АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» СЕРИИ ПБО-002Р-33 принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальному стандарту; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРОВАННЫХ В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ и ПОДТВЕРДИЛО ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, полученных от размещения «зеленых» облигаций, а также подтвердило соответствие указанного Отчета принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальному стандарту

Соответствие выпуска

В рамках настоящей оценки выпуска облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ, Эмитент, Инициатор) серии ПБО-002Р-33 (ISIN RU000A104Z48) АКРА осуществило верификацию соответствия выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA в редакции 2021 года, далее - ПЗО-2021), критериям «зеленого» инструмента финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 (далее — Национальный стандарт), а также проектов, рефинансированных за счет средств от размещения облигаций, — ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Агентство также подтверждает соответствие выпуска положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П («О Стандартах эмиссии ценных бумаг»).

Представленные Эмитентом проекты относятся к следующим категориям проектов, перечисленным в ПЗО-2021:

  • экологически чистый транспорт;

  • устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами.

Проекты соответствуют следующим направлениям Национального стандарта:

   5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (проекты A, B и С).

   5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий) (проект С).

   6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды (проект D).

   6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения (проект D).

   6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (проект D).

Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.

Ниже представлен перечень рассматриваемых проектов, которые были рефинансированы в рамках выпуска:

     A. Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро.

     B. Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов.

     C. Проект по модернизации трамвайной сети г. Таганрога «Таганрогский трамвай».

     D.  Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения.

Итоговый объем выпуска в денежном выражении составил 50 млрд руб. Эмитент проинформировал Агентство о том, каким образом были распределены средства, привлеченные за счет выпуска «зеленых» облигаций по проектам, а также предоставил подтверждающие документы о распределении средств.

Проект

Объем финансирования проекта за счет «зеленых» облигаций, млрд руб.

Доля финансирования проекта за счет других источников, %

А) Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро

31

В число других источников финансирования проекта входят:

  • аванс ГУП «Московский метрополитен» – 9%;

  • кредитные средства – 26%;

  • прочие источники – 16%

В) Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов

12

Иные источники финансирования проекта отсутствуют

С) Проект по модернизации трамвайной сети
г. Таганрога «Таганрогский трамвай»

6,85

В число других источников финансирования

  • проекта входят:

  • капитальный грант – 31%;

  • собственные средства – 3%;

  • прочие источники – 15%

D) Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения
г. Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения

0,15

 

В число других источников финансирования проекта входят:

  • поступления денежных средств от абонентов – 42%;

  • средства субсидии – 31%;

  • капитальный грант – 5%;

  • инвестиционный кредит – 11%;

  • прочие источники – 3%

Источник: данные Эмитента.

Реализация рассматриваемых проектов позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, которые выражаются в следующем1:

  • Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов: 30 613 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации проекта (31 год) — 949 003 т СО2-эквивалента).

  • Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов: 30 358 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (40 лет) — 1 214 320 т СО2-эквивалента).

  • Для проекта C: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов: 5 987 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (28 лет) — 167 636 т СО2-эквивалента).

  • Для проекта D: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года — на 415 079 т СО2-эквивалента). Кроме того, благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие экологические эффекты: снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³). Реализация проекта также позволит достигнуть увеличения объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³).

АКРА подтверждает, что проекты, рефинансированные за счет выпуска «зеленых» облигаций, продолжают соответствовать всем базовым принципам ПЗО-2021, и Национальному стандарту.


1 Представлены модельные расчеты экологических эффектов.

Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что рассматриваемый выпуск облигаций Эмитента продолжает соответствовать всем базовым компонентам ПЗО-2021. Направление использования средств (проекты, рефинансированные за счет выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»2, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем рассматриваемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».


2 https://xn--90ab5f.xn--p1ai/investoram/zelenye-obligatsii/.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

Кредитный рейтинг эмитента

AAA(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Биржевые «зеленые» облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав, серия ПБО-002Р-33

ISIN

RU000A104Z48

Объем эмиссии

50 млрд руб.

Дата начала размещения

21.07.2022

Дата погашения

15.07.2027

Источник: АКРА, данные эмитента

Эмитент действует на основании федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"»). Основная задача государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» — способствовать долгосрочному экономическому развитию России. В партнерстве с коммерческими банками Эмитент занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей.

АКРА подтверждает информацию о деятельности Эмитента в области устойчивого развития, ранее представленную в пресс-релизе АКРА от 29.05.20233.


3 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3986/

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и составлению отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Использование средств

Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых» облигаций, были направлены на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) проектов, направленных на сохранение и охрану окружающей среды и оказывающих положительное воздействие на нее, а также на предотвращение изменения климата или адаптацию к изменению климата и соответствующих ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

За счет средств, полученных от оцениваемого выпуска, Эмитент рефинансировал следующие проекты:

     А) Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро (направление 5.1 таксономии (согласно текущей редакции Национального стандарта)).

     B) Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов (направление 5.1 таксономии (согласно текущей редакции Национального стандарта)).

     C) Проект по модернизации трамвайной сети г. Таганрога «Таганрогский трамвай» (направление 5.1 таксономии и направление 5.7 таксономии (согласно текущей редакции Национального стандарта)).

     D) Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения (направления 6.2.1, 6.2.2 и 6.4.2 таксономии (согласно текущей редакции Национального стандарта)).

100% поступлений от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций было направлено исключительно на рефинансирование указанных выше проектов, подпадающих под следующие категории проектов ICMA согласно ПЗО-2021:

  • экологически чистый транспорт;
  • устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами.

Помимо документов, представленных в рамках первичной верификации4, Эмитент предоставил Агентству:

     (1)    обновленную анкету по форме Агентства, заполненную Эмитентом;

     (2)    обновленную информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности для каждого проекта;

     (3)    обновленный расчет климатического и экологического эффектов для каждого из проектов;

     (4)    отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций (в составе пункта 4.2 отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 12 месяцев 2023 года; далее — Отчет);

     (5)    информацию об объеме участия Эмитента в каждом проекте и распределении денежных средств от выпуска «зеленых» облигаций по проектам;

     (6)    документы по проектам.

Эмитент представил Агентству актуализированную на момент проведения оценки информацию о сроках и текущей стадии реализации проектов:

  • Для проекта A. Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Все вагоны, поставка которых предусмотрена в рамках реализации проекта (768 штук), на момент проведения повторной верификации закуплены и переданы во владение и пользование ГУП «Московский метрополитен», которое эксплуатирует данные вагоны на различных ветках метро. Дальнейшая реализация проекта осуществляется без участия ВЭБ.РФ. Проект в целом начат в 2017 году (начата замена выбывающего подвижного состава московского метро), окончание проекта запланировано на 2050 год (окончание контракта жизненного цикла).
  • Для проекта B. Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. В рамках реализации проекта были приобретены и предоставлены в лизинг электропоезда лизингополучателю (17 штук), который на момент проведения повторной верификации эксплуатирует подвижной состав на Рижском, Белорусском, Савеловском, Киевском направлениях московского транспортного узла, обеспечивая перевозку пассажиров железнодорожным транспортом. Дальнейшая реализация проекта осуществляется без участия ВЭБ.РФ. Проект в целом начат в 2016 году (начато обновление парка пригородных пассажирских электропоездов), окончание проекта запланировано на 2030 год (завершение обновления парка пригородных пассажирских электропоездов, сроки могут быть скорректированы).
  • Для проекта C. Эмитент ранее предоставил клиенту основное финансирование для целей реализации проекта. Реализация проекта предусматривает два этапа. В рамках первого этапа построено 10,53 км трамвайных путей, по маршруту запущено десять трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и три тяговые подстанции. Реализация первого этапа завершена 14.07.2022.
     В рамках второго этапа:
  • выполнена модернизация 34,7 км трамвайных путей;
  • реконструировано пять тяговых подстанций;
  • реконструировано трамвайное депо;
  • закуплено 40 единиц подвижного состава (в ходе переговоров с концедентом снижено общее количество подвижного состава на десять единиц).

На момент проведения повторной верификации запущены все девять трамвайных маршрутов, движение осуществляется в полном объеме, окончательная реализация второго этапа находится в стадии завершения.

  • Для проекта D. Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта.

На момент проведения повторной верификации концессионером реализуются мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой.

Запланированные по графику работы по проекту по состоянию на конец 2023 года выполнялись с отставанием от графика до 2 месяцев.

Общий объем реализации мероприятий инвестиционной программы составляет 1,4 млрд руб. (включая НДС).

Строительство водозабора «Южный»:

  • завершено проектирование, пройдена государственная экспертиза, выбран подрядчик, начаты строительно-монтажные работы;
  • срок завершения работ и ввода в эксплуатацию – 3 квартал 2025 года.

Работы по строительству технологической дороги к водозабору «Южный» завершены, подъезд к площадке строительства обеспечен.

Инженерно-техническое обеспечение жилой застройки «Уюн» (сети водоснабжения и водоотведения):

  • завершено проектирование, пройдена государственная экспертиза, выбран подрядчик, начаты строительно-монтажные работы.

Окончание срока действия концессионного соглашения — 2070 год.

Указанная выше информация подтверждается данными внешней независимой экспертизы по проектам С и D, внутренними справками структурных подразделений Эмитента, а также информацией о ранее выданных кредитах (проекты А и В).

Согласно информации, предоставленной Эмитентом, ни один из рассматриваемых проектов не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы. Кроме того, по данным Эмитента и в соответствии с принятыми Эмитентом процедурами, оценка экологических рисков проводится только в случаях, предусмотренных обязательными требованиями законодательства Российской Федерации. Указанные проекты не подпадают под соответствующую категорию, в связи с чем Эмитент не проводил какую-либо оценку экологических рисков. В соответствии с методологией Агентства, это ограничивает итоговую оценку.

АКРА отмечает, что рефинансированные Эмитентом проекты не несут значимых побочных эффектов для окружающей среды (принцип «Do No Significant Harm»): при реализации проектов соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

За 2023 год по рассматриваемым проектам были достигнуты следующие экологические эффекты:

A.  Для проекта A: эксплуатация нового подвижного состава позволила достичь следующего снижения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2017 году):

  • за 2023 год – 32 541 тонн СО2-эквивалента;

B.  Для проекта В: эксплуатация нового подвижного состава позволила достичь следующего снижения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2020 году):

  • за 2023 год – 30 606 тонн СО2-эквивалента;

C.  Для Проекта C: эксплуатация нового подвижного состава (трамваев) позволила достичь следующего снижения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2022 году):

  • за 2023 год – 3 285 тонны СО2-эквивалента;

D.  Для Проекта D: выбросы парниковых газов вырабатываются при генерации электроэнергии, снижение электропотребления при реализации проекта позволило достичь следующего сокращения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2022 году):

  • за 2023 год – 5 790 тонн СО2-эквивалента;

Дополнительно благодаря реализации проекта были достигнуты следующие эффекты (положительные эффекты начали возникать в 2022 году):

  • снижение потерь воды за 2023 год – 3 865 тыс. м³;

  • увеличение объема обработки сточных вод за 2023 год по сравнению с 2021 годом – 128 тыс. м³;

  • сохранение электроэнергии накопленным итогом за период с 2022 по 2023 год – 13,88 млн кВт*ч.

АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов, допустимыми.

В то же время Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы следующие данные (при их наличии):

    A.  Для проекта A: данные о фактической углеродоемкости производимой электроэнергии в Объединенной энергетической системе (ОЭС) Центра за весь период обращения облигаций; данные о фактическом среднем расстоянии, которое проезжает поезд московского метро за весь период обращения облигаций.

    B.  Для проекта B: данные о фактической углеродоемкости производимой электроэнергии в ОЭС Центра за весь период обращения облигаций; данные о фактическом пассажиропотоке московского транспортного узла за весь период обращения облигаций в разрезе видов транспорта; данные о фактической углеродоемкости различных видов транспорта московского транспортного узла.

    C.  Для проекта С: данные о фактической углеродоемкости производимой электроэнергии в ОЭС Юга за весь период обращения облигаций; данные о фактическом пассажирообороте в Таганроге на момент начала и окончания проекта в разрезе видов транспорта; данные о фактическом полезном использовании трамваев.

    D.  Для проекта D: фактические показатели функционирования систем водоснабжения и водоотведения, закрепленные в концессионном соглашении за все года периода обращения облигаций; фактические данные по структуре выбросов генерирующих объектов в Центральном энергорайоне Сахалинской области за весь период обращения облигаций.

Полный перечень «зеленых» проектов, рефинансированных за счет рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций, с их кратким описанием, перечнем запланированных мероприятий, а также оценками экологического эффекта и указанием на соответствие проектов ПЗО-2021 и Национальному стандарту, приведен на с. 5–8 настоящего пресс-релиза.


4 См. пресс-релиз АКРА от 15.07.2022 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3399/.

Процесс оценки, отбора и одобрения проектов

АКРА был проанализирован процесс оценки, отбора и одобрения проектов Эмитента. Эмитент подтвердил АКРА, что оценка, отбор и одобрение проектов, рефинансированных оцениваемым выпуском, осуществлены в соответствии с процедурой, изложенной в «Концепции "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»5,6.

Эмитент также подтвердил АКРА, что для отобранных проектов не проводились учет и нивелирование экологических рисков в связи с тем, что проведение какой-либо экологической экспертизы для данных проектов является необязательным с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации. На момент проведения повторной верификации Эмитентом велась разработка внутренних нормативных документов по нивелированию экологических рисков при финансировании проектов.

АКРА также подтверждает, что проекты, рефинансированные оцениваемым выпуском «зеленых» облигаций, в полной мере соотносятся с ESG-стратегией ВЭБ.РФ до конца 2024 года и на перспективу до 2030 года7. В соответствии с данной стратегией, Эмитент будет инвестировать в проекты, способствующие улучшению экологической обстановки (к примеру, экологичный транспорт, новые технологии в промышленности и снижение углеродных выбросов, очистка воды).

АКРА подтверждает ранее сформулированные результаты анализа процесса оценки, отбора и одобрения проектов, представленные в пресс-релизе АКРА от 29.05.20238. Существенных изменений в процессе оценки, отбора и одобрения проектов Эмитента, по мнению Агентства, не произошло.

По мнению Агентства, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки, отбора и одобрения проектов и соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.


5 https://вэб.рф/files/?file=cabc562bf35445e67bfc8366b6b26c42.pdf
6 https://xn--90ab5f.xn--p1ai/investoram/zelenye-obligatsii/.
7 https://xn--90ab5f.xn--p1ai/ustojchivoe-razvitie/esg-strategiya/.
8 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3986/

Управление средствами

АКРА был проанализирован процесс управления средствами от выпуска «зеленых» облигаций Эмитента. Эмитент подтвердил Агентству, что управление средствами от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций происходит в соответствии с механизмом, изложенным в «Концепции "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»9.

Эмитент представил АКРА актуальный реестр выпущенных «зеленых» биржевых облигаций, который позволяет осуществлять аналитический учет средств, израсходованных на рефинансирование «зеленых» проектов, и средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций.

Эмитент также представил АКРА Отчет и подтверждающие документы (см. раздел «Соответствие отчета» настоящего пресс-релиза).

АКРА подтверждает, что на момент проведения повторной верификации совокупная сумма «зеленых» проектов, рефинансированных за счет денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций, превышает общую номинальную стоимость биржевых облигаций.

Эмитент подтвердил АКРА, что 100% средств от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций было направлено исключительно на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) описанных выше проектов.

В отчетном периоде все денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций, были в полном объеме использованы на цели рефинансирования затрат ВЭБ.РФ на предоставление финансирования для целей реализации проектов, в связи с чем временно неиспользуемых денежных средств не возникло.

В то же время, у Эмитента отсутствуют меры ответственности за несоответствие облигаций требованиям Национальной стандарту в течение срока обращения облигаций.

АКРА подтверждает ранее сформулированные результаты анализа процесса управления денежными средствами, полученными от размещения рассматриваемого выпуска, представленные в пресс-релизе АКРА от 29.05.202310. Существенных изменений в процессе управления средствами от выпуска «зеленых» облигаций Эмитента, по мнению Агентства, не произошло.

По мнению Агентства, процесс управления средствами, полученными от выпуска «зеленых» облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.


9 https://xn--90ab5f.xn--p1ai/investoram/zelenye-obligatsii/.
10 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3986/

СООТВЕТСТВИЕ ОТЧЕТА

АКРА также провело верификацию Отчета в отношении двух выпусков «зеленых» облигаций Эмитента (облигаций серии ПБО-002Р-33 (ISIN RU000A104Z48), описанных в данном пресс-релизе, и облигаций серии ПБО-002Р-39 (ISIN RU000A107AU7), соответствие которых ПЗО-2021 и Национальному стандарту также было подтверждено АКРА11). Указанный Отчет содержит следующие сведения:

  • идентификационные признаки ценных бумаг;

  • цели и направления реализации проектов;

  • принципы, критерии и стандарты проектов, указанные в решении о выпуске «зеленых» облигаций, которым соответствуют проекты;

  • характеристики проектов, подтверждающие их соответствие принципам, критериям и стандартам проектов, указанным в решении о выпуске «зеленых» облигаций;

  • качественные и количественные показатели, характеризующие положительный эффект от реализации проектов на окружающую среду и климат и (или) на развитие общественной жизни;

  • описание того, как Эмитент планирует выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проекта (проектов), и управлять такими рисками;

  • описание того, как цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения облигаций, соотносятся со стратегией Эмитента по вопросам устойчивого развития (стратегией устойчивого развития);

  • дата начала реализации каждого из проектов;

  • дата окончания реализации каждого из проектов;

  • описание стадии, на которой находится реализация проектов (сведения о состоянии проекта на дату окончания отчетного периода);

  • сведения о достижении качественных и количественных показателей, характеризующих положительный эффект от реализации проектов на окружающую среду и климат и (или) на развитие общественной жизни;

  • сведения, подтверждающие реализацию проекта, описание которого содержится в решении о выпуске «зеленых» облигаций, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;

  • описание политики Эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения «зеленых» облигаций, включая:

      o   сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии «зеленых» облигаций, в том числе в отчетном периоде;

      o   сведения об управлении нераспределенными средствами;

  • дополнительная информация:

      o   информация об общем объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;

      o   информация об объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций в отчетном периоде;

       o   информация об общем объеме и объеме в отчетном периоде использованных денежных средств и о распределении указанных денежных средств между проектами с указанием объемов денежных средств, направленных на рефинансирование каждого из проектов;

      o   информация об объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, которые временно не были направлены на рефинансирование проектов, и сведения об использовании таких денежных средств;

       o   сведения об оценке Эмитентом соответствия расходов на рефинансирование проектов в отчетном периоде графику планируемых расходов на рефинансирование проектов (при наличии такого графика) или отклонения от него;

      o   сведения об оценке Эмитентом соответствия использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, в отчетном периоде политике Эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения таких облигаций;

      o   сведения о фактах и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;

      o   сведения о фактах и сути нарушения принципов и стандартов финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования при реализации проектов.

В рамках верификации Отчета по всем пунктам указанного Отчета Эмитентом представлены документы и материалы, подтверждающие информацию, содержащуюся в соответствующих разделах. Агентство считает данную информацию достаточной и заслуживающей доверия, а также подтверждает соответствие Отчета ПЗО-2021 и Национальному стандарту.


11 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/4379/

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Согласно данным Эмитента, сотрудники Эмитента принимали участие в разработке Национального стандарта. Кроме того, сотрудники прошли повышение квалификации в Международной школе управления «Сколково» по курсу «Энергопереход», а также обучение по программе дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ТЭК» в АНООВО «Сколковский институт науки и технологий». В организационной структуре Эмитента есть выделенное подразделение, осуществляющее экологическую экспертизу проектов. Однако у Эмитента отсутствует отдельное подразделение, отвечающее исключительно за реализацию «зеленых» проектов.

Эмитентом утверждена «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», принята общая Стратегия развития на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года, а также ESG-стратегия на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года.

АКРА высоко оценивает уровень интеграции Принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента. Эмитент присоединился к ряду глобальных ESG-инициатив.

Агентство оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента как высокое.

Финансовая реализуемость проектов

По проектам A и B уже осуществлены закупки.

Описание стадий реализации проектов С и D представлено на с. 6–7 настоящего пресс-релиза.

АКРА оценивает финансовую реализуемость проектов как высокую.

Ключевые допущения при расчете экологических эффектов

В целях расчета экологических эффектов Эмитентом были сформулированы ключевые допущения, которые были проанализированы Агентством. АКРА подтверждает ранее сформулированные результаты этого анализа, представленные в пресс-релизе АКРА от 29.05.202312.


12 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3986/

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПЗО-2021: соответствует.

Уровень оценки: GR1.

Дополнительная информация

Оценка облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (серия ПБО-002Р-33) и проектов, рефинансированных в рамках выпуска облигаций, а также отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций (в составе пункта 4.2 отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 12 месяцев 2023 года, далее — Отчет), на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также критериям «зеленого» инструмента финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Мнение АКРА о соответствии облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проектов, рефинансированных в рамках выпуска данных облигаций, а также о достоверности данных, представленных в Отчете, и соответствии указанного Отчета международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и критериям «зеленого» инструмента финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 основано на данных, предоставленных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проектов, рефинансированных в рамках выпуска данных облигаций, а также о достоверности данных, представленных в Отчете, и соответствии указанного Отчета международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и критериям «зеленого» инструмента финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 была запрошенной. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» принимала участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.