Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлен сбалансированными операционными показателями бюджета, низкими рисками рефинансирования долга, значительным объемом ликвидности, который при этом запланировано направить на финансирование бюджетного дефицита текущего года, и высоким уровнем капитальных расходов бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля), а также перспективы роста долговой нагрузки в плановом периоде.

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения РФ). По оценке Области, по итогам 2023 года ее валовой региональный продукт (ВРП) составил 2 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные операционные показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 13%, что свидетельствует об умеренно высоком уровне операционной эффективности. В 2021 и 2022 годах объем баланса текущих операций существенно вырос в сравнении с показателем 2020-го. По итогам прошлого года баланс текущих операций снизился, а в текущем году ожидается отрицательным.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 25%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы более чем на две трети финансируются за счет областного бюджета. На протяжении последних пяти лет капитальные расходы регулярно демонстрируют значительный прирост. Качественная оценка гибкости расходов в связи с этим определяется как умеренно высокая.

Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 83%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на уровне 3,7%, что указывает на достаточность собственных средств для финансирования расходов, в том числе капитальных.

Рост налоговых доходов в течение 2021 и 2022 годов позволил Области сформировать значительный запас ликвидности. В прошлом году дефицит областного бюджета был профинансирован преимущественно за счет бюджетных кредитов. По итогам текущего года ожидается значительный дефицит бюджета в первую очередь в связи с сокращением поступлений по налогу на прибыль. Прогнозируемый дефицит будет профинансирован за счет использования накопленной ликвидности.

Структура доходов Области волатильна в связи с наблюдаемой высокой зависимостью доходов от добычи угля. Доля поступлений по налогу на прибыль в ННД варьировалась от 29 до 56% в период с 2016 по 2023 год. Это существенно затрудняет бюджетное планирование.

АКРА не располагает сведениями о случаях нарушения бюджетного законодательства, которые могли бы повлиять на ее кредитное качество. Регион предоставляет налоговые льготы компаниям, осуществляющим деятельность на его территории. Ведется работа по отмене неэффективных льгот. Муниципальные образования получают дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации, что стимулирует их экономическое развитие. Бюджетный профиль признается умеренно сильным.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации

Низкие риски рефинансирования долга и его потенциальный рост. По состоянию на 01.01.2024 долг Кемеровской области состоял на 89% из бюджетных кредитов, остальное приходилось на облигации и прочие долговые инструменты. Ежегодно Области предстояло гасить не более 23% долговых обязательств. По состоянию на 01.04.2024 большая часть бюджетных кредитов, подлежавших погашению в текущем году, была погашена.

За 2023 год долговая нагрузка на бюджет Области почти не изменилась и составляет порядка 30%. На конец текущего года показатель ожидается приблизительно на том же уровне (применяется корректировка на пограничное значение в связи с ожидаемым ростом долговой нагрузки в 2025 году).

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Области на конец 2023 года составило порядка 3,3%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА. По итогам текущего года не ожидается его существенного изменения.

Долговой профиль Региона оценивается как сильный. В 2023 году была списана некоторая часть бюджетных кредитов, и ожидается, что этот процесс будет продолжен и в текущем году. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на 01.01.2024 и 01.04.2024 отсутствует, средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышает 3,5 года. Баланс текущих операций в течение последних лет преимущественно положителен, однако в значительной мере зависит от конъюнктуры. Кредитная история Области положительная, долг муниципальных образований значим, но подконтролен Области и снижается в относительном выражении. Практически весь объем накопленной ликвидности запланирован к использованию в текущем году, что создает риски резкого роста долговой нагрузки в случае непредвиденного снижения доходной части бюджета в плановом периоде.

Текущий высокий уровень ликвидности бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Области в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета. Однако эти средства предполагается в значительной мере потратить.

Коэффициент ликвидности по итогам 2023 года превысил 300%, однако на конец текущего года при необходимости финансирования дефицита бюджета он значительно снизится и составит порядка 90%.

Профиль ликвидности является умеренно сильным. Область регулярно размещает накопленные средства на банковских депозитах, не проводит закупок кредитных линий в отсутствие необходимости. В то же время в связи с расходованием остатков средств на счетах Региону придется привлечь заимствования в 2025 году. В текущем году Область не заключала договор на предоставление бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. В 2023 году был заключен договор, в рамках которого был привлечен кредит в размере 12,7 млрд руб. на опережающее финансирование расходных обязательств.

Высокая концентрация экономики на добывающем секторе. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Региона вносит угольная промышленность. По оценкам АКРА, усредненная за 2020–2023 годы доля налоговых поступлений от добычи угля составила чуть менее 40% (применяется корректировка на пограничное значение).

Экономика Области характеризуется невысокими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2019–2022 годы значение составило чуть более 80% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы превышало 400%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы составил 4,1%.

Ключевые допущения

  • использование большей части накопленной ликвидности в текущем году;

  • следование политике привлечения долгосрочного долга и недопущение формирования пиковых выплат.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение существенного объема остатков на счетах Региона одновременно со снижением соотношения долга и текущих доходов до уровня значительно ниже 30%;

  • устойчивый рост подушевого ВРП, превышающий среднестрановые показатели.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли краткосрочного долга выше 20% от абсолютной величины долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.