Пересмотр прогноза по кредитному рейтингу Ивановской области (далее — Область, Регион) обусловлен ожидаемым изменением профиля долговой нагрузки вследствие реструктуризации бюджетных кредитов. 

На кредитный рейтинг продолжают оказывать давление критическое отставание показателей развития региональной экономики от среднестрановых уровней, низкая степень контроля над расходной частью бюджета и высокая долговая нагрузка.

Область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с четырьмя субъектами РФ. В Регионе проживает чуть менее 1% населения РФ.  В 2015 году ВРП Области составил 171 млрд руб. (0,3% совокупного ВРП регионов РФ). Треть обрабатывающей промышленности представлена текстильным и швейным производством.  

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Критический уровень развития экономики Области определяется структурой промышленного производства и отсутствием крупных производств с высокой добавленной стоимостью. По итогам 2013–2015 годов промышленное производство составило порядка четверти ВРП Области, остальная доля приходилась на сектор услуг и бюджетную сферу. Основные отрасли промышленности — текстильное и швейное производство (порядка 28% промышленного производства), не обеспечивающее значимых налоговых поступлений в бюджет Области, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (порядка 23%), а также пищевая промышленность (порядка 14%). Исторически низкое значение подушевого ВРП (38% от среднего уровня по РФ) и низкие среднедушевые денежные доходы (72% от среднего уровня по РФ) ограничивают налоговую базу областного бюджета. Однако планируемые инвестиционные проекты могут в среднесрочной и долгосрочной перспективе привести к росту ВРП, опережающему среднероссийские показатели, что потенциально изменит уровень развития экономики Области.

Низкие бюджетные показатели на фоне низкой доли капитальных расходов. Сдерживающее влияние на бюджет Области оказывают показатели экономики. Доходы областного бюджета почти на треть зависят от дотаций, подавляющая часть которых — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В результате самодостаточность бюджета Области оценивается как средняя. При очень высоком уровне обязательных расходов бюджета (83% в среднем за 2014–2017 годы) капитальные расходы составляют только 7% (с плановым понижением в 2018–2019 годах до 5–6%). АКРА ожидает, что на фоне планируемого снижения расходов операционный баланс вырастет до 13% регулярных доходов в 2018–2019 годах (по сравнению с 10% в 2016 году).

В структуре налоговых доходов доминируют налоги на доходы физических лиц, объем которых в 2014–2017 годах сопоставим с суммарными поступлениями по налогу на прибыль и налогу на имущество. Поскольку количество занятых в бюджетных секторах экономики (здравоохранение, образование, госуправление и т. д.) сопоставимо с количеством занятых в других секторах, поступления по НДФЛ зависят от уровня оплаты труда в бюджетной сфере.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Области находится на достаточном уровне. Максимальная доля поступлений приходится на сектор производства напитков (12% в среднем за 2014–2016 годы). Однако, по оценке АКРА, практически все поступления сектора обеспечены филиалом АО «Сан ИнБев», что создает для областного бюджета определенные риски в связи с отсутствием в Регионе иных сопоставимых крупных налогоплательщиков
(в особенности учитывая снижение объема производства на предприятии).

Снижение текущей долговой нагрузки при сохранении высокого объема долга. Хотя долговая нагрузка находится на высоком уровне (соотношение долга и операционного баланса к концу 2017 года ожидается на уровне 4,83), участие Области в программе реструктуризации бюджетных кредитов позволит сгладить профиль погашения долга даже в случае вынужденного возврата части задолженности при нарушении условий, которые установит Минфин. В результате отношение операционного баланса после процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде (за исключением оборотов внутри года) составит в 2018–2019 годах 0,7–0,4 (на конец 2017-го года данный показатель прогнозируется на уровне 0,3).

Достаточная ликвидность бюджета. Благодаря использованию кредитов, предоставляемых Управлением Федерального казначейства (УФК), Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов (закрываемых за счет краткосрочных кредитов УФК на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта и банковских кредитных линий). 

Ключевые допущения

  • заключение областным правительством соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов;
  • рост дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году;
  • снижение расходов бюджета в 2018 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • соблюдение Областью соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов;
  • выделение бюджету Области дополнительной помощи со стороны вышестоящего бюджета с целью погашения коммерческих обязательств;
  • значимый положительный экономический и налоговый эффект от новых инвестиций в текстильную промышленность и другие отрасли экономики;
  • рост доходов населения темпами, опережающими среднестрановые;
  • снижение доли обязательных расходов бюджета, сопровождающееся ростом капитальных расходов (в том числе за счет федеральных средств);
  • снижение долговой нагрузки;
  • дальнейшая стабилизация графика погашения долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • возврат к практике ежегодного рефинансирования большей части долга;
  • ежегодная амортизация бюджетных кредитов долями, превышающими 20%.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Ивановской области был опубликован 01.09.2017. Подтверждение кредитного рейтинга и пересмотр прогноза по нему были произведены 21.11.2017. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза по нему ожидается в течение 182 дней с даты пересмотра кредитного рейтинга (в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ивановской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Ивановская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ивановской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Ивановской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Андрей Пискунов
Старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.