Кредитный рейтинг ПАО «ФСК ЕЭС» (далее — Компания, ФСК ЕЭС) присвоен на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено очень высокой системной значимостью Компании для российской экономики и очень высокой степенью влияния государства на ФСК ЕЭС.
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа обусловлена монопольным управлением стратегической инфраструктурой в сфере энергоснабжения экономики и населения, очень высокой рентабельностью бизнеса, низким уровнем долговой нагрузки и очень высоким уровнем ликвидности. ОСК сдерживается отрицательным денежным потоком в связи с существенными капитальными вложениями.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
ПАО «ФСК ЕЭС», монопольный оператор Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) России, осуществляет передачу электроэнергии по магистральным линиям и оказывает услуги по техприсоединению к электросетям. Компания относится к субъектам естественных монополий, и тарифы на ее услуги регулируются государством. Основные потребители предоставляемых ФСК ЕЭС услуг по передаче электроэнергии — региональные электросетевые компании, энергосбытовые компании и крупные промышленные предприятия, а услуг по техприсоединению — электрогенерирующие компании. 80,13% акций Компании находятся в собственности ПАО «Россети», 19,28% — у миноритарных акционеров, 0,59% — у Росимущества.
Стратегическая значимость для государства и государственный контроль над управлением. ФСК ЕЭС — ключевой элемент инфраструктуры энергоснабжения экономики и населения России, нарушение функционирования которой приведет к обесточиванию целых регионов. ФСК ЕЭС участвует в ключевых стратегических проектах в части их обеспечения энергетической инфраструктурой (энергоснабжение Олимпиады в Сочи, электрификация БАМа и Транссиба и др.). Для реализации данных мероприятий со стороны государства неоднократно оказывалась поддержка (взносы в уставный капитал, тарифы, выпуск инфраструктурных облигаций и их выкуп ВЭБом). В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» прямая или косвенная доля государства в капитале Компании не может быть ниже 50% плюс 1 акция. Государство осуществляет акционерный и операционный контроль за деятельностью ФСК ЕЭС.
Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Регуляторный риск для Компании нивелирован малой долей ее услуг в конечной цене на электроэнергию (6%), высоким текущим уровнем тарифа, обеспечивающим среднюю рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов 61% (с 2014 по 2016 год), а также замедлением инфляции в России, что снижает негативные эффекты в случае заморозки тарифов. Сбытовые риски формируются в части неплатежей: просроченная дебиторская задолженность (более одного года) находится на умеренном уровне — 3,5% от выручки. Инвестиционная программа характеризуется очень большим объемом: на финансирование инвестиционной программы Компания в среднем тратит 40% выручки. Практика прошлых лет продемонстрировала относительную гибкость сокращения инвестиционной программы при неблагоприятных условиях. Так, в 2014–2015 годах инвестиционная программа была сокращена на 40%.
Умеренная долговая нагрузка. По прогнозам АКРА, в 2017 году отношение долга к FFO до чистых процентных платежей составит 2,0, а с 2018 по 2019 год указанный показатель снизится до 1,8 (пиковое значение — 3,3 — было зафиксировано в 2013 году). 82% долговых обязательств имеют сроки погашения пять и более лет, из них 60% — более 30 лет. 60% долговых обязательств имеют плавающую ставку, привязанную к инфляции, что привело к снижению эффективной ставки портфеля до 6,5% (данные на 30.09.2017). Процентный риск плавающей ставки нивелирован очень высоким покрытием процентных платежей денежным потоком. По оценкам АКРА, в 2017 году отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам составит 7,5. Снижение инфляции до 4,5% в 2018–2019 годах (в базовом сценарии АКРА) увеличит показатель покрытия процентных платежей до 9,4х.
Очень слабый денежный поток. По прогнозам АКРА, в 2017–2018 годах денежный поток Компании будет отрицательным. В 2019-м, как ожидает АКРА, он может стать положительным. Главный фактор, влияющий на формирование отрицательного денежного потока, — высокие капитальные затраты. Завершение программы ДПМ (договоры о предоставлении мощности) и новые государственные приоритеты по стимулированию модернизации старых мощностей должны способствовать стабилизации капитальных затрат и выходу денежного потока ФСК ЕЭС в положительную зону. Ликвидность Компании АКРА оценивает как очень высокую: погашение долга в ближайшие годы будет умеренным (в 2018 и 2019 годах — 8,8% и 7,6% портфеля соответственно). Компания имеет широкий доступ к внешним источникам ликвидности (открытые кредитные линии на сумму 152,5 млрд руб.).
Ключевые допущения
- сохранение в 2018–2019 годах среднего темпа индексации тарифов на уровне 4%, инфляции — на уровне 4,5%;
- реализация Компанией программы капитального развития в соответствии с заявленными сроками и объемами (103–113 млрд руб. ежегодно в 2018–2019 годах);
- выплата дивидендов в соответствии с принципом 50% от чистой прибыли по МСФО за вычетом потребности в инвестициях.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- потеря контроля со стороны государства, в частности несоблюдение на практике положений акционерного соглашения с ПАО «Россети» по управлению Компанией;
- существенное снижение уровня системной значимости ФСК ЕЭС для экономики РФ;
- значительное сокращение объема оказываемой поддержки со стороны государства и увеличение выплат (дивидендов или иного) в пользу ПАО «Россети».
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): аа.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «ФСК ЕЭС» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (27.11.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «ФСК ЕЭС», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг был присвоен на основании консолидированной отчетности по МСФО ПАО «ФСК ЕЭС». Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «ФСК ЕЭС» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «ФСК ЕЭС», не выявлены.
АКРА не оказывало ПАО «ФСК ЕЭС» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.