Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики Региона.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами Российской Федерации и Украиной. В Области проживает 0,8% населения страны, объем ее валового регионального продукта (ВРП) составляет около 0,6% совокупного ВРП. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы оценки

Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение последних пяти лет удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. По итогам 2023 года соотношение долга Области и ее текущих доходов составило 14%, а в 2024-м может оказаться на уровне порядка 22%. Этому будут способствовать планируемое снижение текущих доходов (в части текущих трансфертов), а также, но в меньшей степени, планируемый рост абсолютного размера долга. Соотношение долга и ВРП Области стабильно находится на отметке ниже 2%, что соответствует низкой общей долговой нагрузке.

На 01.01.2024 долг Региона был представлен облигациями (3%), бюджетными кредитами (94%) и гарантиями (3%). На начало 2024-го доля погашаемого в текущего году долга составляла 16%, а доля долга, подлежащего погашению в 2025 году, — 15%. Более половины долга, погашаемого в этом году, представляют собой кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств, источником средств для погашения которых послужат трансферты из федерального бюджета. В 2023 году незначительная часть задолженности Области по бюджетным кредитам была списана. АКРА ожидает, что по мере поступления в федеральный бюджет налоговых платежей от инвестиционных проектов, которые были реализованы за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, последние также будут частично списываться. Кроме того, как полагает АКРА, погашение долга Регионом в ближайшие два года может быть меньше по причине частичного списания бюджетных кредитов, анонсированного федеральными властями.

Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области благодаря высокой доле бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) в 2020–2024 годах составит 0,2%.

Кредитная история Курской области положительная. Средневзвешенный срок погашения долга Области на начало 2024-го превышал 3,5 года, а в структуре долга преобладала задолженность перед федеральным бюджетом. Долговая нагрузка муниципальных образований невелика. АКРА не располагает сведениями о необходимости поддержки предприятий госсектора. Баланс текущих операций Региона стабильно положительный, тем не менее с 2021 года долговая нагрузка растет вследствие финансирования капитальных расходов, хотя по-прежнему находится на низком и безопасном уровне. Долговой профиль оценивается как очень сильный.

Курская область располагает некоторым объемом собственной ликвидности, достаточным для своевременного выполнения обязательств. Сформированные на 01.01.2024 остатки на счетах составили почти половину среднемесячных расходов областного бюджета за 2023 год. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2023 году составляет 116%, а в 2024 году ожидается на уровне 94%.

У Курской области заключен контракт на предоставление возобновляемых кредитных линий, срок выборки которых на начало года превышал 12 месяцев. Кредит Управления Федерального казначейства в 2023-м и за истекший период 2024 года не привлекался, но договор о его предоставлении заключен. Риски рефинансирования невелики в связи с некоммерческим характером большей части долговых обязательств, просроченная кредиторская задолженность отсутствует. С учетом совокупности факторов профиль ликвидности Региона признается умеренно сильным.

Умеренно сильный бюджетный профиль с зависимостью от металлургического сектора. Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 68%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период окажется на уровне 13,2%. Положительный баланс текущих операций свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может составить -3,9%, что указывает на возрастающую потребность бюджета в привлечении долгового финансирования. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2020–2024 годах превысит 24%; более половины капитальных расходов Регион финансирует самостоятельно, однако возможность их сокращения не вполне очевидна. Тем не менее потребность Области в осуществлении капитальных расходов не выглядит существенно выше, чем их текущий уровень, а ожидаемый по итогам 2024 год рост доли самостоятельного финансирования может не произойти.

Динамика налоговых и неналоговых доходов (ННД) Курской области волатильна, учитывая зависимость налоговых поступлений от одного из наиболее крупных секторов экономики Области — добычи металлических руд. Так, колебания поступлений по налогу на прибыль в годовом сопоставлении составляли от -46% (в 2022-м) до 105% (в 2021-м). Динамика этого показателя находится вне сферы влияния Области, однако с учетом сравнительно небольшого размера бюджета это создает для него значительные риски.

Способность администрации Области стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как достаточно высокая. Для всех муниципальных районов и городских округов установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Случаи нарушения бюджетного законодательства не зафиксированы. Объем налоговых льгот в 2022 году (последние доступные данные) составил 3% ННД, основная доля льгот пришлась на налоги на имущество. Совокупность факторов позволяет оценить бюджетный профиль Региона как умеренно сильный.

Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная их доля приходится на сегмент добычи железных руд и составляет 19% — усредненное значение за 2020–2023 годы, по оценкам АКРА), динамика социально-экономических показателей и наполнение бюджета Области зависят от конъюнктуры, складывающейся на мировом и внутреннем рынках металлов. По итогам 2023 года индекс промышленного производства (ИПП) в добывающей промышленности составил 97,1% (против 79,7% в 2022 году), тогда как ИПП в целом оказался на уровне 109,6%, в том числе за счет значительного прироста в обрабатывающей промышленности.

Соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого ВРП Области и подушевого среднестранового ВРП составило 69%. По оценкам АКРА, в 2023–2025 годах показатель останется в пределах текущей категории. Соотношение усредненных за период с 2020 по 2023 год заработной платы и прожиточного минимума (для трудоспособного населения) превышало 3,5. Безработица в Регионе в 2023 году снизилась до 2,4%, а усредненный за последние четыре года показатель составил 2,9%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета текущего года с дефицитом в пределах 10% ННД;

  • финансирование прогнозного дефицита с использованием остатков на счетах и привлеченных средств;

  • использование ликвидности для финансирования дефицита бюджета не в полном объеме.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели;

  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;

  • рост соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30%;

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.