играет важную роль для реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли;

  • Компания является лидером в сегменте лизинга авиационного, железнодорожного, водного и наземного транспорта, а также логистической инфраструктуры в части реализации государственных и национальных программ;

  • ГТЛК входит в перечни системообразующих организаций российской экономики и системообразующих организаций транспортного сектора РФ;

  • государство — 100%-ный акционер ГТЛК — осуществляет полный стратегический и операционный контроль над Компанией;

  • капитал ГТЛК сформирован за счет неоднократно предоставленного Компании бюджетного финансирования; в период экономической и международной нестабильности государство продолжает финансирование Компании: в 2022 году была осуществлена докапитализация ГТЛК, в 2023-м Компания впервые получила средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на льготных условиях для финансирования проектов в транспортной отрасли.

Учитывая важную роль Компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ, АКРА высоко оценивает вероятность дальнейшей докапитализации ГТЛК. Вместе с тем ухудшение финансового положения Компании окажет сравнительно ограниченное негативное влияние на национальную экономику и социальный сектор. Это в свою очередь может ограничить объем и приоритетность поддержки, которую государство будет готово предоставить ГТЛК.

Мнение АКРА об итоговом уровне поддержки Компании со стороны государства выражается в том, что финальный рейтинг ГТЛК устанавливается на уровне паритета с РФ минус три ступени.

Адекватная оценка бизнес-профиля обусловлена очень сильными позициями ГТЛК на лизинговом рынке и в сегментах лизинга железнодорожного, водного и авиационного транспорта. Концентрация на крупнейших лизингополучателях постепенно снижается, однако все еще продолжает ограничивать оценку бизнес-профиля. На конец 2023 года на десять наиболее крупных групп лизингополучателей приходилось 56% лизингового портфеля Компании, на долю крупнейшего клиента — 13% портфеля (годом ранее — 58 и 16% соответственно). Основная часть лизингового портфеля относительно равномерно диверсифицирована между сегментами железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Адекватная оценка достаточности капитала. Формирование дополнительного капитала и, как следствие, рост показателя достаточности капитала (ПДК), произошедшие в 2023 году несмотря на увеличение активов, стали возможными благодаря получению долгосрочных средств ФНБ на льготных условиях, а также получению прибыли по результатам прошлого года.  На конец 2023 года ПДК составил 15,1%. АКРА не ожидает существенного снижения ПДК в 2024 году, в то же время собственные возможности ГТЛК по генерации капитала остаются слабыми. Коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2019–2023 годы остается на отрицательном уровне. Прибыльность Компании во многом ограничена в связи с реализацией программ некоммерческого (льготного) лизинга. АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности.

Высокое качество лизингового портфеля. Существенное улучшение качества лизингового портфеля Компании связано с выбытием из портфеля контрагентов, относящихся к деятельности выбывших дочерних структур Компании (GTLK Europe DAC и GTLK Europe Capital DAC), осуществление платежей такими контрагентами стало невозможным в связи с санкционными ограничениями. Также некоторые клиенты ГТЛК получают финансирование в рамках государственных мер поддержки, что способствует более лояльной оценке Агентством качества обслуживания ими долга перед ГТЛК. Однако АКРА рассматривает это как фактор высокой зависимости от политики государства в части оказания поддержки сегментам транспортной отрасли России. По состоянию на 30.09.2023 доля проблемной и потенциально проблемной задолженности в текущем лизинговом портфеле Компании составила около 4%, при этом платежи, просроченные более чем на 90 дней, не превышали 0,7% портфеля.

Сбалансированная структура фондирования. Диверсификация структуры фондирования Компании остается стабильной. Структура внебюджетного фондирования Компании состоит из выпущенных облигаций и банковских кредитов. На долю привлеченных кредитов и займов по состоянию на 31.12.2023 приходилось 39% обязательств Компании. Зависимость Компании от отдельных кредиторов оценивается как приемлемая.

Адекватная позиция по ликвидности. В базовом сценарии АКРА Компания имеет положительный запас денежных средств (прогнозный коэффициент текущей ликвидности на горизонте 12 месяцев незначительно выше 1,0). Временная структура активов и обязательств сбалансирована, а в стрессовых сценариях АКРА потребность ГТЛК в привлечении экстренной ликвидности умеренная.

Ключевые допущения

  • сохранение принятой бизнес-модели Компании на горизонте 12–18 месяцев;

  • ПДК не ниже 11% на горизонте 12–18 месяцев;

  • сохранение текущей структуры фондирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • дальнейшее существенное повышение системной значимости ГТЛК вследствие увеличения масштабов государственного финансирования и роста вовлеченности Компании в реализацию государственной политики в сфере транспорта при стабилизации экономической ситуации в России.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного контроля со стороны Российской Федерации либо снижение готовности акционера оказывать поддержку Компании;

  • снижение системной значимости Компании для государства.

Компоненты рейтинга

ОСК: bbb-.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: поддержка государства, паритет с РФ минус 3 ступени.

Рейтинги выпусков

АО «ГТЛК», серия 002Р-01 (RU000A102VR0), срок погашения — 03.03.2036, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 002Р-02 (RU000A105KB0), срок погашения — 17.11.2037, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-20 (RU000A1038M5), срок погашения — 28.05.2036, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-19 (RU000A101SD8), срок погашения — 23.05.2035, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-18 (RU000A101SC0), срок погашения — 23.05.2035, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-17 (RU000A101QL5), срок погашения — 14.05.2035, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-16 (RU000A101GD3), срок погашения — 17.02.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-15 (RU000A100Z91), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-14 (RU000A100FE5), срок погашения — 25.05.2034, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-13 (RU000A1003A4), срок погашения — 20.01.2034, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-12 (RU000A0ZZV11), срок погашения — 04.11.2033, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-11 (RU000A0ZZAL5), срок погашения — 03.06.2033, объем эмиссии — 150 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-10 (RU000A0ZZ984), срок погашения — 20.05.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-09 (RU000A0ZZ1J8), срок погашения — 18.03.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-08 (RU000A0ZYR91), срок погашения — 18.01.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-07 (RU000A0ZYNY4), срок погашения — 31.12.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-06 (RU000A0ZYAP9), срок погашения — 01.09.2032, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-04 (RU000A0JXPG2), срок погашения — 06.04.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-03 (RU000A0JXE06), срок погашения — 22.01.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-02 (RU000A0JX199), срок погашения — 24.11.2031, объем эмиссии — 7,78 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия ЗО24-Д (RU000A1077H3), срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 252,131 млн долл., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия ЗО25-Д (RU000A1078V2), срок погашения — 17.04.2025, объем эмиссии — 292,09 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия ЗО26-Д (RU000A107AQ5), срок погашения — 18.02.2026, объем эмиссии — 303,644 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия ЗО27-Д (RU000A107B43), срок погашения — 10.03.2027, объем эмиссии — 346,639 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия ЗО28-Д (RU000A107CX7), срок погашения — 26.02.2028, объем эмиссии — 167,099 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия ЗО29-Д (RU000A107D58), срок погашения — 27.02.2029, объем эмиссии — 141,112 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 002P-03 (RU000A107TT9), срок погашения — 02.02.2039, объем эмиссии — 7,5 млрд руб., — АA-(RU).

ООО «ЛАЛ-1520», серия П01-БО-02 (RU000A101D54), срок погашения — 18.01.2030, объем эмиссии — 35,6 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ГТЛК. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по приоритетности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг указанных выше эмиссий ГТЛК приравнивается к кредитному рейтингу ГТЛК — АА-(RU). Эмиссия ООО «ЛАЛ-1520» имеет поручительство от юридического лица с кредитным рейтингом АА-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги АО «ГТЛК» и облигационных выпусков АО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A105KB0, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5, RU000A100Z91, RU000A101GD3, RU000A101QL5, RU000A101SC0, RU000A101SD8, RU000A102VRO, RU000A1038M5, RU000A1077H3, RU000A1078V2, RU000A107AQ5, RU000A107B43, RU000A107CX7, RU000A107D58, RU000A107TT9) и ООО «ЛАЛ-1520» (ISIN RU000A101D54) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг АО «ГТЛК» был опубликован АКРА 28.06.2017; кредитные рейтинги облигационных выпусков АО «ГТЛК»: RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2 — 25.07.2017; RU000A0ZYAP9 — 21.09.2017; RU000A0ZYNY4 — 23.01.2018; RU000A0ZYR91 — 06.02.2018; RU000A0ZZ1J8 — 06.04.2018; RU000A0ZZ984 — 08.06.2018; RU000A0ZZAL5 — 22.06.2018, RU000A0ZZV11 — 23.11.2018, RU000A1003A4 — 07.02.2019, RU000A100FE5 — 11.06.2019, RU000A100Z91 — 28.10.2019, RU000A101GD3 — 27.02.2020, RU000A101QL5 — 29.05.2020, RU000A101SC0 — 09.06.2020, RU000A101SD8 — 09.06.2020, RU000A102VRO — 19.03.2021, RU000A1038M5 — 15.06.2021, RU000A105KB0 — 05.12.2022, RU000A1077H3 — 22.11.2023, RU000A1078V2 — 27.11.2023, RU000A107AQ5 — 06.12.2023, RU000A107B43 — 06.12.2023, RU000A107CX7 — 19.12.2023, RU000A107D58 — 19.12.2023, RU000A107TT9 — 21.02.2024 и ООО «ЛАЛ-1520»: RU000A101D54 — 31.01.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «ГТЛК», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков АО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A105KB0, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5, RU000A100Z91, RU000A101GD3, RU000A101QL5, RU000A101SC0, RU000A101SD8, RU000A102VRO, RU000A1038M5, RU000A1077H3, RU000A1078V2, RU000A107AQ5, RU000A107B43, RU000A107CX7, RU000A107D58, RU000A107TT9) и ООО «ЛАЛ-1520» (ISIN RU000A101D54) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «ГТЛК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «ГТЛК» по МСФО и отчетности АО «ГТЛК», составленной в соответствии с требованиями РСБУ. Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО «ГТЛК» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало АО «ГТЛК» дополнительные услуги, АКРА не оказывало ООО «ЛАЛ-1520» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алла Борисова
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 153
Иван Пестриков
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 135

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.