Изменение прогноза по кредитному рейтингу Калужской области (далее — Калужская область, Область, Регион) с «Негативного» на «Стабильный» обусловлено сохранением положительной операционной эффективности и ростом коэффициента ликвидности на фоне профицитного исполнения областного бюджета по итогам 2023 года. Вместе с тем темпы прироста подушевого валового регионального продукта (ВРП) Области отставали от соответствующего среднестранового показателя, что привело к снижению категории ВРП Региона.
Кредитный рейтинг Калужской области обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высокими долями капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций), а также налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Области (без учета субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают существенная потребность бюджета в дополнительном финансировании и замедлившиеся темпы развития экономики Региона.
Калужская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,0 млн человек (порядка 0,7% населения РФ), а объем ее ВРП по итогам 2022 года был равен 694 млрд руб. (0,5% от совокупного показателя ВРП субъектов РФ). По оценке Области, показатель ВРП за 2023 год составил 690 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность при существенной потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит порядка 5%, при этом по итогам 2023 года баланс текущих операций сформировался выше нуля благодаря опережающим темпам роста текущих доходов над текущими расходами Области. Однако в связи с ожидаемым АКРА по итогам текущего года существенным дефицитом бюджета Региона его баланс текущих операций за указанный период может оказаться в отрицательной зоне, что приведет к необходимости финансирования части текущих расходов за счет накопленных средств.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит 16%. В среднем капитальные расходы примерно на половину финансируются за счет средств бюджета Области. Усредненная за указанный период доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит 80%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется АКРА на уровне -5%. Отрицательный модифицированный бюджетный дефицит указывает на существенную потребность бюджета в использовании остатков на счетах в совокупности с заемным финансированием для частичного покрытия расходов бюджета.
Бюджетный профиль Области оценивается как умеренно сильный. АКРА принимает во внимание периодические значительные отклонения фактических доходов и расходов регионального бюджета от плановых показателей. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Область передает в нижестоящие бюджеты часть доходов от уплаты акцизов на топливо. Сумма недополученных средств бюджета в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, в определенные годы может являться существенной для Региона. По данным Области, объем налоговых расходов за 2022 год был равен порядка 6% ННД, а в 2023-м этот показатель мог составить около 5% ННД.
По итогам 2023 года областной бюджет был исполнен с профицитом в размере 1% ННД, что позволило увеличить объем остатков средств на счетах. Доходная часть бюджета Области увеличилась на 6% к показателю предыдущего года, в том числе прирост ННД составил 15% во многом благодаря росту поступлений по налогу на прибыль примерно на треть в годовом сопоставлении. Значительный прирост также обеспечило увеличение поступлений по НДФЛ и по налогам на товары и услуги (на 11 и 8% соответственно). Безвозмездные поступления, напротив, сократились на 20% к уровню 2022 года. При этом объем текущих трансфертов почти не изменился, а размер капитальных трансфертов снизился практически вдвое. В то же время расходная часть бюджета Калужской области осталась на уровне 2022 года за исключением того, что капитальные расходы снизились на 19% год к году, а текущие расходы выросли на 4%.
По актуальной версии закона о бюджете Области доходы в текущем году сократятся на 10% к уровню 2023 года. При этом ННД уменьшатся на 4% в том числе по причине снижения поступлений по налогу на прибыль на 10% за указанный период и сохранения поступлений по НДФЛ практически без изменений. Дополнительно Область ожидает снижение безвозмездных поступлений на треть от уровня 2023 года. Прогнозируется, что расходная часть бюджета сократится примерно на 9% в годовом сопоставлении преимущественно за счет снижения капитальных расходов приблизительно на 30%. Дефицит бюджета по итогам 2024 года может составить 1% ННД, а его финансирование будет осуществлено за счет остатков на счетах Региона.
АКРА полагает, что доходная часть областного бюджета может сократиться в текущем году менее значительно относительно показателя 2023 года в связи с возможным ростом поступлений по НДФЛ. Наряду с этим Агентство ожидает прирост текущих расходов Региона на уровне прогнозируемой инфляции. В таком случае бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 10% ННД, а его финансирование будет осуществляться по большей части за счет накопленных остатков средств, при этом привлечение небольших объемов коммерческого долга по итогам года также возможно.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года долг Калужской области увеличился на 6% и составил 31,4 млрд руб. Долговой портфель Области был полностью сформирован бюджетными кредитами. График погашения долга на начало текущего года был плавным, периоды пиковых выплат отсутствовали. В ближайшие два года Области было необходимо погашать не более 15% долга ежегодно.
По состоянию на 01.05.2024 долг Региона увеличился на 1,9 млрд руб. и составил 33,3 млрд руб. Прирост долга сформировался в связи с привлечением бюджетных кредитов. Область привлекла краткосрочный кредит на пополнение остатков средств на сумму 2,3 млрд руб. от Управления Федерального казначейства (УФК), а также кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов на сумму 0,4 млрд руб. (первый транш; всего до конца года ожидается привлечение 1,2 млрд руб.). Наряду с этим порядка 0,8 млрд руб. кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств было погашено. За истекшую часть 2024 года существенных изменений в графике погашения долга Региона не произошло.
По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 36%. АКРА не ожидает существенного изменения показателя по итогам текущего года. Долговая нагрузка Региона сохранится на умеренно низком уровне.
Процентные расходы необременительны для Региона из-за некоммерческого характера долга: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составляет менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 5%.
Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Долг полностью представлен бюджетными кредитами, средневзвешенный срок погашения которых существенно превышает три с половиной года. В 2024 году возможно привлечение незначительных объемов коммерческого долга, что не окажет негативного влияния на сроки погашения и диверсификацию долговых обязательств. Операционная эффективность бюджета Региона преимущественно положительная, однако в 2024 году текущие расходы могут превысить текущие доходы, что приведет к необходимости их частичного финансирования за счет дополнительных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований низкая: соотношение их долга и ННД по итогам 2023 года составило 20%. Финансовый долг предприятий госсектора составил 0,4 млрд руб. по итогам 2023 года, а их просроченная кредиторская задолженность — 0,3 млрд руб. Согласно данным Области, ожидаемый объем расходов ее бюджета, осуществляемых в рамках договоров ГЧП и концессий, за 2024 год составит порядка 1,0 млрд руб. Эти средства учтены в актуальной версии закона о бюджете Региона.
Объем доступной ликвидности увеличился по итогам прошлого года. В 2023 году объем остатков на счетах Региона вырос на 42% к показателю за 2022 год. По мнению Агентства, основу прироста сформировали полученные Областью под конец года бюджетные кредиты, которые впоследствии будут использованы для финансирования капитальных расходов. С начала 2023 года остатки на счетах Области в среднем на 40% превышали объем ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.05.2024 остатки на счетах Региона превышают 6,5 млрд руб. В соответствии с прогнозом Агентства, Область направит весь объем свободных средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета.
Коэффициент ликвидности бюджета Области при прогнозируемом дефиците бюджета по итогам 2024 года составит 78%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно сильному профилю. Агентство принимает во внимание увеличение средств на счетах Региона по причине получения бюджетных кредитов. Регион не имеет открытых кредитных линий со сроком выборки более года, но использует краткосрочные кредиты УФК для финансирования возможных кассовых разрывов. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные в связи с некоммерческим характером долга. На 01.01.2024 просроченная кредиторская задолженность бюджета отсутствовала.
Умеренные показатели экономического развития. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого ВРП Региона и соответствующего среднестранового показателя составило 72% (аналогичный показатель, рассчитанный для 2018–2021 годов, достигал 80%). В соответствии с актуальным прогнозом Региона и ожиданиями АКРА, данное соотношение за 2020–2023 годы могло составить 67%, что не приводит к дальнейшему изменению текущей категории ВРП.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2020–2023 годы превышает 350%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за аналогичный период уровень безработицы был равен 3%, при этом за 2023 год показатель составил немногим более 2%.
В Регионе значительно развиты сфера торговли и отрасли обрабатывающей промышленности, в частности пищевая промышленность и металлургическое производство. Крупнейшими предприятиями Области по итогам 2023 года стали АО «АБ Инбев Эфес», ООО «Нестле Россия», АО «Инвест Альянс», ООО «Астразенека Индастриз» и АО «Л’Ореаль».
По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2020–2023 годы составила 44% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой промышленности, металлургическом производстве и в сфере производства автотранспортных средств, а также в других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Вторым по размеру негосударственным сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли, доля которого за указанный период составила порядка 14% налоговых поступлений. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 13% налоговых поступлений за указанный период, что свидетельствует о низкой зависимости экономики Региона от этой сферы.
Ключевые допущения
-
сохранение отставания динамики ВРП Области от среднестранового показателя в 2023 году;
-
меньшее снижение доходной части бюджета относительно параметров, определенных актуальной версией закона о бюджете;
-
рост текущих расходов бюджета в 2024 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
использование всего объема накопленной ликвидности для финансирования прогнозного бюджетного дефицита;
-
привлечение заемных средств для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
значительный прирост подушевого ВРП Области в 2023–2024 годах;
-
существенное снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;
-
устойчивое снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
длительный период снижения показателей социально-экономического развития;
-
существенное снижение операционной эффективности бюджета;
-
значительный рост доли краткосрочного долга;
-
существенное сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Калужской области был опубликован АКРА 08.12.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Калужской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калужской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Калужской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Калужской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.